Изнасилование (ст. 131 УК РФ)
Ч. 1 ст. 131 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей.
Объект преступления – половая свобода женщины. В тех случаях, когда потерпевшая – несовершеннолетняя, малолетняя, объектом выступает также половая неприкосновенность.
Дополнительный объект – честь, достоинство потерпевшей.
Факультативный объект– жизнь, здоровье человека. Это когда потерпевшими являются дети.
Для наличия состава этого преступления потерпевшей может быть только лицо женского пола, независимо от ее отношений с виновным (муж, сожитель и т.д.).
Объективная сторона преступления состоит из двух взаимосвязанных элементов:
1) полового сношения;
2) насилия, угрозы либо использования беспомощного состояния потерпевшей, которые придают половому сношению противоправный характер, ибо не соблюдается элемент добровольности, взаимного согласия сторон, нарушается половая свобода женщины.
«Половое сношение» - термин не юридический, а медицинский и пониматься должен так, как трактует это понятие сексология. Под половым сношением понимается гетеросексуальное (естественным путем) совокупление мужчины и женщины. Все иные формы половой жизни являются суррогатными[25]. Следовательно, сексуальные действия, имитирующие половой акт (путем введения в преддверие влагалища, между половыми губами и т.п.) или совершаемые в извращенной форме (per os или per anum), даже при наличии признака противоправности не могут расцениваться как изнасилование. Сообразно обстоятельствам они могут быть квалифицированы как покушение на изнасилование (ст. 30, 131 УК РФ), или насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ), либо как развратные действия (ст. 135 УК РФ).
Другой составной частью, обязательным признаком объективной стороны изнасилования выступает способ: а) насилие; б) либо угроза его применения; в) либо использование беспомощного состояния потерпевшей.
Указанные способы используются виновным для того, чтобы, подавив или игнорировав волю потерпевшей, вступить с нею в половое сношение. Таким образом, под изнасилованием следует понимать лишь половое сношение с женщиной вопреки ее воле и согласию.
Способы совершения рассматриваемого преступления четко очерчены в законе. Поэтому не могут рассматриваться в качестве изнасилования действия лица, склонившего женщину к совершению полового акта путем обмана или злоупотребления доверием, например, заведомо ложного обещания вступить в брак.
Под насилием, по смыслу закона, следует понимать физическое насилие. Оно применяется виновным как средство подавления действительного, а не мнимого или ожидаемого, сопротивления потерпевшей.
Физическое насилие может состоять в удержании, связывании, причинении побоев, легкого или средней тяжести вреда здоровью. Такое насилие, согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2004 г. № 11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации», охватывается диспозицией ст. 131 УК РФ.
Если при изнасиловании либо покушении на него потерпевшей умышленно причиняется тяжкий вред здоровью, действия виновного квалифицируются по соответствующей части ст. 131 УК РФ и по совокупности с преступлением, предусмотренным ст. 111 УК РФ. Действия лица, умышленно причинившего в процессе изнасилования тяжкий вред здоровью потерпевшей, что повлекло по неосторожности ее смерть, при отсутствии других квалифицирующих признаков следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 131 УК РФ и ч. 4 ст. 111 УК РФ. При совершении убийства в процессе изнасилования, после окончания изнасилования либо покушения на него в целях сокрытия совершенного преступления либо по мотивам мести за оказанное сопротивление содеянное виновным подлежит квалификации по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Совокупность преступлений, предусмотренных п. «к» ч. 2 ст. 105 и ст. 131 УК РФ, в соответствии с действующей редакцией ст. 17 УК РФ не образуется.
Под угрозой применения насилия понимается запугивание потерпевшей, совершение таких действий, которые свидетельствовали бы о намерении немедленно применить физическое насилие вплоть до причинения вреда здоровью средней тяжести. Таким образом, в ч. 1 ст. 131 УК РФ речь идет об угрозе причинения побоев, легкого и средней тяжести вреда здоровью, поскольку угроза убийством и причинением тяжкого вреда здоровью охватывается п. «в» ч. 2 ст. 131 УК РФ. Угроза должна восприниматься потерпевшей как реальная вне зависимости от того, имел ли виновный намерение на самом деле осуществить угрозу. Угроза применить насилие в будущем не может рассматриваться в качестве средства подавления сопротивления потерпевшей, поскольку она имеет возможность обратиться за помощью в правоохранительные органы или к другим гражданам.
