Земельное право как отрасль российского права.

Земельное право как отрасль российского права.

1. Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России. Земля включает всю территорию, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный порядок – поверхностный слой земной коры в пределах территории ее субъектов, внутренних вод и территориального моря.

ЗП – комплексная отрасль права, предметом регулирования которой являются земельные отношения, регулируемые комплексным правовым методом. Основа ЗП – нормы гражданского права, а также нормы административного и экологического права. ЗП – самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет:

1) собственный предмет правового регулирования;

2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Предмет ЗП – это:

· отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п.1 ст.3 ЗК).

· Земельное законодательство регулирует не только собственно земельные отношения, но и отношения по охране иных природных объектов и ресурсов, в свою очередь, земельные отношения могут регулироваться специальным законодательством об охране окружающей природной среды (например, ЛК РФ).

· общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

· имущественные отношения по владению, пользованию, распоряжению, отчуждению земельных участков которые регулируются так же гражданским законодательством, в том числе Гражданским кодексом РФ.

Уголовное право

Взаимосвязь УП с ЗП заключается в осуществление государственного контроля за использованием и охраной земли, привлечение к уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства.

Экологическое право

Тесная связь существует между ЗП и ЭП. Среди объектов природы земля занимает главенствующее положение, поэтому состояние земли отражает общее состояние окружающей среды. Земельное право не входит в состав экологического права, но оно своими правовыми средствами решает задачи охраны окружающей природной среды, включая нормы о рациональном использовании земель, их охране, обеспечивая тем самым требования экологической безопасности.

6. Источники земельного права.

Система нормативных правовых актов (строгий порядок соподчиненности правовых актов по их юридической силе) представлена:

Международные договоры - Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 10 декабря 1994 г.).

• Конституцией Российской Федерации (России), где закреплены общие принципы регулирования земельных отношений - Конституция РФ выступает в качестве основополагающего источника практически всех отраслей права. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Кроме федеральной, в пределах соответствующих юрисдикций действуют 21 Конституция республик. Предусматривается принятие уставов другими субъектами РФ.

Конституция РФ содержит ряд статей, как прямо, так и косвенно регулирующих земельные отношения. Заметное место в Конституции занимают вопросы собственности на землю (ст. 8, 9 и 36).

В ст. ст. 71 и 72 Конституции РФ определены соответственно сферы ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. Преимущественно регулирование земельных отношений относится к области совместного ведения, а за РФ остается право управления федеральной собственностью, в том числе земельной, принятие гражданского законодательства

• нормативными актами законодательных органов Российской Федерации.

Главное место среди земельного законодательства занимает Земельный кодекс РФ, вступивший в силу 30 октября 2001 года. Федеральным законом № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» признаны утратившими силу ЗК РСФСР 1991 г. и другие нормативные правовые акты, регулировавшие земельные отношения. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Федерации, должны соответствовать ЗК РФ.

К кодифицированным источникам земельного права следует отнести и Гражданский кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ.

Действует целый ряд федеральных законов специального характера:

· от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан",

· от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

· «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 года

· «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ.

· «О землеустройстве в РФ» от 18.06.01 № 78 – ФЗ.

· «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ.

· «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137 – ФЗ

· Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» и др.

К источникам земельного права относятся такие указы Президента РФ, как Указ Указ Президента РФ «О придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования» от 27 июня 1998 года № 727

Акты, регулирующие земельные отношения, вправе принимать и Правительство РФ в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, Так, Правительство обязано определять порядок:

· Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторов убытков при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд» от 07 мая 2003 года № 262

· Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 года № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

· Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд».

· Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 736 "О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства".

Законы субъектов:

· Закон Вологодской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области» от 18.12.2003 № 976-ОЗ.

· Закон Вологодской области от 07.05.2014 N 3361-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области".

· Постановление Правительства Вологодской области от 30.07.2007 N 962 "О Порядке утверждения границ охранных зон газораспределительных сетей и наложения ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки".

7. Земельная реформа в Российской Федерации.

Земельная реформа – это преобразование, изменение земельных отношений в целях создания условий для функционирования многообразия форм собственности и форм хозяйствования на земле. Земельная реформа - это коренное изменение того земельного строя, который существовал в СССР до 1990 года. Основой прежнего земельного строя была исключительная собственность гос-ва на землю.

Земельная реформа началась с подготовки правовой базы, правового фундамента. На этом этапе были приняты такие законы, как:

• ЗК РСФСР от 25 апреля 1991 г.

• К РФ 1993г. в ч.2 ст.9 закрепила, что земля и иные природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Ст.36 К РФ 93-го года закрепила, что граждане и их объединения могут иметь в частной собственности земельные участки.

• закон РСФСР от 1990 г. "О земельной реформе"

• закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 1990 г.

• Указ Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю». 1997 г.,

• Постановление правительства РФ от 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»

Все вышеперечисленные нормативно-правовые акты утратили силу.

Положительные моменты реформы:

- Ликвидация монополии государства на землю;

- Земля вовлечена в гражданский оборот (стала объектом купли-продажи, аренды);

- Расширение числа субъективных прав на землю, появляются новые правовые институты на землю;

- Установление платы за пользование землей (закон №91);

- Усиление экологической направленности земельного законодательства (охрана земли);

- Усиление ответственности землепользователей.

Отрицательные моменты реформы:

- Основной упор на частную собственность

- Не было создано механизма рационального использования земли

- Отсутствие эффективных рыночных рычагов привело к снижению количества земли и уменьшению обрабатываемых земель.

В настоящее время действуют:

• ЗК РФ 2001г.;

• ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости»;

• ФЗ «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ,

• ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ,

• ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ,

• ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ

Причины земельной реформы: 1. Спад производства. 2. Отсутствие материальной заинтересованности товаропроизводителей в рациональном использовании земли, особенно в сельском хозяйстве. 3. Отсутствие инвестиционной привлекательности в строительство и объекты недвижимости. 4. Необходимость перераспределения земель и наделения земельными участками всех желающих.

Итоги:1. установлено многообразие форм собственности. 2. установлены разные формы хозяйствования (крестьянско-фермерское, личное, колхозы, совхозы). 3. Новые законодательно-закрепленные гарантии землепользования. 4. Права арендаторов земельных участков приравнены к правам собственников земельных участков. 5. Созданы органы государственной и муниципальной власти, осуществляющие специальные функции в области земельных отношений.

8. Объекты земельных правоотношений.

Образование земельного участка

1. Раздел- делимый участок перестаёт существовать.

Земельный участок является делимым по общему правилу.

Неделимость з/у:
1) если это предусмотрено законом .

2)Когда участок ниже минимального размера(6 соток).

3)Когда признаётся судебным решением з/у неделимым.

Ст 11.4 ЗК

При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.

Раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории

Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

2. Объединение:

Новый образуемый участок не может выходить за пределы максимума

Ст 11.6

При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

Не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования, за исключением случаев, если все указанные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования одному лицу.

Допускается объединение земельного участка, обремененного залогом, с земельным участком, не обремененным залогом. При этом право залога распространяется на весь образуемый земельный участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

3. Выдел (з/у остаётся но становится меньше) ст 11.5 ЗК

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.

4. Перераспределение: с 2008г особого значения не имеет

Ст 11.7 ЗК

При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

Гл 17 ГК: земельный участок состоит из поверхностного слоя находящегося на, над, под поверхностью почвенного слоя

На: 1. лес, древесно-кустарная растительность, с 1 янв. 2007г лес перестал считаться недвижимостью. Сегодня лес лишь природный ресурс и экосистема.

2. Поверхностные водные объекты: пруды, обводненные карьеры.

3. Здания, сооружения.

Над: Атмосферный воздух ( Макс. и мин. Высота зданий и сооруж. Регулируется строительными регламентами)

Под: недра ( до 5 метров полезные ископаемые, колодцы и скважины до 1го водоносного горизонта.)

Основания возникновения

К государственной собственности на землю относятся:

1.Федеральная собственность

В федеральной собственности находятся земельные участки:

a. которые признаны таковыми федеральными законами
Например:

i. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.(согласно ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

ii. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ, являются федеральной собственностью-ст 87 ЗК (ФЗ «Об обороне, ФЗ «О космической деятельности» и т.д.)

b. право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

Собственность субъектов

a. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами. Например:

i. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.(Фз об особо охраняемых природных территориях ст.5)

b. право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

ФЗ О введении в действие ЗК ст.3.1

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

· земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

· земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

· земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия,

· иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

c. которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

d. которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

Основания прекращения (фактическая гибель, приватизация, отчуждение путем предоставления(например, многодетным семьям)

13. Муниципальная собственность на землю.

Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию.

От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений;

1. прилегающие к ним земли общего пользования;

2. рекреационные зоны;

3. земли, необходимые для развития поселений;

4. другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

В муниципальной собственности находятся земельные участки (ст.19 ЗК РФ):

· которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

· право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

· которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;

· которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, если основания бесплатного предоставления земельных участков этим лицам предусмотрены ЗКРФ.

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся ( СТ. 3.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ»)

· земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

· земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

14. Порядок разграничения государственной собственности на землю.

Ст. 9 Конституции РФ устанавливает, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Процесс разграничения гос. собственности на землю - это процесс безвозмездной передачи земельных участков, не находящихся в частной собственности, на основании ФЗ - Российской Федерации, субъектам РФ и МО, как публичной власти.

Ст. 16 ЗК РФ и ст.214 ГК РФ устанавливают что, гос.собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юр. лиц или МО. Т.к. собственник не определен, такие земли и зем. участки находятся в неразграниченной гос. собственности.

Гос. собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (фед.собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам фед. значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Статья 17. Собственность РФ (федеральная собственность) на землю, зем участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами;

ü Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

ü Зем.участки и имущество органов ФСБ (в том числе здания, сооружения, оборудование),

ü Зем. участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

ü земли промышленности и иного спец. назначения

ü земли гос. природных заповедников и нац. парков

-право собственности РФ на которые возникло при разграничении гос.собственности на землю;ст.3.1. ФЗ от 25.10.2001г. №137-Ф3 «О введении в действие ЗК РФ»

В целях разграничения гос. собственности на землю к федеральной собственности относятся:

ü земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

ü земельные участки, предоставленные органам гос. власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, гос. унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

ü земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у гос. академий наук, у организаций, находившихся в ведении гос. академий наук до дня вступления в силу ФЗ от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, …. и тд.", а также у гос.учреждений, входящих в структуру РАН,

ü земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги фоив , осуществляющим функции по оказанию гос. услуг и управлению гос. имуществом в сфере дорожного хозяйства;

ü иные предусмотренные фед. законами зем. участки и земли.

-которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

ü из договоров и иных сделок, (купля-продажа, аренда)

ü из актов гос. органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

ü из судебного решения,

ü в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

ü вследствие неосновательного обогащения;

ü вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Образование искусственного участка – это будет земельный участок на землях водного фонда, как правило федеральная собственность, с момента внесения записи в реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним это обычный земельный участок.

иные основания приобретения права собственности на земельные участки гражданами: безвозмездное оформление земли в собственность гражданами, использовавшими земельные участки до вступления в силу ЗК (на основании права пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования): право собственности может быть оформлено гражданами РФ, имеющими в факт. пользовании зем. участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, совершенных до вступления в силу Закона «О собственности в СССР»;

Классификации оснований:

· административно-правовые (в основе решение ОВ: предоставление ЗУ из гос/мун собственности; приватизация) и гражданско-правовые (сделки с ЗУ, наследование, суд. решение, приобретательная давность)

· вещные (П собственности, П пожизненного наследуемого владения, П постоянного бессрочного пользования, сервитут) и обязательственные (П аренды, П безвозмездного пользования)

· по гражданскому з-ву (ст. 8 ГК РФ) и по иным ФЗ (ФЗ «О садоводческих, огороднических, и дачных некоммерческих объединениях граждан», ФЗ «Об обороте земель с/х назначения», ФЗ «Об оборонном заказе»…)

· разделение по целям (для строительства, для целей, не связанных со строительством, для ведения ЛПХ…)

· первоначальные (не зависящие от первоначального собственника) и производные (возникновение П напрямую зависит от П предыдущего обладателя)

· добровольные (сделки с ЗУ, наследование, приватизация…) и принудительные (суд.решение, предписание закона)

25. Общая характеристика и классификация оснований прекращения прав на земельные участки.

Ст. 6. Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохоз.назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохоз. назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки

1. Принудительное изъятие зем. участка из земель сельскохоз. назначения у его собственника, осуществляются в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ и ФЗ«Об обороте земель сельхоз.назнач.».

2. Земельный участок из земель сельскохоз. назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если он

- используется с нарушением требований, установленных законодательством РФ, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохоз. назначения или причинение вреда окружающей среде.

- в течение 3-х и более лет подряд с момента выявления в рамках гос. земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. В этот срок не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по таким основаниям, может осуществляться при условии неустранения нарушений после назначения административного наказания.

Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации

1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения адм. правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ, после назначения адм. наказания), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

2. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным гос. или мун. учреждению, казенному предприятию осуществляется по решению ИОГВ или ОМС, об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или его использованием с нарушением законодательства РФ).

3. Порядок принятия ИОГВ или ОМС решения об изъятии земельного участка устанавливается Правительством РФ.

6. ИОГВ или ОМС после получения информации и документов, направляет в суд требование об изъятии земельного участка или в случае, принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно.

7. В случае наличия в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве пожизненного наследуемого владения зем. участком, праве постоянного (бессрочного) пользования зем.участком - ИОГВ или ОМС, обязан обратиться в орган, осуществляющий гос.регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о гос. регистрации прекращения такого права на зем.участок с приложением копии решения об изъятии зем. участка или копии вступившего в законную силу судебного акта об изъятии зем. участка в течение 10 дней со дня принятия решения об изъятии зем. участка либо со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии зем.участка.

8. ИОГВ или ОМС обязан сообщить о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, записи о которых не внесены в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения указанного земельного участка и в орган, осущ. кадастровый учет и ведение гос. кадастра недвижимости, в течение 7 дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка или со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

9. Решение ИОГВ или ОМС об изъятии земельного участка ввиду неиспользования зем.участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ может быть обжаловано в судебном порядке.

10. Установленный порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования гос.или мун. учреждению, казенному предприятию, не применяется в случае прекращения прав на земельный участок, который находится в фед. собственности и в отношении которого поступило заявление о безвозмездной передаче в мун.собственность или в собственность субъекта РФ.

37. Система и полномочия органов государственной исполнительной власти в сфере земельных отношений.

Система:

1. Президент РФ ( который выступает с ежегодным посланием Правительству РФ)

2. Правительство РФ

3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации + подчиненные ему органы:

o Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

o Федеральное агентство по рыболовству

4. Министерство экономического развития РФ + подчинённые ему органы:

o Федеральная служба по аккредитации

o Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

o Федеральная служба по интеллектуальной собственности

o Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

5. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

o Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

o Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

o Федеральное агентство водных ресурсов

o Федеральное агентство лесного хозяйства

o Федеральное агентство по недропользованию

1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

Полномочия правительства делятся на 2 группы: экономические и экологические.

Экономические полномочия (ст. 14 ФКЗ «О Правительстве РФ»):

осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, ФКЗ, ФЗ, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирование экономических процессов;

обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

осуществляет управление федеральной собственностью;

разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

осуществляет общее руководство таможенным делом;

принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.

Экологические полномочия (ст. 18 ФКЗ «О Правительстве РФ»):

обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

2. МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ.

Полномочия:

1. оценочная деятельность

2. кадастровая деятельность

3. государственная кадастровая оценка

4. мониторинг земель

5. регистрация прав.

Подведомственные органы.

- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Полномочия:

1. осуществляет государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах в пределах своей компетенции;

2. осуществляет установление и упразднение карантинных фитосанитарных зон,

3. вносит в пределах своей компетенции предложения об установлении и отмене на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации карантина и иных ограничений.

- Федеральное агентство по рыболовству

Полномочия:

1. осуществляет согласование перечня рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждаемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

2. осуществляет заключение договоров пользования рыбопромысловым участком;

3. осуществляет заключение договоров на выполнение работ по искусственном

Наши рекомендации