Вид практики, способы и форма (формы) её проведения

Программа учебной практики

Учебная практика

Наименование практики

Направление подготовки (специальность)

030900.62 (40.03.01) «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

Код и наименование образовательной программы

Направленность (профиль)

«Гражданско-правовой»

Наименование направленности (профиля) указывается в случае отличия наименования направленности (профиля) от наименования направления подготовки (специальности)

Присваиваемая квалификация (степень)

Академический бакалавр

Указывается в соответствии с образовательным стандартом

Форма обучения

Заочная

Очная, заочная и др.

Челябинск, 2016

Программа практики согласована:

Ученым советом Института экономики отраслей, бизнеса и

администрирования

Протокол заседания № ____ от «____» ___________ 201___ г.

Председатель Ученого совета

института _________ ____________В.И. Бархатов

подпись

Секретарь Ученого совета

института ________ ___________ Т.И. Горчакова

подпись

Программа практики одобрена и рекомендована кафедрой

«Экономика отраслей и рынков»

Протокол заседания № 1 от «02» сентября 2014 г.

Заведующий кафедрой _____________________________В.И. Бархатов

Программа практики составлена в соответствии с требованиями

ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)

030900.62 (40.03.01) «Юриспруденция»

Код и наименование программы практики

Автор (составитель) ____________ ____________ С.С. Карабанов

подпись

Структура программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» от «10» июня 2014г. № 901-2 «Об утверждении шаблонов образовательной программы высшего образования, рабочей программы дисциплины (модуля), программы практики и структуры УМК»

Начальник управления

образовательной политики ___________________________ С.П. Еремеева

«_____»_______________ 201___ г.

Содержание

1. Вид практики, способы и формы её проведения…………………………...4

2. Перечень планируемых результатов обучения……………………………..7

3. Место практики в структуре образовательной программы………………..8

4. Объём практики……………………………………………………...………..9

5. Содержание практики………………………………………………...….….10

6. Формы отчетности по практике……………………………………...……..11

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике…………………………………………………..13

8. Перечень литературы………………………………………………………..16

9. Перечень информационных технологий…………………………………...18

10. Описание материально-технической базы…………………………………18




11.

Объем практики

Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетных единицы 108 часов. Из них аудиторная нагрузка - 72 часа, самостоятельная работа студента - 36 часов. В соответствии с основной образовательной программой студенты проходят учебную практику в течении 2 недель в 4 семестре.

Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении учебной практики составляет:

в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю;

в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю.

Привлечение студентов, для выполнения заданий, не предусмотренных программой практики, или их освобождение от прохождения практики ранее установленного срока, не допускается.

Содержание практики

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов
1. Подготовительный этап 1.1. Организационные собрания 1.2. Инструктаж по сбору, представлению и обработке материала 1.3.Инструктаж по технике безопасности 1.4. Изучение дополнительной литературы
2. Основной этап 2.1. Обработка и анализ информации 2.2.Изучение документов и форм бухгалтерской и статистической отчётности на предприятии (организации) 2.3.Сбор информации 2.4.Ознакомление с основными производственно-технологическими особенностями; 2.5.Закрепление теоретических и получение практических навыков работы с нормативными документами в деятельности предприятия (организации); 2.6.Обработка и анализ информации 2.7. Подготовка отчета
3. Заключительный этап 3.1. Предоставление отчета 3.2. Участие в научно-практической конференции по итогам практики

В процессе прохождения учебной практики текущий контроль за работой студента, в т. ч. самостоятельный осуществляется руководителем практики от организации в рамках регулярных консультаций.

Индивидуальные или групповые направления работы определяются и конкретизируются студентами совместно с руководителем практики.

В процессе прохождения учебной практики инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная работа. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. Индивидуальные консультации являются важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Для составления отчета по итогам прохождения учебной практики, студентам предоставляется методическое пособие, в котором определены основные требования и объекты расчета.

Перечень литературы

Основная литература:

1. Василенко А.И., Максимов М.В., Чистяков Н.М.Теория государстваи права. Учебное пособие. – М.: Книжный мир. 2007.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — М.: Омега-Л, 2011.

3. Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Норма, 2009.

4. Марченко М.Н.Теория государства и права: Учебник. - М.: Проспект, 2007.

5. Матузов Н.И., Малько А.В.Теория государства и права: Учебник. – М.: Дело АНХ, 2009.

6. Назаренко Г.В.Теория государства и права: Учебный курс. – М.: Изд-во «Ось-89». 2007.

7. Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Смирнова. — М.: Книжный мир, 2004.

8. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. – М.: Форум, Инфра-М, 2008.

9. Червонюк В.И.Теория государства и права: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.

10. Чистяков Н.М. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010.

11. Составление библиографических пособий [Текст] : метод. рек. / ЯОУНБ им. Н. А. Некрасова, ИБО ; сост. А.В. Журавлева. – Ярославль, 2011. – 25 с.

Дополнительная литература:

1. Законодательный процесс. Научно-практическое пособие. // Под. ред. Р.Ф. Васильева — М.: Юриспруденция, 2000.

2. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. — М.: Норма, 2001.

3. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права.- М.: Проспект, 2011.

4. Права человека. Учебник. // Под ред. Е.А. Лукашевой — М.: Норма-Инфра. М.: 2001.

5. Право: Учеб. Пособие/ Кол. авторов; Отв. ред. засл. работник высшей школы РФ, д-р ист. наук, канд. юрид. наук, проф., академик РАЕН Н.М.Чистяков. – М.: ИНФРА-М, 2011.

6. Радько Т.Н. Хрестоматия по теории государства и права / под. общей ред. И.И.Лизиковой. – М.: Проспект, 2009.

7. Румынина В.В., Клименко А.В. Теория государства и права: Методическое пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М.2002.

8. Соцуро Л.В. Неофициальное толкование норм права Учебное пособие. — М.: АНТЭЯ, 2000.

9. Теория государства и права: Хрестоматия: в 2 т. / Автор-составитель М.Н.Марченко. – М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2004.

10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. — М.: Интерстиль, 1999.

11. Чиркин В.Е. Государствоведение. — М.: Юристъ, 2008.

12. Чистяков Н.М. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: Финакадемия, 2010.

13. Шугрина А Е. Техника юридического письма. Учебно-практическое пособие / Американская ассоциация юристов. — М.: Дело, 2000.

14. Гришин, В. Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст] : учебник для вузов / В. Н. Гришин, Е. Е. Панфилова. — М.: Форум: ИНФРА-М, 2009. — 415 с. : ил. — Библиогр.: с. 408-409. — ISBN 978-5-8199-0175-5 (Форум) . — ISBN 978-5-16-002310-6 (ИНФРА-М)

15. Беркгаут, В. В. Интернет: первые шаги [Электронный ресурс] / Беркгаут В. В., Чардин И. С. – Москва : Валент, 2000. – 113 с. - Доступ: http://www.internetbook.ru.

16. Марусич, Ж. В. Библиотечное обслуживание инвалидов по зрению средствами новых информационных технологий / Ж. В. Марусич. — 2-е изд. — Москва : Либерея, 2004. — 94 с. — (Альманах "Приложение к журналу "Библиотека"). — Библиогр.: с. 78-93. — ISBN 5-85129-173-7.

Программа учебной практики

Учебная практика

Наименование практики

Направление подготовки (специальность)

030900.62 (40.03.01) «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

Код и наименование образовательной программы

Направленность (профиль)

«Гражданско-правовой»

Наименование направленности (профиля) указывается в случае отличия наименования направленности (профиля) от наименования направления подготовки (специальности)

Присваиваемая квалификация (степень)

Академический бакалавр

Указывается в соответствии с образовательным стандартом

Форма обучения

Заочная

Очная, заочная и др.

Челябинск, 2016

Программа практики согласована:

Ученым советом Института экономики отраслей, бизнеса и

администрирования

Протокол заседания № ____ от «____» ___________ 201___ г.

Председатель Ученого совета

института _________ ____________В.И. Бархатов

подпись

Секретарь Ученого совета

института ________ ___________ Т.И. Горчакова

подпись

Программа практики одобрена и рекомендована кафедрой

«Экономика отраслей и рынков»

Протокол заседания № 1 от «02» сентября 2014 г.

Заведующий кафедрой _____________________________В.И. Бархатов

Программа практики составлена в соответствии с требованиями

ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)

030900.62 (40.03.01) «Юриспруденция»

Код и наименование программы практики

Автор (составитель) ____________ ____________ С.С. Карабанов

подпись

Структура программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» от «10» июня 2014г. № 901-2 «Об утверждении шаблонов образовательной программы высшего образования, рабочей программы дисциплины (модуля), программы практики и структуры УМК»

Начальник управления

образовательной политики ___________________________ С.П. Еремеева

«_____»_______________ 201___ г.

Содержание

1. Вид практики, способы и формы её проведения…………………………...4

2. Перечень планируемых результатов обучения……………………………..7

3. Место практики в структуре образовательной программы………………..8

4. Объём практики……………………………………………………...………..9

5. Содержание практики………………………………………………...….….10

6. Формы отчетности по практике……………………………………...……..11

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике…………………………………………………..13

8. Перечень литературы………………………………………………………..16

9. Перечень информационных технологий…………………………………...18

10. Описание материально-технической базы…………………………………18

11.

Вид практики, способы и форма (формы) её проведения

Программа предназначена для студентов направления подготовки 030900.62 (40.03.01) Юриспруденция, направленности (профиль) «Гражданско-правовой» направленных на учебную практику, а также для руководителей практики от университета и предприятия, ответственных за данную практику.

Практика проводится в форме самостоятельной работы студента в конкретном правоохранительном или судебном органе либо государственном учреждении: в ходе практики практикант выполняет временные (разовые) и постоянные задания руководителя практики от организации, самостоятельно изучает документацию и нормативно-правовые акты, касающиеся ее деятельности.

В ходе прохождения практики студент может привлекаться непосредственно к составлению проектов юридических документов, принимать участие в ходе организации и проведения юридических процедур, фиксировать их результаты в документации практики. Практика проводится на государственных предприятиях и организациях, органах государственной власти, государственных и муниципальных учреждениях. Местом прохождения учебной практики являются: правоохранительные органы Челябинской области, суды общей юрисдикции и арбитражные суды Челябинской области, органы нотариата, Общероссийские общественные объединения юридического профиля и др.

Для направления 030900.62 (40.03.01) «Юриспруденция» профиль «Гражданско-правовой» необходимо выбирать в качестве объекта практики субъекты, которые имеют непосредственное отношение к профилю подготовки.

Целями учебной практики бакалавров юриспруденции являются получение первичных профессиональных умений по специальности, приобретение опыта организационной работы, повышение мотивации к профессиональному самосовершенствованию.

Задачами учебной практики являются:

· Приобретение студентами знаний практических закономерностей юридической деятельности, что является научной основой для создания наиболее эффективных ее методов, способствует повышению ее эффективности, гуманизации.

· Воспитание у студентов уважения к профессии юриста, развития необходимых качеств для успешного проведения специфических юридических действий.

· Формирование у студентов умений и навыков высокой культуры общения, методов изучения межличностных отношений в системе правоотношений.

· Приобретение необходимого опыта организационно-управленческой, общественной и воспитательной работы в коллективе, что служит необходимой предпосылкой повышения эффективности профессиональной управленческой деятельности молодого специалиста.

· Ознакомление с основными направлениями деятельности юридических учреждений и организаций.

· Совершенствование умений в пользовании нормативно-правовой базой, освоение навыков выполнения основных функций в сфере деятельности юриста.

Учебная практика студентов проводится на базе судов общей юрисдикции: мирового судьи, районного суда, областного, краевого суда; арбитражного суда; прокуратуры района, города; нотариальной конторы; органов внутренних дел; органов юстиции; органов местного самоуправления; юридических служб предприятий.

Учебная практика студентов включает в себя посещение канцелярий, секретариатов перечисленных выше учреждений и органов правоохранительной системы и судов; прослушивание информации об их деятельности; участие в заседаниях судебных процессов, при проведении следственных и нотариальных действий.

Перед началом учебной практики студент обязан прибыть в соответствующую плану организацию, к ее руководителю и специалисту по персоналу, согласовать с ними тему и место прохождения учебной практики.

Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом требований их доступности для данных обучающихся.

При определении мест учебной практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация в индивидуальном порядке учитывает рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практик создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых функций.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья освоение программы практики может быть частично осуществлено с использованием дистанционных образовательных технологий (Skype, Moodle).

Для инвалидов I, II, III групп и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается образовательной программой высшего образования с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья и обеспечивается:

1) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

– наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

– размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

– присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

– обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

– обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации;

2) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

– дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

– обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Подбор и разработка учебных материалов должны производится с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения – аудиально.

2. Перечень планируемых результатов обучения

В результате прохождения учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

· ОК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;

· ОК-2 способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

· ОК-3 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

· ОК-4 способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

· ОК-5 обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

· ОК-6 имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону;

· ОК-7 стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

· ОК-8 способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

· ОК-9 способен анализировать социально значимые проблемы и процессы;

· ПК-1 способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

· ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

· ПК-3 способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;

· ПК-4 способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

· ПК-5 способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

· ПК-6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

· ПК-7 владеет навыками подготовки юридических документов;

· ПК-8 готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;

· ПК-9 способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

· ПК-10 способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;

· ПК-11 способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

· ПК-12 способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;

· ПК-13 способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;

· ПК-14 готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;

· ПК-15 способен толковать различные правовые акты;

· ПК-16 способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;

· ПК-17 способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне;

· ПК-18 способен управлять самостоятельной работой обучающихся;

· ПК-19 способен эффективно осуществлять правовое воспитание.

3. Место практики в структуре образовательной программы

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 (40.03.01) «Юриспруденция» раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная, производственная и преддипломная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Сроки и место практики, назначение руководителей оформляются приказами по университету в установленном порядке. Руководство учебной практикой студентов Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования ЧелГУ возлагается на преподавателей кафедры.

Учебная практика студентов в Институте организуется и проводится в соответствии с утвержденным учебным планом.

Организация учебной практики на всех ее этапах направлена на:

- выполнение государственных требований, предъявляемых к организации практики в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалификацией;

- обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональными навыками в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускника.

Для прохождения практики открываются учебные базы в правоохранительных, исполнительно-распорядительных органах власти и управления, юридических консультациях (различных форм собственности) и других государственных и негосударственных организациях существующим договорам о сотрудничестве с ними.

Студенты направляются на учебную практику на основании приказа директора Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования.

В соответствии с основной образовательной программой студенты проходят учебную практику в течении 2 недель в 4 семестре.

Объем практики

Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетных единицы 108 часов. Из них аудиторная нагрузка - 72 часа, самостоятельная работа студента - 36 часов. В соответствии с основной образовательной программой студенты проходят учебную практику в течении 2 недель в 4 семестре.

Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении учебной практики составляет:

в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю;

в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю.

Привлечение студентов, для выполнения заданий, не предусмотренных программой практики, или их освобождение от прохождения практики ранее установленного срока, не допускается.

Содержание практики

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов
1. Подготовительный этап 1.1. Организационные собрания 1.2. Инструктаж по сбору, представлению и обработке материала 1.3.Инструктаж по технике безопасности 1.4. Изучение дополнительной литературы
2. Основной этап 2.1. Обработка и анализ информации 2.2.Изучение документов и форм бухгалтерской и статистической отчётности на предприятии (организации) 2.3.Сбор информации 2.4.Ознакомление с основными производственно-технологическими особенностями; 2.5.Закрепление теоретических и получение практических навыков работы с нормативными документами в деятельности предприятия (организации); 2.6.Обработка и анализ информации 2.7. Подготовка отчета
3. Заключительный этап 3.1. Предоставление отчета 3.2. Участие в научно-практической конференции по итогам практики

В процессе прохождения учебной практики текущий контроль за работой студента, в т. ч. самостоятельный осуществляется руководителем практики от организации в рамках регулярных консультаций.

Индивидуальные или групповые направления работы определяются и конкретизируются студентами совместно с руководителем практики.

В процессе прохождения учебной практики инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная работа. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. Индивидуальные консультации являются важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Для составления отчета по итогам прохождения учебной практики, студентам предоставляется методическое пособие, в котором определены основные требования и объекты расчета.

Наши рекомендации