Тема 27. преступления против семьи и несовершеннолетних
Преступления против семьи и несовершеннолетних– это общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие интересы семьи и несовершеннолетних, предусмотренные ст. 150-157, объединенными в главе 20 раздела VII УК РФ.
Во Всеобщей декларации прав человека подчеркивается, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства (ст. 16).
Принцип 2 Декларации прав ребенка 1959 г. гласит, что ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства.
Конституция РФ установила, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).
Одним из средств такой защиты является уголовно-правовая защита семьи и несовершеннолетних. В действующем УК РФ соответствующие нормы закреплены в главе 20, которая расположена в разделе VII УК РФ («Преступления против личности»). К ним относятся:
вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150);
вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151);
розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции (ст. 151.1);
подмена ребенка (ст. 153);
незаконное усыновление (удочерение) (ст. 154);
разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 155);
неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156);
злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157).
Родовым объектом данной группы преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное развитие и воспитание личности несовершеннолетних и интересы семьи.
Видовым (или групповым) объектом преступлений, предусмотренных главой 20 УК РФ, выступают общественные отношения, обеспечивающие как материальные, так и нематериальные условия для нормального физического, интеллектуального и нравственного формирования личности несовершеннолетнего, а также нормальное существование совершеннолетних, но нетрудоспособных детей и нетрудоспособных родителей, а также интересы семьи.
Непосредственным объектом могут быть конкретные общественные отношения, складывающиеся по поводу формирования личности несовершеннолетних либо нормального существования нетрудоспособных родителей или взрослых детей, а также по поводу материального и нематериального благополучия семьи, ее устоев и коренных интересов.
Объективная сторона в подавляющем большинстве преступлений против семьи и несовершеннолетних предполагает совершение действий, и лишь неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ) представляет собой бездействие. Причем как действие, так и бездействие в этих составах не предполагает в обязательном порядке наступления конкретных общественно опасных последствий. Преступления против семьи и несовершеннолетних имеют формальные составы.
В некоторых преступлениях обязательным признаком является способ совершения преступления. Примером может служить ст. 150 УК, в которой перечисляются наиболее типичные способы вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления: обман, угрозы или иные способы. Для ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий требуется систематичность преступного поведения (ст. 151 УК).
Субъектом анализируемых преступлений, по общему правилу, является любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Исключение составляет вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления или антиобщественных действий (ст. ст. 150 и 151 УК РФ), где виновным может быть только совершеннолетний. Разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 155 УК РФ) может быть совершено как специальным субъектом – лицом, обязанным хранить в тайне факт усыновления (удочерения), так и любым иным лицом.
В некоторых преступлениях специальный субъект выступает в качестве квалифицирующего признака (ч. 2 ст. 150; ч. 2 ст. 151 УК РФ). За преступление, предусмотренное ст. 157 УК РФ, несут ответственность только родители.
Субъективная сторона в преступлениях против семьи и несовершеннолетних характеризуется виной в форме умысла. Сознанием виновного охватывается характер противоправных действий или бездействия (вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления, подмена ребенка и т.д.), волевой элемент умысла характеризуется желанием совершения действия (бездействия). При этом в большинстве случаев активные действия целенаправленны, т.е. эти преступления совершаются с прямым умыслом.
Нормы об ответственности за некоторые преступления против семьи и несовершеннолетних сконструированы таким образом, что для наличия состава преступления обязательно установление мотивов, целей. Так, подмена ребенка и разглашение тайны усыновления (удочерения) уголовно наказуемыми являются при наличии корыстных или иных низменных побуждений (ст. ст. 153, 155 УК РФ).
По непосредственному объекту посягательства все преступления, предусмотренные нормами гл. 20 УК, можно разделить на две группы:
1) преступления против несовершеннолетних (ст. ст. 150, 151 и 156 УК РФ);
2) преступления против семьи, ее устоев, интересов, материального благосостояния и благополучия (ст. ст. 153 - 155 и 157 УК РФ).
Такое деление условно, поскольку совершение любого преступления в отношении несовершеннолетнего посягает и на интересы семьи.
Уголовный кодекс РФ, обособив преступления против несовершеннолетних в самостоятельную главу, тем не менее, не дал нормативного определения их понятия, что нельзя признать оправданным.
Проблема определения понятия «преступление против несовершеннолетнего», к сожалению, не получила должного освещения на страницах юридической печати, а в учебной литературе последних лет она даже не поднимается. По справедливому замечанию Н.Е. Борисовой в определении анализируемого понятия существует несколько заслуживающих внимания проблемных ситуаций. Первая состоит в необходимости проведения четкого разграничения между преступлением против несовершеннолетнего и преступлением, в котором несовершеннолетний выступает потерпевшим[31].
