Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ)
Ч. 1 ст. 264 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Объект преступления – безопасность дорожного движения как составной части общественной безопасности.
Основной непосредственный объект – безопасные условия дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Дополнительный объект – здоровье человека.
Транспортным средством признаются различные автомобили (грузовые, легковые, гоночные), трамвай либо другое механическое транспортное средство. Понятие другого механического средства раскрывается в примечании к ст. 264 УК РФ путем перечисления его видов: троллейбус, трактор, иные самоходные машины, мотоциклы, иные механические транспортные средства. Самоходными машинами являются оборудованные самостоятельным двигателем строительные, дорожные, сельскохозяйственные и иные специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, бульдозер, комбайн, автопогрузчик). Необходимо отметить, что все они рассматриваются как транспортные средства только во время движения их по улицам и дорогам. В случае же нарушения правил эксплуатации таких самоходных машин при выполнении ими производственных работ (строительных, дорожных, полевых, погрузочно-разгрузочных и др.), повлекших причинение вреда здоровью человека, содеянное квалифицируется не по ст. 264 УК РФ, а по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо нарушение правил при производстве определенных работ.
Не являются транспортным средством мопед, велосипед, гужевая повозка.
Объективная сторонахарактеризуется: 1) деянием – действием или бездействием (нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством); 2) последствием (причинение тяжкого вреда здоровью человека); 3) причинной связью между указанными действиями (бездействием) и наступившими последствиями.
Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет и управляющее транспортным средством.
Управляющим транспортным средством признается лицо, находящееся за рулем во время движения этого средства, в том числе и при буксировке другим транспортным средством.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. При легкомыслии лицо, нарушающее Правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, предвидит возможность причинения тяжкого вреда здоровью человека, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности лицо не предвидит указанного последствия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло его предвидеть.
Умышленное причинение вреда здоровью человека с помощью транспортного средства должно квалифицироваться как преступление против личности.
Согласноч. 2 ст. 264 УК РФ ответственность наступает за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
В ч. 3 ст. 264 УК РФ предусмотрена ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Согласноч. 4 ст. 264 УК РФ ответственность наступает за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека.
В ч. 5 ст. 264 УК РФ предусмотрена ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более.
В соответствии с ч. 6 ст. 264 УК РФ наступает повышенная ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
Контрольные вопросы:
1. Назовите критерии отграничения преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта от преступлений против личности и собственности.
2. В чем разница между субъектами нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта и нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств?
3. Дайте характеристику субъективной стороны транспортных преступлений.
4. Общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
5. Перечислите преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта.
6. Назовите иные преступления в сфере функционирования транспорта.
Литература, рекомендуемая для изучения темы № 34
Баранов В.И., Неверов В.И., Попова В.В. Квалификация и расследование дорожно-транспортных преступлений. Саратов, 2005.
Борова И.Л., Евкин В.И., Рау А.Э., Юрьев С.С. Уголовная ответственность за нарушение правил международных полетов. Историко-правовой и доктринальный анализ. М., 2006.
Жигалов Н.Ю., Сирохин А.И., Тамбовцева Г.М. Уголовно-правовое и криминологическое исследование нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Иркутск, 2008.
Жулев В.И. Транспортные преступления. М., 2001.
Иваник Н.П., Свистунов К.А. Транспортные преступления. Саратов, 2002.
Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003.
Лукьянов В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений. Специальные вопросы уголовного и административного права. М., 2003.
Овчинникова О.В. Расследование преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Челябинск, 2007.
Сидорченко В.Ф. Морские катастрофы. СПб., 2006.
Тяжкова И.М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности. СПб., 2002.
Интернет-ресурсы:
http://www.tarasei.narod.ru/uchebniki.html
http://lepekhin.newmail.ru/urslov.htm