Порядок проведения государственной регистрации прав (ФЗ 122)
1. Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
· правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
· внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
· совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
3. Государственная регистрация прав проводится в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом.
Государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов проводится не позднее чем в течение трех рабочих дней, следующих за днем приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.
На гос регистрацию предоставляются:
1. Заявление о гос регистрации
2. Документ об уплате гос пошлины
3. Документ, подтверждающий полномочия представителя
4. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход прав
5. Кадастровый план
6. Документ, удостоверяющий личность
ГК РФ Статья 131. Государственная регистрация недвижимости
1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии со статьёй 25 ЗК РФпредусмотрена обязанность регистрации права собственности, аренды, сервитута, безвозмездного пользования.
Статья 26 ЗК РФ Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Специальными нормами ГК РФ предусмотрена гос регистрация прав при осуществлении сделок, предметом которых может быть земельный участок:
- Договор об ипотеке
-Договор дарения недвижимого имущества
- Договор ренты
-Договор пожизненного содержания с иждивением
Января вступает в силу новый закон О государственной регистрации недвижимости. Здесь дается краткий обзор нововведений. Более полная информация по ссылке, т.к обьем более 6 страниц. Кто распечатал, используйте QR-код.
1. Появится новый реестр недвижимости
2. Уточнены объекты недвижимости, которые подлежат кадастровому учету и права на которые регистрируются
3. Учитывать недвижимость и проводить госрегистрацию прав на нее будет Росреестр
4. Кадастровый учет объектов и госрегистрация прав будет проводиться как одновременно, так и отдельно
4.1. Когда учет и госрегистрация осуществляются одновременно
4.2. Когда учет и госрегистрация проводятся отдельно
5. Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом учете недвижимости и госрегистрации прав
5.1. Отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица
Правоудостоверяющие документы – документы, на основании которых возникает, прекращается, переходит право собственности или иное вещное прав, возникает и прекращается ограничение (обременение) таких прав на объекты недвижимого имущества.
Виды документов:
1. акты, изданные органами власти
2. договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества,
3. акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений,
4. свидетельства о праве на наследство;
5. вступившие в законную силу судебные акты;
6. акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти
7. иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним
8. иные документы
Правоустанавливающие документы являются первичным основанием для государственной регистрации права на землю. Их примерный перечень приведен в ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Такие документы должны соответствовать законодательству, которое действовало на момент их составления в месте расположения земельного участка. В них должен быть указан правообладатель, вид права на землю, а также описание земельного участка, позволяющее однозначно истолковать и затем идентифицировать конкретный участок земли.
Правоустанавливающими документами на земельные участки являются:
1. договоры и акты приема-передачи к ним (купля-продажа, дарение, мена, приватизация и др.);
2. решения судов, вступившие в законную силу (в том числе мировое соглашение, утвержденное судом);
3. свидетельства о праве на наследство;
4. решения, постановления, распоряжения, акты органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) о предоставлении (выделении) земельных участков.
Кадастровые документы
Кадастровое дело
1. Кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета.
2. Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.
Кадастровая карта (план)
1. Кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В зависимости от состава воспроизведенных сведений и целей их использования кадастровые карты (планы) могут быть кадастровыми картами (планами) земельных участков, дежурными кадастровыми картами (планами) и производными кадастровыми картами (планами).
2. Кадастровая карта (план) земельного участка воспроизводит в графической и текстовой формах сведения о земельном участке.
3. Дежурные кадастровые карты (планы) воспроизводят в графической и текстовой формах сведения о местоположении земельных участков и территориальных зон.
4. Производные кадастровые карты (планы) воспроизводят в графической и текстовой формах обобщенные сведения о земельном фонде, об экономических, о социальных, о природных и об иных связанных с землей процессах.
Кадастровый паспорт земельного участка - это выписка из государственного кадастра недвижимости, содержащая сведения о характеристиках участка и все необходимые сведения для его государственной регистрации. Кадастровый паспорт объекта определяет все основные характеристики земельного участка и он необходим для всех видов сделок с земельным участком.
47. Государственный земельный надзор. Органы государственного земельного надзора, их полномочия.
Статья 71. Государственный земельный надзор
Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных ФОИВ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений ОГВ, ОМС, а также ЮЛ, их руководителями и иными должностными лицами, ИП, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении ОГВ, ОМС, ЮЛ, ИП и гражданами своей деятельности.
Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 (ред. от 12.03.2016) "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре")
Государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
1) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) требований законодательства о недопущении самовольного занятия ЗУ или части ЗУ, в т.ч. использования земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок;
б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования ЗУ на право аренды земельных участков или приобретении ЗУ в собственность;
в) требований законодательства об использовании ЗУ по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
г) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока ЗУ, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
д) требований земельного законодательства при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
е) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
з) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Росреестра в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
2) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;
д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
3) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
г) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
48. Виды и содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.