Последняя категория была впервые выделена в работе Ю.Е. Пудовочкина (2002 г.)[32], где разъяснено, что преступление, в котором потерпевшим выступает несовершеннолетний, может быть охарактеризовано с криминологической точки зрения как любое реально совершенное общественно опасное деяние, в результате которого несовершеннолетнему причинен физический, имущественный или моральный вред, а также с позиций уголовного права как деяние, законодательно определенный состав которого предусматривает несовершеннолетие потерпевшего в качестве одного из признаков, при этом оно может быть указано в качестве признака основного либо квалифицированного составов преступления. Для целей настоящего исследования удобней использовать уголовно-правовое понятие преступления, потерпевшим от которого выступает несовершеннолетний. В нем же заложено основание для выделения в рамках этих преступных деяний особой группы преступлений против несовершеннолетних. По мнению Ю.Е. Пудовочкина соотношение преступлений против несовершеннолетнего и преступлений, в которых он выступает потерпевшим, правомерно рассматривать как соотношение части и целого: во всяком преступлении против несовершеннолетнего он выступает в качестве потерпевшего, но не всякое преступление, где потерпевшим выступает несовершеннолетний, является преступлением против него. «К преступлениям против несовершеннолетних следует относить лишь те посягательства, в которых возраст потерпевшего отнесен к конститутивным признакам состава преступления»[33].
Следующая проблема в определении понятия «преступление против несовершеннолетнего» связана с выбором критерия, позволяющего отграничить анализируемое преступление от иных.
Думается, что в качестве такового должен выступать объект, общий для данной группы преступлений и зафиксированный законодателем в наименовании главы Особенной части УК РФ. Исследователи отмечают, что в основу определения понятия «преступление против несовершеннолетнего» должно быть положено содержание именно родового объекта[34]. Следует заметить, что в его характеристике нет особых разграничений в уголовно-правовой науке. В качестве общего для преступлений Главы 20 УК РФ объекта ученые признают общественные отношения, складывающиеся в процессе воспитания, развития и формирования личности несовершеннолетнего[35].
М.Г. Аутлев считает, что эту триаду можно сократить. По мнению ученого, развитие и формирование личности – суть одно и то же. Развитие и воспитание – нет. Воспитательную деятельность можно представить как «процесс сокращенного воспроизведения развития человечества в развитии отдельных индивидов, социального филогенеза в социальном онтогенезе»[36].
С учетом изложенного и в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации, преступления против несовершеннолетних – это общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие интересы несовершеннолетних, предусмотренные ст. 150, 151 и 156, объединенными в главе 20 раздела VII УК РФ.
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления
(ст. 150 УК РФ)
Ч. 1 ст. 150 УК РФ предусматривает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим 18-летнего возраста.
Непосредственный объект преступления – общественные отношения, связанные с обеспечением нормального физического развития, нравственного воспитания несовершеннолетнего.
Объективная сторона преступления характеризуется специфическим действием (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления) и способом (путем обещаний, обмана, угроз или иным способом).
Характер преступления, в совершении которого вовлекается несовершеннолетний, а также роль, на которую он готовится взрослым (исполнитель, пособник и т.д.), для квалификации действий виновного по ст. 150 УК РФ значения не имеет.
Рассматриваемое преступление имеет формальный состав, то есть считается оконченным, если несовершеннолетний приступил к его совершению хотя бы на стадии приготовления или покушения. Если же он несмотря на воздействие взрослого не стал участвовать в преступлении, то действие взрослого преступника следует квалифицировать как покушение на вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.
Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее возраста 18 лет.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что вовлекает несовершеннолетнего путем обещаний, обмана, угроз или иным способом в совершение уголовно наказуемого деяния, и желает вовлечь несовершеннолетнего в совершение преступления.
Часть 2 ст. 150 УК РФ (квалифицированный состав) предусматривает повышенную ответственность, если это деяние, совершенно родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.
Субъект преступления специальный – родители, педагоги либо иные лица.
Ч. 3 ст. 150 УК РФ (квалифицированный состав) предусматривает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления с применением насилия или с угрозой его применения.
Если здоровью потерпевшего будет умышленно причинен тяжкий вред (ст. 111 УК РФ), либо насилие совершено в виде истязания при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 117 УК РФ) или в виде изнасилования, или насильственных действий сексуального характера при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и ч. 3 ст. 131, ч. 2 и ч. 3 ст. 132 УК РФ), вовлечение несовершеннолетнего в преступление квалифицируется по совокупности с указанными составами.
Ч. 4 ст. 150 УК РФ (особо квалифицированный состав) предусматривает ответственность за деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей, связанные с вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.