Угроза совершить какие-либо иные действия, например, разгласить позорящие сведения о потерпевшей или ее близких, уничтожить имущество, не позволяет квалифицировать содеянное по ст. 131 УК РФ.
Как физическое насилие, так и угроза его применения могут применяться как к потерпевшей, так и к другим лицам. К таким лицам могут быть отнесены не только дети или другие родственники потерпевшей, но и другие лица, в судьбе которых потерпевшая заинтересована, например ее воспитанники, ученики.
Таким образом, для наличия состава изнасилования насилие должно носить реальный характер и иметь отношение к моменту совершения деяния, а не к будущему. Насилие является средством подавления воли потерпевшей и применяется для подавления ее возможного или действительного сопротивления.
Понятие изнасилования с использованием беспомощного состояния потерпевшей раскрыто в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2004 г. № 11. Это могут быть случаи, когда:
1) потерпевшая в силу своего физического или психического состояния (малолетний возраст, физические недостатки, расстройство душевной деятельности или иное болезненное или бессознательное состояние) не могла понимать характер и значение совершаемых с нею действий;
2) потерпевшая понимала характер и значение совершаемых с нею действий, но не могла оказать сопротивления виновному.
При этом в обоих случаях виновный должен осознавать, что потерпевшая находится в таком состоянии. При решении вопроса о том, является ли состояние потерпевшей беспомощным, суды исходят из имеющихся доказательств по делу, включая соответствующее заключение эксперта, когда для установления психического или физического состояния потерпевшей проведение судебной экспертизы является необходимым.
Изнасилование потерпевшей, находящейся в состоянии алкогольного опьянения, можно признать совершенным с использованием беспомощного состояния не во всех случаях, а лишь при наличии такой степени опьянения, которая лишала потерпевшую возможности оказать сопротивление виновному (п. 3 указанного Постановления Пленума).
Для квалификации изнасилования, совершенного с использованием беспомощного состояния потерпевшей, не имеет значения, привел ли сам виновный потерпевшую в такое состояние (например, напоил спиртными напитками, предоставил наркотики) или воспользовался тем, что она находилась в таком состоянии независимо от его действий.
Как изнасилование с использованием беспомощного состояния потерпевшей следует квалифицировать, как правило, и случаи вступления в половое сношение без применения физического или психического насилия с малолетними девочками (см. п. 4 указанного Постановления Пленума). Если потерпевшая из-за своего возраста или умственной отсталости не осознает характера и значения совершаемых с ней сексуальных действий, что выясняется в каждом случае индивидуально, следует считать, что она в силу этого находится в беспомощном состоянии.
По юридической конструкции рассматриваемый состав – формальный. Оконченным изнасилование является с момента начала полового акта, то есть с момента проникновения полового члена мужчины во влагалище женщины.
Субъектом преступления по ст. 131 УК РФ может быть только лицо мужского пола, достигшее 14 лет.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.
Часть 2 ст. 131 УК РФ устанавливает повышенную ответственность за изнасилование:
1) совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «б» ч. 2 ст. 131 УК РФ).
Под изнасилованием совершенным группой лиц следует понимать случаи, когда лица, принимавшие участие в изнасиловании, действовали согласованно в отношении потерпевшей. Поскольку изнасилование с применением насилия является сложным по структуре преступлением, как групповое изнасилование должны квалифицироваться не только действия лиц, совершивших насильственный половой акт, но и действия лиц, содействовавших этому путем применения физического или психического насилия к потерпевшей. При этом действия лиц, лично не совершавших насильственного полового акта, но путем применения насилия к потерпевшей содействовавших другим в ее изнасиловании, должны квалифицироваться как соисполнительство в групповом изнасиловании. Следовательно, соисполнителями группового изнасилования могут являться женщины и мужчины, не обладающие половой функцией, поскольку соисполнителем является лицо, выполнившее хотя бы часть объективной стороны преступления[26].
Лица, содействовавшие виновному не путем применения насилия к потерпевшей, а другими способами, например путем предоставления помещения или оружия для устрашения, не подлежат ответственности за изнасилование группой лиц, а привлекаются к ответственности лишь за соучастие в изнасиловании по ст. 33 и соответствующей части ст. 131 УК РФ.
Под изнасилованием, совершенным группой лиц, следует понимать также те случаи, когда виновные, действуя согласованно и применяя физическое насилие или угрозу в отношении нескольких женщин, затем совершают половой акт каждый с одной из них.
При совершении изнасилования группой лиц, лишь один из которых подлежит уголовной ответственности, а остальные – не подлежат в силу недостижения 14-летнего возраста или невменяемости, содеянное нельзя квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 131 УК РФ. Это согласуется с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», в п. 9 которого подчеркивается, что совершение преступления с использованием лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста (ст. 20 УК) или невменяемости (ст. 21 УК), не образует соучастия. Подобная ситуация рассматривается и п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое», где говорится, что лицо, организовавшее преступление либо склонившее к совершению кражи, грабежа или разбоя заведомо не подлежащего уголовной ответственности участника преступления, в соответствии с ч. 2 ст. 33 УК РФ несет уголовную ответственность как исполнитель содеянного. Таким образом, действия участника группового изнасилования, если другие его участники не были привлечены к уголовной ответственности, следует квалифицировать по ч. 1 ст. 131 УК РФ;
2) соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам (п. «в» ч. 2 ст. 131 УК РФ).
Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью имеет место тогда, когда налицо реальная возможность осуществления угрозы, когда угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью является средством воздействия на сознание и волю потерпевшей с целью добиться ее подчинения.
Под угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью следует понимать не только прямые высказывания, которые выражали намерение немедленного применения физического насилия к самой потерпевшей, ее детям, близким родственникам или другим лицам, но и такие угрожающие действия виновного, как, например, демонстрация оружия или предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож, бритва, топор и т.п.). При этом нет необходимости доказывать, имел ли виновный намерение осуществить угрозу. Подобные действия охватываются п. «в» ч. 2 ст. 131 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 119 УК РФ не требуют (п. 11 Постановления от 15.06.2004 г. № 11).
В случае если угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью была выражена виновным после совершения изнасилования, с той целью, чтобы потерпевшая никому не сообщила о случившемся, и у нее были основания опасаться такой угрозы, действия виновного при отсутствии других квалифицирующих обстоятельств необходимо квалифицировать по ч. 1 ст. 131 и по ст. 119 УК РФ по совокупности.
Под изнасилованием с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам следует понимать причинение физических или нравственных мучений и страданий. Особая жестокость может выражаться в издевательстве и глумлении над потерпевшей, истязании в процессе изнасилования, в причинении телесных повреждений, в совершении изнасилования в присутствии родных или близких потерпевшей, а также в способе подавления сопротивления, вызывающем тяжелые физические либо нравственные мучения и страдания самой потерпевшей или других лиц. При квалификации таких действий по признаку особой жестокости необходимо устанавливать умысел виновного лица на причинение потерпевшим лицам особых мучений и страданий (п. 12 Постановления от 15.06.2004 г. № 11);
3) повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием (п. «г» ч. 2 ст. 131 УК РФ), может иметь место в случае, когда: а) виновный знал о наличии у него венерического заболевания; б) потерпевшая реально заболела этим заболеванием; в) заражение произошло путем насильственного полового акта.
Последствием является заражение потерпевшей венерическим заболеванием (например, сифилисом, гонореей, мягким шанкром, паховым лимфогранулематозом). Отношение к последствию может быть как умышленным, так и неосторожным. Неосторожность возможна лишь в виде легкомыслия, поскольку лицо осознает, что больно венерической болезнью. Содеянное полностью охватывается п. «г» ч. 2 ст. 131 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 121 УК РФ;
В ч. 3 ст. 131 УК РФ сконструирован состав изнасилования при особо отягчающих обстоятельствах. К ним относится изнасилование:
а) несовершеннолетней;
б) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия.
В ч. 4 ст. 131 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за. изнасилование:
а) повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей;
б) потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста,