Тема 2.3. Криминалистическая трасология
При изучении данной темы студенты должны усвоить принятые в криминалистике деления понятия «след» в широком и узком значении этого термина. В первом случае под следом понимают последствия преступления, это и материально-фиксированные следы-отображения, и следы-вещества (следы-остатки), и следы-предметы. Следы в узком понимании – это только следы-отображения. Объектом трасологического исследования являются главным образом «следы отображения», под которыми понимают следы, в которых отображаются внешние признаки оставившего их объекта и (или) механизм их образования (например, следы пальцев) или отображающие механизм их возникновения (например, следы крови). Могут исследоваться трасологически и «следы - предметы» (например, замок для установления факта и способа его взлома). При комплексных исследованиях объектом могут быть «следы-вещества» (например, следы лакокрасочного покрытия автомобиля на одежде потерпевшего).
Следы - отображения возникают при контакте двух поверхностей: следообразующей и следовоспринимающей. В результате контактного взаимодействия на следовоспринимающей поверхности возникает отображение участков поверхности следообразующего объекта. По этому отображению можно судить о форме и размерах объекта (в целом и его отдельных частей), о микрорельефе поверхности, оставившей след. Сочетание этих признаков способно индивидуализировать объект, оставивший след, и позволяет идентифицировать его по оставленному следу.
Трасологические исследования следов-отображений и решаемые при этом идентификационные и диагностические задачи позволяют установить факты, содействующие доказыванию причастности конкретных лиц к расследуемому преступлению, а также определять важные моменты механизма совершения преступления.
Принципиальное значение для уяснения содержания трасологии имеют классификации следов. Они строятся по разным основаниям. По объектам, они классифицируются на следы:
1) человека – рук, ног, одежды, обуви, зубов, ногтей, участков кожи (антропоскопия) и др.;
2) орудий и инструментов, производственных механизмов – следы распила, разруба, разреза, разрыва, расчленения, сверления, отжима (механоскопия);
3) транспортных средств – ходовой части, выступающих частей, отделившихся частей, следы животных (транспортная трасология);
В зависимости от условий и механизма формирования следов их классифицируют на:
а) статические (точечные) и динамические (линейные);
б) объемные и поверхностные;
в) локального и периферического воздействия.
Студентам предстоит подробнее ознакомиться с этой классификацией, так как без нее невозможен анализ следов на месте происшествия.
По степени выраженности следы могут быть видимыми, маловидимыми и невидимыми. Чтобы сделать доступными для наблюдения и исследования маловидимые и невидимые следы, их проявляют различным образом: опыляют порошками, растворами, окуривают парами йода, используют различные осветители, прибегают к специальным приемам выявления следов.
На примере трасологических исследований студенты должны закрепить свои познания в области криминалистической идентификации. В частности, на основании анализа общих и частных папиллярных узоров ногтевой фаланги пальцев предстоит уяснить практическое значение понятия «индивидуальная совокупность признаков», способная индивидуализировать объект.
Наряду со следами пальцев рук должен быть усвоен материал и об иных следах человека: виды следов, способы их обнаружения, закрепления, изъятия; обстоятельства, которые могут быть установлены при экспертном исследовании этих следов.
При изучении следов орудий, инструментов, производственных механизмов необходимо обратить внимание на два основных обстоятельства:
1. Со следами орудий и инструментов приходится сталкиваться по делам о кражах, сопровождаемых взломом преграды. Отсюда необходимость уяснения вопросов, которые должны быть решены на месте происшествия (направление взлома, используемые орудия, сведения о преступнике), и обстоятельств, которые могут быть установлены при последующих экспертных исследованиях.
2. Со следами производственных механизмов приходится иметь дело при расследовании изделий массового производства (гвозди, пуговицы, электрошнуры, фарные рассеиватели и т. д. и т. п.). В изделиях массового производства отображаются признаки исходного сырья, технологические и производственные признаки и признаки эксплуатационные. Совокупность этих признаков позволяет устанавливать принадлежность исследуемого объекта к определенной группе (партии).
При изучении материала о трасологическом исследовании таких следов (предметов), как запирающее устройство (замок) и предохранительное устройство (пломба) необходимо уделять внимание следам, которые возникают при повреждении этих устройств. Эти признаки способны помочь в следственном осмотре таких объектов, в том числе на месте происшествия.
Большую группу следов составляют следы транспортных средств (ТС). Они были названы в приведенном выше перечне, и применительно к каждому виду следов необходимо знать возможности криминалистического решения идентификационных и диагностических задач. Так, установление групповой принадлежности ТС, а иногда и его идентификация возможны по следам ходовой части (следует запомнить идентификационные признаки), по отделившимся деталям и частям ТС, по следам выступающих частей ТС. Эти же следы могут быть использованы для решения диагностических задач: определения направления и режима ТС, места столкновения (наезда), угла столкновения и др.
Особое внимание при изучении темы должно быть обращено на приемы и методы работы со следами: их осмотра, описания, фотографирования, закрепления, изъятия.
Главное при изучении данной темы – получить цельное представление о значении всех групп следов и их разновидностей в расследовании и раскрытии преступлений. Для этого должны быть поняты и осознаны возможности их экспертного исследования с целью разрешения идентификационных задач (отождествление человека, орудий взлома, ТС, установления общего источника происхождения, установление целого по части и т.п.) и диагностических задач (установление механизма расследуемого события, установление факта отпирания замка отмычкой, факт повторного насаживания пломбы и т. п.).