Виктимологический аспект причин и условий конкретного преступления.
Вопросы, на которые должен ответить исследователь, изучив весь доступный ему материал:
o какие криминогенные качества личности обусловили определенное преступление или правонарушение (могут привести к преступлению или правонарушению – если ведется прогнозирование);
o каковы причины их образования и развития;
o каковы условия их устойчивости;
o какие обстоятельства затрудняют правомерное поведение;
o какие обстоятельства делают возможным совершение различных преступлений.
Ответив на эти вопросы, исследователь постепенно сужает область неизвестного. Благодаря использованию методики изучения причин и условий преступления исследователь понимает, какую информацию надо добыть для криминологического анализа и каким образом это сделать.
Следующий аспект методики причин и условий преступности включает методы изучения: 1) личности; 2) условий формирования личности; 3) условий жизни человека.
Выяснение мотива и цели преступления исследователь обычно проводит по:
1) объективным показателям преступного поведения путем расшифровывания их смысловых связей и содержания;
2) индивидуальным особенностям мотивации преступления путем сбора сведений о ее формировании и непосредственном обнаружении лицом во время, до и после совершения преступления;
3) данным о мотиве и цели преступления, полученным от обвиняемого лица.
Исследование причин и условий преступления возможно:
1) ретроспективно, проанализировав причины уже совершенного преступления;
2) перспективно, то есть для создания достоверного прогнозирования негативных обстоятельств, которые могут в будущем привести к преступлению.
Методика представляет собой хорошо проработанный план действий, что позволяет криминологу не сбиться в последовательности действий и не оставить какой-либо вопрос открытым.
Классификация потерпевших.
В юридической терминологии применяются разные слова для обозначения того, кому нанесен вред в результате преступления: «потерпевший, пострадавший, жертва, потерпевшая сторона». Существуют следующие классификации жертв преступления.
Мендельсон предложил первую типологию жертв:
Полностью невинная жертва (ребенок, невменяемый человек)
Жертва с незначительной виной (может быть женщина, которая поведением провоцирует нападение)
Жертва, которая является столь же виновной, как и обидчик (те, кто своим поведением целенаправленно провоцирует на совершение преступления)
Жертва более виновная, чем обидчик (те, кто сам целенаправленно подталкивает другого к совершению преступления)
Наиболее виновная жертва (когда преступник был убит лицом, который совершал действия, относящиеся к самозащите)
Воображаемая жертва (люди, страдающие от умственных расстройств, паранойи, ошибочно приписывающих себе качеств жертвы).
Общий класс:
ü Молодежь, дети. Они слабы физически и с наибольшей вероятностью могут стать жертвой нападения.
ü Женщины. Женский пол – более слаб.
ü Старшее поколение. Старики слабы физически и нередко умственно.
ü Умственно неполноценные люди.
ü Иммигранты и различного рода социальные меньшинства. Постоянная причина устойчивого чувства беспомощности.
Следующая классификация:
· Потенциальная жертва (лицо, ставшее мишенью при определенных обстоятельствах и в силу своих личных качеств, статуса, позиции).
· Случайная жертва (иногда только случайность решает, кто станет жертвой преступного посягательства. «не в то время, не в том месте»).
· Латентная жертва (лицо, которое реально, фактически пострадало от преступления, но по каким-то причинам этот факт остался не выявленным, скрытым от официального учета преступления)
По особенностям поведения жертв преступлений, классификация: агрессивные, активные, инициативные, пассивные, нейтральные, реальные, потенциальные.