Предмет, цели и задачи пенитенциарной психологии
Одной из наиболее развитых отраслей юридической психологии
является пенитенциарная (от лат. poenitentiarius — покаянный,
исправляемый) психология. Ее также называют «исправительно-трудовой»,
«уголовно-исполнительной» (по названию соответствующей отрасли права)
или «исправительной» психологией. Попытки противопоставить эти
названия в советский период отражали скорее различия в идеологических,
нежели научных подходах. В настоящее время термины «пенитенциарная» и
«исправительная» психология рассматриваются как синонимы.
Существенное влияние на становление и развитие пенитенциарной
психологии в России оказали отечественные писатели (Ф.М. Достоевский,
А.П. Чехов, Г.А. Медынский, А.И. Солженицын, О.В. Волков и др.); юристы
(М.Н. Гернет, С.В. Познышев, Б.С. Утевский, Н.А. Стручков, И.В. Шмаров,
Г.Ф. Хохряков и др); педагоги (АС. Макаренко, Л.А. Высотина,
М.П. Стурова, А.В. Пищелко, НА Тюгаева и др.); психотерапевты и
психиатры (В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин) и, естественно, психологи
(АФ. Лазурский, АГ. Ковалев, АД. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, И.П.
Башкатов, АИ. Панкин, В.Г. Деев, АН. Сухов, АИ.Ушатиков и др.).
Пенитенциарная психология исследует психологические особенности
личности осужденных, отбывающих наказание в исправительных
учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ
и факторы, влияющие на их перевоспитание. Таким образом, предмет
изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и
механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-
психологические явления в их среде, а также эффективность средств
воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в
процессе исполнения различных видов наказания. Цель пенитенциарной
психологии является разработка практических рекомендаций по
перевоспитанию и ресоциализации осужденных и их адаптации в обществе.
Пенитенциарная психология тесно связана с уголовно-исполнительным
правом, педагогикой, психологией труда и социальной психологией.
Перед исправительными учреждениями и, соответственно,
пенитенциарной психологией стоят чрезвычайно сложные задачи по
перевоспитанию лиц, совершивших преступления, приобщению их к
трудовой деятельности и адаптации к нормальной жизни в обществе.
Попадая в исправительное учреждение, почти каждый осужденный
планирует для себя только окончание срока наказания. Перед сотрудниками
исправительных учреждений стоит гораздо более сложная задача: с
помощью мер режимно-воспитательного воздействия добиваться, чтобы
осужденный стремился к перестройке собственной личности. Следует
учитывать, что у довольно большого количества осужденных имеются
нервно-психические заболевания. Для перевоспитания и ресоциализации
этих лиц наряду с обычными медицинскими мерами необходима разработка
специальных медико-психологических методов воздействия.
Как известно, в юридическом аспекте наказание есть мера
государственного принуждения, назначаемая судом лицу, совершившему
преступление. В наказании выражается отрицательная оценка, даваемая
государством антиобщественному и противоправному деянию и лицу, его
совершившему. Наказание преследует три основные цели: покарать,
исправить и перевоспитать осужденного, а следовательно, предупредить
новое преступление. Все три цели наказания имеют различное
психологическое обоснование, и каждой из них присущ свой
психологический механизм.
Кара в психологическом аспекте есть фактор отрицательного
подкрепления наказания. Карательная функция выражается в причинении
осужденному физических и моральных страданий. Мера этих страданий и
переживаний определяется судом, и всегда ее величина индивидуальна.
Наказание как мера кары имеет ряд особенностей, заставляющих
осужденного переживать отрицательную реакцию государства и общества на
совершенное им преступление. Прежде всего, он переживает отрыв от семьи,
общества, от привычной для каждого человека среды и сознание
длительности этого отрыва. Это лишение определенных прав и преимуществ,
и среди них основным является лишение свободы.
Лишение свободы – это ограничения ряда потребностей (моральных,
материальных, биологических), которые всегда присущи человеку и прежде
всего лишение человека возможности планировать свое поведение.
Исправление и перевоспитание осужденного основано на присущей
человеческой психике способности претерпевать изменения под
воздействием специально организованной внешней среды. Пластичность
психики выступает, следовательно, как основная психологическая
предпосылка возможности исправления и перевоспитания. Наиболее
отчетливо фактор целенаправленной организации внешней среды
проявляется в деятельности исправительных учреждений. Указанные две
цели наказания достигаются различными путями.
Причинение страданий (карательный эффект) – достигается
реализацией требований режима и срока действия наказания и
осуществляется изоляцией и принудительной регламентацией личностных
проявлений осужденных, их жизни, быта и труда.
Уголовно___________-исполнительное воздействие (исправительный эффект)
напротив достигается путем специальных средств исправления и
перевоспитания, путем ресоциализации личности.
Превентивные цели наказания имеют другие психологические основы,
но уже в виде общего и специального предупреждения.
Общее принуждение, как цель наказания, выходит за пределы его
исполнения в отношении какого-либо конкретного осужденного. Оно, как
известно, представляет собой угрозу причинения физических и моральных
страданий, обращенных к неопределенно широкому кругу лиц, склонных к
антиобщественному поведению.
Специальное предупреждение, то есть предупреждение в отношении
отдельных лиц, уже совершивших преступление. Меры превенции,
реализуемые в местах лишения свободы, базируются на создании в процессе
исполнения наказаний таких условий и такого «психологического климата»,
которые должны исключать или в значительной мере затруднять совершение
осужденными новых преступлений. Это достигается не только
мероприятиями, которые проводятся сотрудниками службы безопасности и
оперативно-режимной работой исправительных учреждений, но и путем
целенаправленного управления двумя типами факторов:
1) теми, что непосредственно воздействуют на осужденных
(воспитательный процесс и его методы, личность воспитателя и организация
отношений с осужденными, режим и возможности «прогрессивного
отбывания наказания», труд и наличие в нем элементов творчества и
социальной полезности, возможности системы общего и профессионального
развития);
2) факторами факультативного характера (поддержание тесной связи
с семьей, увлечение самодеятельным творчеством и самообразованием для
повышения культурного уровня, активное участие в мероприятиях
общественных и религиозных организаций и др.).
Знание юристами психологических особенностей личности
осужденных, воздействие на них карательно-воспитательными мерами
является основой их перевоспитания и ресоциализации в обществе.