Статья IV. Законодательная ветвь Раздел 1. Законодательная власть; инициатива и референдум.
(1) Законодательная власть в штате, за исключением прав на законодательную инициативу и референдум, закрепленных за народом, принадлежит законодательной ассамблее, состоящей из сената и палаты представителей.
(2) (а) Народ оставляет за собой право выдвигать инициативы, заключающиеся во внесении законопроектов и поправок к конституции, а также право вводить их в силу или отвергать посредством голосования независимо от законодательной ассамблеи.
(б) Закон, принимаемый по инициативе, может быть внесен на рассмотрение исключительно через петицию, подписанную установленным числом избирателей, составляющих шесть процентов от общего числа избирателей, голосовавших за всех кандидатов на пост губернатора на выборах, на которых губернатор был избран на следующий срок в четыре года, предшествующие подаче петиции.
(в) Поправка к конституции, принимаемая по инициативе, может быть внесена исключительно через петицию, подписанную установленным числом избирателей, составляющим восемь процентов от общего числа избирателей, голосовавших за всех кандидатов на пост губернатора, на которых он был избран на срок в четыре года, предшествующие подаче петиции.
(г) Поправка к конституции, принимаемая по инициативе, должна содержать полный текст вносимого на рассмотрение закона или поправки к конституции. Предложенный закон или поправка к конституции должны охватывать только один предмет и вопросы, соответствующим образом связанные с ним.
(д) Петиция об инициативе должна быть зарегистрирована не менее чем за четыре месяца до голосования по вносимым на рассмотрение закону или поправке.
(3) (а) Народ оставляет за собой право проведения референдума, то есть право одобрить или отклонить путем голосования любой закон или любую его часть, вносимые законодательной ассамблеей, которые не вступают в силу ранее чем девяносто дней спустя после завершения сессии, принявшей закон.
(б) Решение о проведении референдума по закону или его части может быть принято на основании петиции, подписанной установленным числом избирателей, составляющим четыре процента от общего числа избирателей, голосовавших за кандидатов на пост губернатора на выборах, на которых губернатор был избран на срок в четыре года, предшествующие подаче петиции. Петиция о проведении референдума должна быть представлена не позднее чем девяносто дней спустя после завершения сессии, принявшей закон.
(в) Решение о проведении референдума по закону может быть принято законодательной ассамблеей в соответствии с правом. Несмотря на раздел 15б статьи V настоящей конституции, губернатор не может наложить вето на законопроекты, содержащие предложение о проведении референдума, а также на законопроекты, на основании которых принимается решение о проведении референдума.
5. Полномочия на внесение инициативы и проведение референдума, закрепленные за народом в соответствии с подразделами (2) и (3) настоящего раздела, далее закрепляются за квалифицированным числом избирателей каждого муниципалитета и округа по всем вопросам местного, специального и муниципального законодательства любого рода в их или для их муниципалитетов или округов. Процедура отправления этих полномочий определяется общими законами, однако города могут предписывать процедуру отправления этих полномочий своим муниципальным законодательством. Для внесения законодательной инициативы в каком-либо городе может потребоваться не более 15 процентов от общего числа избирателей, а для проведения референдума по законодательству требуется не более 10 процентов голосов от общего числа избирателей.
Раздел 18. Где разрабатываются законопроекты. Законопроекты могут разрабатываться в любой палате. Однако внесение в них поправок или их отклонение допускается другой палатой, за исключением того, что законопроекты о налогах и сборах должны разрабатываться палатой представителей.
Раздел 20. Предмет и название закона. Каждый законодательный акт должен охватывать только один предмет и вопросы, соответствующим образом связанные с ним, предмет закона должен быть отражен в его названии. Если закон охватывает какой-либо предмет, не отраженный в названии, такой закон должен быть аннулирован на этом основании.
Раздел 21. Законодательные акты должны быть четко сформулированы.Все законодательные акты и совместные резолюции должны быть четко сформулированы, избегая при этом, насколько возможно, использования технических терминов.
Раздел 23. Запрещение определенных местных и специальных законов. Законодательная ассамблея не принимает специальные или местные законы, касающиеся любого из нижеперечисленных случаев, а именно:
регулирования юрисдикции и обязанностей мировых судей и констеблей;
наказания за преступления и правонарушения;
регулирования практики гражданских судов;
перенесения в другой округ разбора гражданских и уголовных дел;
дозволения разводов;
изменения имен граждан;
прокладки, открытия и строительства шоссейных дорог и избрания или назначения инспекторов;
упразднения дорог, городских площадей, улиц, аллей и общественных площадей;
вызова и внесения в списки присяжных заседателей больших и малых жюри;
налогообложения и сбора налогов для штата, графства, городского муниципалитета и на содержание дорог;
выделения средств на содержание государственных школ и сохранение школьных фондов;
процента на капитал;
организации и проведения выборов должностных лиц штата, графства и городского муниципалитета, а также определения мест для проведения голосования;
организации продажи недвижимости, принадлежащей несовершеннолетним или другим лицам, действующим при юридической недееспособности, судебными исполнителями, администраторами, душеприказчиками или опекунами.
Часть II ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ШТАТОВ
А. Антитрестовский закон Шермана (1890 г.) Б. Закон о продовольственных товарах, медикаментах и косметике В. Закон о гражданских правах 1964 г., раздел VII Г. Закон о компенсации, выплачиваемой работникам (штат Айдахо) Д. Закон о департаменте по борьбе с вредителями растений (штат Калифорния)