Соотношение земельного права с другими отраслями законодательства.
Соотношение земельного права со смежными отраслями права.
1) с КРФ находиться в отношениях подчинения. Общеобязательные КРФ – прямое действие.
Условно объединяем:
* не о посредственное регулирование (ст. 9, 36, 72);
* о посредственное регулирование (все остальные).
2) с гражданским правом находиться в отношениях пересечения (п. 3 ст. 129 ГК РФ, п. 3 ст. 3 ЗК РФ);
3) с административным и уголовным находиться в отношениях пересечения. Это ответственность.
4) с экологическим находиться в отношении пересечения.
Конституция РФ
Статья. 8, 9закрепляет многообразие и признает равенство защиты всех форм собственности, включая собственность на землю, устанавливает право частной собственности на землю.
Статья 36 предусматривает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Статья 72 намечает пути регулирования земельных отношений, предусматривая, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона и устанавливая, что к совместному ведению РФ и S РФ относится решение таких вопросов, как владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности (в том числе и земельной) и принятие земельного законодательства.
Гражданское право
Самую тесную связь ЗП имеет с ГП. Эта связь особенно усилилась с
1) ликвидацией исключительной государственной собственности на землю,
2) установлением частной собственности на нее,
3) вовлечением земли в нормальный гражданский оборот,
4) с признанием земли недвижимым имуществом.
ГП включает исходные положения о собственности на землю и иных вещных прав на нее, о сделках с землей. ГК РФ не претендует на детальное регулирование земельных отношений даже по вопросам собственности и сделок с землей и поэтому отсылает к земельному законодательству. Это объясняется тем, что земля не обычный объект собственности и хозяйственного использования, поэтому регулирование земельных отношений осуществляется на основе публично-правовых начал.
ГК РФ включает специальную главу 17 «Право собственности и другие вещные права на землю».
Административное право
осуществление государственного контроля за использованием и охраной земли, привлечение к административной ответственности за нарушение земельного законодательства. В административном порядке происходит организация государственного и муниципального земельного управления, в частности решаются вопросы предоставления и изъятия земельных участков, оформления прав на землю, включая выдачу правоустанавливающих документов и регистрацию, проведения землеустройства и т.д.
Уголовное право
Взаимосвязь УП с ЗП заключается в осуществление государственного контроля за использованием и охраной земли, привлечение к уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства.
Экологическое право
Тесная связь существует между ЗП и ЭП. Среди объектов природы земля занимает главенствующее положение, поэтому состояние земли отражает общее состояние окружающей среды. Земельное право не входит в состав экологического права, но оно своими правовыми средствами решает задачи охраны окружающей природной среды, включая нормы о рациональном использовании земель, их охране, обеспечивая тем самым требования экологической безопасности.
6. Источники земельного права.
Система нормативных правовых актов (строгий порядок соподчиненности правовых актов по их юридической силе) представлена:
Международные договоры - Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 10 декабря 1994 г.).
• Конституцией Российской Федерации (России), где закреплены общие принципы регулирования земельных отношений - Конституция РФ выступает в качестве основополагающего источника практически всех отраслей права. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Кроме федеральной, в пределах соответствующих юрисдикций действуют 21 Конституция республик. Предусматривается принятие уставов другими субъектами РФ.
Конституция РФ содержит ряд статей, как прямо, так и косвенно регулирующих земельные отношения. Заметное место в Конституции занимают вопросы собственности на землю (ст. 8, 9 и 36).
В ст. ст. 71 и 72 Конституции РФ определены соответственно сферы ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. Преимущественно регулирование земельных отношений относится к области совместного ведения, а за РФ остается право управления федеральной собственностью, в том числе земельной, принятие гражданского законодательства
• нормативными актами законодательных органов Российской Федерации.
Главное место среди земельного законодательства занимает Земельный кодекс РФ, вступивший в силу 30 октября 2001 года. Федеральным законом № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» признаны утратившими силу ЗК РСФСР 1991 г. и другие нормативные правовые акты, регулировавшие земельные отношения. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Федерации, должны соответствовать ЗК РФ.
К кодифицированным источникам земельного права следует отнести и Гражданский кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ.
Действует целый ряд федеральных законов специального характера:
· от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан",
· от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
· «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 года
· «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ.
· «О землеустройстве в РФ» от 18.06.01 № 78 – ФЗ.
· «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ.
· «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137 – ФЗ
· Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» и др.
К источникам земельного права относятся такие указы Президента РФ, как Указ Указ Президента РФ «О придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования» от 27 июня 1998 года № 727
Акты, регулирующие земельные отношения, вправе принимать и Правительство РФ в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, Так, Правительство обязано определять порядок:
· Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторов убытков при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд» от 07 мая 2003 года № 262
· Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 года № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
· Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд».
· Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 736 "О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства".
Законы субъектов:
· Закон Вологодской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области» от 18.12.2003 № 976-ОЗ.
· Закон Вологодской области от 07.05.2014 N 3361-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области".
· Постановление Правительства Вологодской области от 30.07.2007 N 962 "О Порядке утверждения границ охранных зон газораспределительных сетей и наложения ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки".
7. Земельная реформа в Российской Федерации.
Земельная реформа – это преобразование, изменение земельных отношений в целях создания условий для функционирования многообразия форм собственности и форм хозяйствования на земле. Земельная реформа - это коренное изменение того земельного строя, который существовал в СССР до 1990 года. Основой прежнего земельного строя была исключительная собственность гос-ва на землю.
Земельная реформа началась с подготовки правовой базы, правового фундамента. На этом этапе были приняты такие законы, как:
• ЗК РСФСР от 25 апреля 1991 г.
• К РФ 1993г. в ч.2 ст.9 закрепила, что земля и иные природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.
Ст.36 К РФ 93-го года закрепила, что граждане и их объединения могут иметь в частной собственности земельные участки.
• закон РСФСР от 1990 г. "О земельной реформе"
• закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 1990 г.
• Указ Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю». 1997 г.,
• Постановление правительства РФ от 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»
Все вышеперечисленные нормативно-правовые акты утратили силу.
Положительные моменты реформы:
- Ликвидация монополии государства на землю;
- Земля вовлечена в гражданский оборот (стала объектом купли-продажи, аренды);
- Расширение числа субъективных прав на землю, появляются новые правовые институты на землю;
- Установление платы за пользование землей (закон №91);
- Усиление экологической направленности земельного законодательства (охрана земли);
- Усиление ответственности землепользователей.
Отрицательные моменты реформы:
- Основной упор на частную собственность
- Не было создано механизма рационального использования земли
- Отсутствие эффективных рыночных рычагов привело к снижению количества земли и уменьшению обрабатываемых земель.
В настоящее время действуют:
• ЗК РФ 2001г.;
• ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости»;
• ФЗ «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ,
• ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ,
• ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ,
• ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ
Причины земельной реформы: 1. Спад производства. 2. Отсутствие материальной заинтересованности товаропроизводителей в рациональном использовании земли, особенно в сельском хозяйстве. 3. Отсутствие инвестиционной привлекательности в строительство и объекты недвижимости. 4. Необходимость перераспределения земель и наделения земельными участками всех желающих.
Итоги:1. установлено многообразие форм собственности. 2. установлены разные формы хозяйствования (крестьянско-фермерское, личное, колхозы, совхозы). 3. Новые законодательно-закрепленные гарантии землепользования. 4. Права арендаторов земельных участков приравнены к правам собственников земельных участков. 5. Созданы органы государственной и муниципальной власти, осуществляющие специальные функции в области земельных отношений.
8. Объекты земельных правоотношений.