Виды учебной работы для очной формы обучения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
учебной дисциплины
«Уголовно-исполнительное право»
Направление подготовки
Юриспруденция
Направленность (профиль) подготовки
Уголовно-правовая
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Формы обучения
Очная, заочная
Тюмень – 2016
Рабочая программа дисциплины «Уголовно-исполнительное право» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция с учетом требований рынка труда, развития науки, культуры, экономики, техники и технологий, социальной сферы.
Рецензент:В.И. Морозов, Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин филиала Московского института государственного управления и права в Тюменской области.
Рецензент:И.Ю. Касницкая, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры правовой подготовки сотрудников ОВД ТИПК МВД РФ.
Автор(составитель): С.Г. Лосев – кандидат юридических наук, доцент, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин филиала Московского института государственного управления и права в Тюменской области.
Автор(составитель): А.В. Тиканов – кандидат юридических наук, доцент, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин филиала Московского института государственного управления и права в Тюменской области.
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин 01.09.2016, протокол № 1.
Программа согласована и одобрена руководителем образовательной программы высшего образования – программы бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.
ã Филиал НОУ ВПО «МИГУП»
в Тюменской области, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи изучения дисциплины………………………………………………..4
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы………….................4
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины………………………………………………………………………………4
4. Объем дисциплины по видам учебной работы и формам промежуточной аттестации………………………………………………………………………………...6
5. Содержание и структура дисциплины по темам, видам учебной работы, формам текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации ……………………6
5.1. Тематические планы изучения дисциплины………………………………………6
5.2. Содержание дисциплины (программа курса)…………………………………......9
5.3. Содержание тем практических занятий (семинаров)………………...………….11
6. Образовательные технологии ………………………………………………………12 7.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Средства текущей и итоговой оценки качества сформированных компетенций (фонд оценочных средств) при изучении дисциплин ……………………………….12
7.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся...13
7.2. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины……………………...15
7.3. Средства текущей и итоговой оценки качества сформированных компетенций (фонд оценочных средств) при изучении дисциплины….…………………………...18
7.3.1.Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету ……….……………18
7.3.2.Примерная тематика рефератов (компьютерных презентаций)………………19 7.4.Методика оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучающихся, характеризующих уровень сформированности компетенций……...20
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.…………..22
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………..…………....25
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины. Составной частью стратегической задачи по подготовке квалифицированных юристов является необходимость изучения уголовно-исполнительного права, в процессе которого оптимальным результатом следует считать достижение таких главных целей как:
-формирование у обучающихся системного представления о социальном назначении и основном содержании уголовно-исполнительного права Российской Федерации;
-создание необходимых предпосылок для правильного понимания и применения его институтов, принципов и правовых норм на практике;
-соблюдение законности в правоприменительной деятельности учреждений и органов, осуществляющих правоохранительные функции.
Задачи изучения дисциплины. Достижению указанных целей служит система задач, стоящих перед дисциплиной:
-формирование у студентов знаний об основах политики Российской Федерации в области реализации уголовно-правового принуждения, правовом механизме регулирования этой сферы деятельности;
-правильного понимания основных категорий, принципов и институтов уголовно-исполнительного права Российской Федерации;
-создание у обучающихся целостного представления о правовом регулировании исполнения уголовных наказаний, предусмотренных уголовным кодексом Российской Федерации;
-приобретение студентами необходимых в профессиональной деятельности юриста умений и навыков работы с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации;
-знание особенностей порядка исполнения и условий отбывания различных видов уголовных наказаний, правоприменительной практики учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания;
-изучение международных актов специализированного характера, непосредственно относящихся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, которых придерживается Российская Федерация;
-повышение правовой культуры и правового сознания обучающихся.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Уголовно-исполнительное право» является одной из дисциплин вариативной части профессионального цикла(Б3.В.ДВ.6.1)–дисциплина по выбору. При изучении данной дисциплины необходимо учитывать, что уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, который образуют также уголовное и уголовно-процессуальное право.
Базовым в уголовно-правовом комплексе, регулирующем борьбу с преступностью, является уголовное право. Оно формирует понятие, цели, виды уголовных наказаний, основания освобождения от них, сущность наказаний и т.п., тем самым определяя основные юридические категории, типовые особенности юридического инструментария, используемого уголовно-исполнительным правом.
В процессе обеспечения реализации охранительной функции уголовно-правовой нормы уголовно-исполнительное право соприкасается и с уголовно-процессуальным правом, прежде всего с разделом последнего, относящимся к исполнению приговора. Обе отрасли права оперируют общим понятийным аппаратом, имеют смежные институты и нормы (освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение от наказания, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, изменение условий содержания осужденных к лишению свободы и т.д.). Разграничение названных отраслей права определяется тем, что уголовно-исполнительное право регулирует досудебную процедуру реализации указанных смежных институтов, а уголовно-процессуальное право – их судебную процедуру.
Очень часто уголовно-исполнительное право пересекается с такими отраслями права, как конституционное, административное (по линии управления органами и учреждениями, исполняющими наказания, а также ответственности за правонарушения), гражданское, семейное и трудовое право. Подобная ситуация обусловлена возникновением у гражданина в случае осуждения специфического правового статуса – статуса осужденного.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины уголовно-исполнительное право у выпускников формируются элементы следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
- осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
в нормотворческой деятельности:
- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
-способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).
Исходя из этого, студент должен быть готов к получению теоретических знаний о государственной политике и правовых явлениях в сфере исполнения уголовных наказаний, а также приобретению необходимых практических умений и навыков работы с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и международно-правовыми стандартами в области обращения с осужденными.
По окончании курса изучения дисциплины уголовно-исполнительное право студент должен:
знать:
- основные закономерности функционирования государственной политики Российской Федерации в области борьбы с преступностью;
- правовые понятия и категории, характеризующие общественные отношения, связанные с исполнением уголовных наказаний;
уметь:
- ориентироваться в сфере правового регулирования исполнения уголовных наказаний;
- осмысливать деятельность государственных органов и учреждений по достижению целей, стоящих перед уголовным наказанием;
- толковать и применять нормы уголовно-исполнительного законодательства;
- использовать в своей служебной деятельности приобретенные знания порядка исполнения и отбывания различных видов уголовных наказаний.
владеть:
-необходимой юридической терминологией;
- навыками юридического анализа;
- навыками составления документов.
4. Объем дисциплины по видам учебной работы и форма промежуточной аттестации
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы или 72 часа.
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование модуля (темы) дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и их трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | |||||
Л | ПЗ | СРС | |||||||
Всего | В т.ч. в ИФ | Всего | В т.ч. в ИФ | ||||||
Модуль 1. Общая часть уголовно-исполнительного права | |||||||||
1. | Тема 1. Понятие и значение уголовно-исполнительного права, предмет и система курса | ||||||||
2. | Тема 2. Система учреждений и органов государства, исполняющих наказания | ||||||||
3. | Тема 3. Классификация осужденных и распределение их по исправительным учреждениям | - | |||||||
4. | Тема 4. Правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания | ||||||||
Модуль 2. Особенная часть уголовно-исполнительного права | |||||||||
5. | Тема 5. Правовое регулирование основных средств исправления осужденных | - | |||||||
6. | Тема 6. Исполнение наказаний без изоляции от общества | ||||||||
7. | Тема 7. Исполнение наказаний, связанных с изоляцией от общества | ||||||||
8. | Тема 8. Основания и порядок освобождения осужденных от отбывания наказания | - | |||||||
Заочная форма обучения
Наименование раздела (темы) учебной дисциплины | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Всего Всего часов | |||
лекции | практические занятия | в том числе в интерактивной форме | СРС | ||
Тема 1. Понятие и значение уголовно-исполнительного права, предмет и система курса. Система учреждений и органов государства, исполняющих наказания | |||||
Тема 2. Правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания. Классификация осужденных и распределение их по исправительным учреждениям | |||||
Тема 3. Правовое регулирование основных средств исправления осужденных | |||||
Тема 4. Исполнение наказаний без изоляции от общества | |||||
Тема 5. Исполнение наказаний, связанных с изоляцией от общества | |||||
Тема 6. Основания и порядок освобождения осужденных от отбывания наказания | |||||
Тема 7. Международные акты об обращении с осужденными | |||||
ИТОГО |
5.2. Содержание дисциплины (программа курса)
Образовательные технологии
Формами организации учебного процесса являются: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа. В учебном процессе используются разнообразные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля.
В соответствии с требованиями ФГОС высшее профессиональное образование должно строиться на базе компетентностного подхода. Реализация данного подхода при изучении дисциплины «Прокурорский надзор» обеспечивается посредством широкого использования в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, основанных на следующих образовательных технологиях:
- диалоговые технологии;
- игровые технологии (ролевые игры, деловые игры);
- эвристические технологии;
- компьютерные технологии.
Кроме того, используются активные и интерактивные формы проведения лекций, в том числе в форме презентации с использованием мультимедийного оборудования, кейс-метод и т.п.
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Средства текущей и итоговой оценки качества сформированных компетенций (фонд оценочных средств) при изучении дисциплин
7.1.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
Учебно-методические средства, которые обучающиеся используют при самостоятельной работе:
- рабочая учебная программа дисциплины;
- методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся;
- методические указания для обучающихся по освоению дисциплины;
- учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (списки рекомендуемой (основной и дополнительной) литературы, программного обеспечения, ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», электронно-библиотечных систем).
Виды и формы самостоятельной работы обучающихся:
- изучение и систематизация официальных государственных документов
(законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов);
-изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
-подготовка докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;
-участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях;
- подготовка к семинарским (практическим) занятиям, к игровым формам проведения занятий и оформление результатов;
- самостоятельное изучение отдельных тем (вопросов) в соответствии со структурой дисциплины (модуля), составление конспектов;
- самостоятельное выполнение практических работ и др.
Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя
обучающийся должен:
- освоить содержание, выносимое на самостоятельную работу обучающихся;
- планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем;
- выполнять самостоятельную работу в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой дисциплины;
- отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе.
Перечень вопросов для самостоятельной работы
Тема 1. Понятие и значение уголовно-исполнительного права. Предмет и система курса
1. Понятие, предмет, метод уголовно-исполнительного права, его место в системе отраслей права, регламентирующих борьбу с преступностью.
2. История Уголовно-исполнительного права
3. Уголовно-исполнительное право в Российской империи в ХIХ в.
4. Уголовно-исполнительное (исправительно – трудовое) право в Советском государстве 1917-1991 гг.
5. Уголовно-исполнительное право в современный период.
Тема 2. Система учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания
1. Понятие и содержание контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
2. Контроль органов государственной власти за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
3. Прокурорский надзор за соблюдением законов в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Тема 3. Классификация осужденных к лишению свободы и порядок их распределения по исправительным учреждениям
1. Понятие классификации осужденных к лишению свободы и ее значение для достижения целей наказания.
2. Критерии классификации осужденных по социально-демографическим признакам.
3. Покажите уголовно-правовую классификацию осужденных:
4. Виды исправительных учреждений и классификация осуждённых.
Примерный перечень тем рефератов
1). Условия эффективности уголовно-исполнительного законодательства.
2). Проблемы реформирования уголовно-исполнительного законодательства.
3). Политика Российской Федерации в области исполнения уголовных наказаний в современных условиях.
4). Исполнение уголовных наказаний, исправление осужденных как функция государства.
5). Современные тенденции развития уголовно-исполнительного законодательства.
6). Формирование пенитенциарной политики России в XIX столетии.
7). Исправительно-трудовое право и система законодательства об исполнении уголовных наказаний в советском государстве.
8). История развития международного сотрудничества в области пенитенциарной политики.
9) Современная система международных стандартов в области обращения с осужденными к наказаниям, связанным с лишением свободы.
10). Характеристика международных правовых стандартов в области обращения с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
11). Проблемы реализации международных стандартов обращения с осужденными в Российской Федерации.
12). Исполнение уголовных наказаний в отдельных государствах.
13). Правовое регулирование деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.
14). Перспективы совершенствования правового регулирования исполнения наказаний без изоляции осужденных от общества с учетом социальных возможностей Российской Федерации и зарубежного опыта.
15). Взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с судом, иными правоохранительными органами, средствами массовой информации, религиозными конфессиями и общественными объединениями.
16). Проблемы сохранения и отмены смертной казни в Российской Федерации.
17). Осужденные и их общности как объект воспитательной системы.
18). Традиции и обычаи преступного мира в местах лишения свободы.
19). “Вор в законе” – легенда или действительность российских исправительных учреждений.
20) Женщины в местах лишения свободы.
21). Проблемы реализации трудовых прав осужденных.
22). Проблемы гуманизации исполнения уголовных наказаний.
23) Ответственность осужденных за совершение ими правонарушений в период отбывания наказаний.
24). Гражданские и семейные права осужденных, отбывающих наказания.
25). Проблемы реализации права осужденных на свободу совести и вероисповедания.
26). Предварительное заключение под стражу в истории России.
27). Особенности исполнения предварительного заключения под стражу в Российской Федерации.
28). Реализация основных видов жизнедеятельности осужденных.
29). Комплексная реализация направлений, форм и методов воспитания осужденных.
30). Организация труда осужденных. Проблемы их трудовой занятости.
31). Организационно-правовые основы материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных.
32). История развития международного сотрудничества в области пенитенциарной политики.
33) Современная система международных стандартов в области обращения с осужденными к наказаниям, связанным с лишением свободы.
34). Характеристика международных правовых стандартов в области обращения с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
35). Проблемы реализации международных стандартов обращения с осужденными в Российской Федерации.
36). Исполнение уголовных наказаний в отдельных государствах.
37). Правовые основы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества (выбрать один вид наказания).
38). Порядок и условия исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих
39). Основания и виды освобождения от отбывания наказания. Дифференциация оснований и особенности подготовки к досрочному освобождению от отбывания наказания различных категорий осужденных.
40). Подготовка осужденных к освобождению и порядок освобождения из мест лишения свободы.
41). Наблюдение и контроль за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания. Проблемы административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
42). Внесудебные формы освобождения от наказания (помилование и амнистия).
Интернет-ресурсы
1. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] : Электрон. тест. данные. Режим доступа : http://www.pravo.gov.ru/
2. Министерство юстиции РФ [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Электрон. тест. данные. – Режим доступа : http://www.minjust.ru/ru/
3. Конституционный суд РФ [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Электрон. тест. данные. – Режим доступа : http://www.ksrf.ru/ru/Pages/InfoPage.aspx
4 .Верховный суд РФ [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Электрон. тест. данные. – Режим доступа : http://www.supcourt.ru/
5. Генеральная прокуратура РФ РФ [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Электрон. тест. данные. – Режим доступа :http://www.genproc.gov.ru/
6.
7. Правовая система нового поколения Референт[Электронный ресурс] / Компания Референт. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.referent.ru/
8.Официальный сайт Российской газеты – www.rg.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
учебной дисциплины
«Уголовно-исполнительное право»
Направление подготовки
Юриспруденция
Направленность (профиль) подготовки
Уголовно-правовая
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Формы обучения
Очная, заочная
Тюмень – 2016
Рабочая программа дисциплины «Уголовно-исполнительное право» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция с учетом требований рынка труда, развития науки, культуры, экономики, техники и технологий, социальной сферы.
Рецензент:В.И. Морозов, Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин филиала Московского института государственного управления и права в Тюменской области.
Рецензент:И.Ю. Касницкая, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры правовой подготовки сотрудников ОВД ТИПК МВД РФ.
Автор(составитель): С.Г. Лосев – кандидат юридических наук, доцент, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин филиала Московского института государственного управления и права в Тюменской области.
Автор(составитель): А.В. Тиканов – кандидат юридических наук, доцент, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин филиала Московского института государственного управления и права в Тюменской области.
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин 01.09.2016, протокол № 1.
Программа согласована и одобрена руководителем образовательной программы высшего образования – программы бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.
ã Филиал НОУ ВПО «МИГУП»
в Тюменской области, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи изучения дисциплины………………………………………………..4
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы………….................4
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины………………………………………………………………………………4
4. Объем дисциплины по видам учебной работы и формам промежуточной аттестации………………………………………………………………………………...6
5. Содержание и структура дисциплины по темам, видам учебной работы, формам текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации ……………………6
5.1. Тематические планы изучения дисциплины………………………………………6
5.2. Содержание дисциплины (программа курса)…………………………………......9
5.3. Содержание тем практических занятий (семинаров)………………...………….11
6. Образовательные технологии ………………………………………………………12 7.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Средства текущей и итоговой оценки качества сформированных компетенций (фонд оценочных средств) при изучении дисциплин ……………………………….12
7.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся...13
7.2. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины……………………...15
7.3. Средства текущей и итоговой оценки качества сформированных компетенций (фонд оценочных средств) при изучении дисциплины….…………………………...18
7.3.1.Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету ……….……………18
7.3.2.Примерная тематика рефератов (компьютерных презентаций)………………19 7.4.Методика оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучающихся, характеризующих уровень сформированности компетенций……...20
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.…………..22
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………..…………....25
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины. Составной частью стратегической задачи по подготовке квалифицированных юристов является необходимость изучения уголовно-исполнительного права, в процессе которого оптимальным результатом следует считать достижение таких главных целей как:
-формирование у обучающихся системного представления о социальном назначении и основном содержании уголовно-исполнительного права Российской Федерации;
-создание необходимых предпосылок для правильного понимания и применения его институтов, принципов и правовых норм на практике;
-соблюдение законности в правоприменительной деятельности учреждений и органов, осуществляющих правоохранительные функции.
Задачи изучения дисциплины. Достижению указанных целей служит система задач, стоящих перед дисциплиной:
-формирование у студентов знаний об основах политики Российской Федерации в области реализации уголовно-правового принуждения, правовом механизме регулирования этой сферы деятельности;
-правильного понимания основных категорий, принципов и институтов уголовно-исполнительного права Российской Федерации;
-создание у обучающихся целостного представления о правовом регулировании исполнения уголовных наказаний, предусмотренных уголовным кодексом Российской Федерации;
-приобретение студентами необходимых в профессиональной деятельности юриста умений и навыков работы с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации;
-знание особенностей порядка исполнения и условий отбывания различных видов уголовных наказаний, правоприменительной практики учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания;
-изучение международных актов специализированного характера, непосредственно относящихся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, которых придерживается Российская Федерация;
-повышение правовой культуры и правового сознания обучающихся.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Уголовно-исполнительное право» является одной из дисциплин вариативной части профессионального цикла(Б3.В.ДВ.6.1)–дисциплина по выбору. При изучении данной дисциплины необходимо учитывать, что уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, который образуют также уголовное и уголовно-процессуальное право.
Базовым в уголовно-правовом комплексе, регулирующем борьбу с преступностью, является уголовное право. Оно формирует понятие, цели, виды уголовных наказаний, основания освобождения от них, сущность наказаний и т.п., тем самым определяя основные юридические категории, типовые особенности юридического инструментария, используемого уголовно-исполнительным правом.
В процессе обеспечения реализации охранительной функции уголовно-правовой нормы уголовно-исполнительное право соприкасается и с уголовно-процессуальным правом, прежде всего с разделом последнего, относящимся к исполнению приговора. Обе отрасли права оперируют общим понятийным аппаратом, имеют смежные институты и нормы (освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение от наказания, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, изменение условий содержания осужденных к лишению свободы и т.д.). Разграничение названных отраслей права определяется тем, что уголовно-исполнительное право регулирует досудебную процедуру реализации указанных смежных институтов, а уголовно-процессуальное право – их судебную процедуру.
Очень часто уголовно-исполнительное право пересекается с такими отраслями права, как конституционное, административное (по линии управления органами и учреждениями, исполняющими наказания, а также ответственности за правонарушения), гражданское, семейное и трудовое право. Подобная ситуация обусловлена возникновением у гражданина в случае осуждения специфического правового статуса – статуса осужденного.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины уголовно-исполнительное право у выпускников формируются элементы следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
- осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
в нормотворческой деятельности:
- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъ