Суд не вправе проверять целесообразность оспариваемых актов госорганов
Особого внимания заслуживают разъяснения ВС РФ относительно порядка оспаривания решений, действий или бездействия властных субъектов.
Согласно ст. 62 КАС РФ суды не связаны основаниями и доводами заявленных требований и могут выходить за их пределы для всестороннего и полного исследования административного дела.
В то же время суд не может признать решение или действие органов государственной власти законным со ссылкой на обстоятельства, которые не являлись предметом рассмотрения органов власти или их должностных лиц (п. 61 Постановления Пленума ВС № 36).
Согласно разъяснениям Пленума ВС РФ суды не вправе проверять целесообразность оспариваемых решений, действий и бездействия органов государственной власти, однако превышение полномочий или их использование вопреки интересам и правам граждан, организаций, государства и общества является признаком незаконного действия (бездействия) или решения (п. 62 Постановления Пленума ВС № 36).
При неявке участников процесса аудиозапись вести не нужно.
Статья 204 КАС РФ предусматривает обязательное аудиопротоколирование каждого заседания первой или апелляционной инстанции (включая предварительное судебное заседание), а также каждого отдельного процессуального действия вне судебных заседаний. Пленум ВС РФ предусмотрел исключение из данного правила: при неявке участников процесса или если их явка необязательна, аудиопротоколирование не осуществляется.
Данное правило находит подтверждение в Бюллетене судебной практики по административным делам Свердловского областного суда за четвертый квартал 2015 года (утв. постановлением президиума Свердловского областного суда от 30.03.2016).
Письменное протоколирование обязательно во всех случаях. Стороны могут подать письменные замечания на протокол, а также на результаты аудио- и видеозаписи в течение 3 дней со дня подписания протокола.
Выступление участника судебного разбирательства может быть ограничено, либо суд вовсе может лишить его слова без вынесения определения в виде отдельного судебного акта. Решение суда об ограничении выступления участника процесса либо лишении его слова принимается председательствующим судьей и должно быть отражено в протоколе судебного заседания. Обжалование такой меры процессуального принуждения возможно лишь при обжаловании итогового судебного акта (ст. 202 КАС РФ, п. 44 Постановления Пленума ВС № 36).
Остальные меры процессуального принуждения применяются посредством вынесения определения суда в виде отдельного судебного акта и обжалуются частными жалобами, представлениями прокурора (п. 45 Постановления Пленума ВС № 36).
Меры процессуального принуждения применяются на любой стадии административного процесса. Определение о применении мер процессуального принуждения выносится судьей единолично (при подготовке дела к рассмотрению) либо коллегиальным составом суда (п. 46 Постановления Пленума ВС № 36).
Одной из отличительных особенностей административного процесса является активная роль суда, выражающаяся в дополнительной обязанности принимать необходимые меры для всестороннего и полного установления фактических обстоятельств административного дела, а также выявлять и истребовать по собственной инициативе доказательства в целях правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 63, части 8, 12 ст. 226, ч. 1 ст. 306 КАС РФ).
Что же касается доказательств, то Пленум ВС РФ обошел вниманием ст. 59 КАС РФ, требующую доработки. В указанной статье представлен перечень допустимых в административном процессе доказательств, одним из которых являются электронные письма. При этом Кодекс не поясняет, что следует понимать под электронными документами и как оперировать такими доказательствами.
На сегодняшний день практика использования электронных документов в качестве доказательств по делу насчитывает всего пару дел и будет набирать обороты в процессе применения ст. 59 КАС РФ (апелляционное определение Московского городского суда от 18.12.2015 по делу № 33а-47881/2015, определение Московского городского суда от 23.08.2016 № 4га-9033/2016).
Необходимо отметить, что в связи с принятием Постановления № 36 утратило силу постановление Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».
Не все дела могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства В КАС РФ упрощенному производству посвящена гл. 33, которая содержит всего четыре статьи. Поэтому Пленум уделил большое внимание данной главе, в частности уточнил основания, сроки и процедуру упрощенного производства. В Постановлении № 36 Пленум ВС приводит перечень дел, которые не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства в силу установленных КАС РФ процессуальных особенностей рассмотрения отдельных категорий дел, связанных с составом суда, сроками судебного разбирательства, либо в силу прямого указания закона. Например, споры, связанные с ограничением прав и свобод гражданина, требуют обязательного присутствия административного ответчика либо его представителя. В связи с чем такие споры не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства. Административные дела, срок рассмотрения которых меньше срока, установленного Кодексом для упрощенного производства, также не могут быть рассмотрены по правилам гл. 33 КАС РФ (абз. 3 п. 70 Постановления Пленума ВС № 36). Срок рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства составляет 10 дней со дня вынесения определения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. В одном деле суд, вопреки ходатайству о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства, рассмотрел заявление в открытом судебном заседании. Он обосновал это тем, что дело назначено на дату, выходящую за пределы 10-дневного срока, и, следовательно, не может быть рассмотрено в упрощенном производстве (апелляционное определение Тверского областного суда от 10.08.2016 по делу № 33–3332/2016). |
Вы внимательно прочитали статью? Тогда ответьте на вопрос: Должен ли законный представитель по административному делу иметь высшее юридическое образование?
Для осуществления представительства в суде законным представителям не обязательно иметь высшее юридическое образование, в отличие от представителей, действующих по доверенности (абз. 2 п. 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»). |