Юридическая ответственность - это мера государственного принуждения, основанная на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражающаяся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий.
Земельное правонарушение –общественно опасное, противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающих угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону.
Общим объектом земельных правонарушений являются общественные отношения в области использования и охраны земель. Непосредственным объектом земельного правонарушения могут быть: а) публичные земельные отношения, например при самовольном занятии земель или нарушении режима заповедника; б) частные земельные отношения, например при нарушении собственником правового режима земельного участка; в) управленческие отношения, связанные с землей, в том числе при нарушении порядка предоставления или незаконном отводе земельного участка; г) имущественные земельные отношения, связанные с нарушением права собственности, неправомерном занятием земельного участка.
Субъектами земельных правонарушений могут выступать как граждане, так и юридические лица (российские и иностранные), как являющиеся субъектами земельных правоотношений (например, собственники земельных участков в случае нерационального их использования), так и не являющиеся ими, но допустившие нарушение земельного законодательства (например, в случае порчи земель).
Объективная сторона земельного правонарушения заключается в нарушении требований земельного законодательства и может быть представлена в виде противоправных действий (например, уничтожение межевых знаков) либо бездействий (например, систематическая неуплата земельного налога). Она может характеризоваться наличием или отсутствием наступивших вредных последствий в результате совершения правонарушения. Факультативными признаками объективной стороны земельного правонарушения могут выступать время, место, способ совершения правонарушения.
Субъективная сторона земельного правонарушения характеризуется наличием вины в форме умысла (прямого или косвенного) либо неосторожности (небрежности или легкомыслия). Некоторые правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Например, уничтожение межевых знаков (ст. 7.2 КоАП РФ) может быть произведено как умышленно путем сжигания или спиливания такого знака, так и в результате наезда на знак транспортным средством по неосторожности.
К числу факультативных признаков субъективной стороны относятся цель и мотив совершения данного деяния. Так, регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного кадастра недвижимости образуют состав преступления лишь при совершении этих действий из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 170 УК РФ).
Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены КоАП. Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП устанавливает административную ответственность. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена в виде предупреждения (официальное порицание) или административного штрафа (денежное взыскание).
Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред (ст. 74 ЗК)
Всего КоАП предусматривает ответственность за земельные правонарушения в 15 статьях, которые можно объединить в 3 большие группы:
1. Деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком (самовольное занятие ЗУст.7.1)
2. Нарушение требований в области охраны земель (Порча земель ст. 8.6)
3. Нарушения против порядка управления (сокрытие, искажение или несвоевременное предоставление сведение о состоянии земель ст. 8.5)
Уголовная ответственность. УК предусматривает уголовную ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей, искажение учетных данных ГЗК (должностное лицо), порчу земли.
Земельное преступление – виновно совершенное, общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.
Субъектами могут быть только физические лица (граждане и должностные лица).
УК предусматривается три состава: ст.254 «Порча земли», ст. 170 «Регистрация незаконных сделок с землей», ст. 179 «Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения».
Дисциплинарная ответственность - Статья 75 ЗК РФ предусматривает применение мер дисциплинарного воздействия за нарушение земельного законодательства:
Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Гражданско-правовая ответственность. Возмещение вреда, выплата компенсации.
Статья 76 ЗК РФ Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями:
1. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
2. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
3. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
49. Способы защиты прав на землю. Особенности рассмотрения земельных споров.
Способы зашиты нарушенных прав (статья 12 ГК РФ):
• признание права;
• восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения;
• признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительной ничтожной сделки;
• признание недействительным акта государственного органа или органа МСУ;
• самозащита права;
• присуждение к исполнению обязанностей в натуре;
• возмещение убытков;
• взыскание неустойки;
• компенсация морального вреда;
• прекращение или изменение правоотношений;
• неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
• Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях (статья 60 ЗК РФ):
• признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушения права на земельный участок;
• самовольного занятия земельного участка;
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим такой акт.
Признание права на земельный участок. Признается в судебном порядке (обеспечение защиты права силой государственного принуждения). Заинтересованное лицо может ставить перед судом вопрос о признании за ним права на земельный участок путем заявления иска.
Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок - в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа МСУ (результат реализации лицом своего права на судебную защиту).
Любые земельные споры должны рассматриваться в судебном порядке (об отказе в предоставлении земельного участка; о возмещении убытков, причиненных в результате загрязнения земельного участка, об устранении препятствий в пользовании земельным участком). До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд (негосударственный орган, избираемый сторонами, для разрешения возникшего между ними спора).
В соответствии со Статьей 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством суд, арбитражный суд или третейский суд.
50. Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения.