Предмет, цели и задачи пенитенциарной психологии

Одной из наиболее развитых отраслей юридической психологии

является пенитенциарная (от лат. poenitentiarius — покаянный,

исправляемый) психология. Ее также называют «исправительно-трудовой»,

«уголовно-исполнительной» (по названию соответствующей отрасли права)

или «исправительной» психологией. Попытки противопоставить эти

названия в советский период отражали скорее различия в идеологических,

нежели научных подходах. В настоящее время термины «пенитенциарная» и

«исправительная» психология рассматриваются как синонимы.

Существенное влияние на становление и развитие пенитенциарной

психологии в России оказали отечественные писатели (Ф.М. Достоевский,

А.П. Чехов, Г.А. Медынский, А.И. Солженицын, О.В. Волков и др.); юристы

(М.Н. Гернет, С.В. Познышев, Б.С. Утевский, Н.А. Стручков, И.В. Шмаров,

Г.Ф. Хохряков и др); педагоги (АС. Макаренко, Л.А. Высотина,

М.П. Стурова, А.В. Пищелко, НА Тюгаева и др.); психотерапевты и

психиатры (В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин) и, естественно, психологи

(АФ. Лазурский, АГ. Ковалев, АД. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, И.П.

Башкатов, АИ. Панкин, В.Г. Деев, АН. Сухов, АИ.Ушатиков и др.).

Пенитенциарная психология исследует психологические особенности

личности осужденных, отбывающих наказание в исправительных

учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ

и факторы, влияющие на их перевоспитание. Таким образом, предмет

изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и

механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-

психологические явления в их среде, а также эффективность средств

воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в

процессе исполнения различных видов наказания. Цель пенитенциарной

психологии является разработка практических рекомендаций по

перевоспитанию и ресоциализации осужденных и их адаптации в обществе.

Пенитенциарная психология тесно связана с уголовно-исполнительным

правом, педагогикой, психологией труда и социальной психологией.

Перед исправительными учреждениями и, соответственно,

пенитенциарной психологией стоят чрезвычайно сложные задачи по

перевоспитанию лиц, совершивших преступления, приобщению их к

трудовой деятельности и адаптации к нормальной жизни в обществе.

Попадая в исправительное учреждение, почти каждый осужденный

планирует для себя только окончание срока наказания. Перед сотрудниками

исправительных учреждений стоит гораздо более сложная задача: с

помощью мер режимно-воспитательного воздействия добиваться, чтобы

осужденный стремился к перестройке собственной личности. Следует

учитывать, что у довольно большого количества осужденных имеются

нервно-психические заболевания. Для перевоспитания и ресоциализации

этих лиц наряду с обычными медицинскими мерами необходима разработка

специальных медико-психологических методов воздействия.

Как известно, в юридическом аспекте наказание есть мера

государственного принуждения, назначаемая судом лицу, совершившему

преступление. В наказании выражается отрицательная оценка, даваемая

государством антиобщественному и противоправному деянию и лицу, его

совершившему. Наказание преследует три основные цели: покарать,

исправить и перевоспитать осужденного, а следовательно, предупредить

новое преступление. Все три цели наказания имеют различное

психологическое обоснование, и каждой из них присущ свой

психологический механизм.

Кара в психологическом аспекте есть фактор отрицательного

подкрепления наказания. Карательная функция выражается в причинении

осужденному физических и моральных страданий. Мера этих страданий и

переживаний определяется судом, и всегда ее величина индивидуальна.

Наказание как мера кары имеет ряд особенностей, заставляющих

осужденного переживать отрицательную реакцию государства и общества на

совершенное им преступление. Прежде всего, он переживает отрыв от семьи,

общества, от привычной для каждого человека среды и сознание

длительности этого отрыва. Это лишение определенных прав и преимуществ,

и среди них основным является лишение свободы.

Лишение свободы – это ограничения ряда потребностей (моральных,

материальных, биологических), которые всегда присущи человеку и прежде

всего лишение человека возможности планировать свое поведение.

Исправление и перевоспитание осужденного основано на присущей

человеческой психике способности претерпевать изменения под

воздействием специально организованной внешней среды. Пластичность

психики выступает, следовательно, как основная психологическая

предпосылка возможности исправления и перевоспитания. Наиболее

отчетливо фактор целенаправленной организации внешней среды

проявляется в деятельности исправительных учреждений. Указанные две

цели наказания достигаются различными путями.

Причинение страданий (карательный эффект) – достигается

реализацией требований режима и срока действия наказания и

осуществляется изоляцией и принудительной регламентацией личностных

проявлений осужденных, их жизни, быта и труда.

Уголовно___________-исполнительное воздействие (исправительный эффект)

напротив достигается путем специальных средств исправления и

перевоспитания, путем ресоциализации личности.

Превентивные цели наказания имеют другие психологические основы,

но уже в виде общего и специального предупреждения.

Общее принуждение, как цель наказания, выходит за пределы его

исполнения в отношении какого-либо конкретного осужденного. Оно, как

известно, представляет собой угрозу причинения физических и моральных

страданий, обращенных к неопределенно широкому кругу лиц, склонных к

антиобщественному поведению.

Специальное предупреждение, то есть предупреждение в отношении

отдельных лиц, уже совершивших преступление. Меры превенции,

реализуемые в местах лишения свободы, базируются на создании в процессе

исполнения наказаний таких условий и такого «психологического климата»,

которые должны исключать или в значительной мере затруднять совершение

осужденными новых преступлений. Это достигается не только

мероприятиями, которые проводятся сотрудниками службы безопасности и

оперативно-режимной работой исправительных учреждений, но и путем

целенаправленного управления двумя типами факторов:

1) теми, что непосредственно воздействуют на осужденных

(воспитательный процесс и его методы, личность воспитателя и организация

отношений с осужденными, режим и возможности «прогрессивного

отбывания наказания», труд и наличие в нем элементов творчества и

социальной полезности, возможности системы общего и профессионального

развития);

2) факторами факультативного характера (поддержание тесной связи

с семьей, увлечение самодеятельным творчеством и самообразованием для

повышения культурного уровня, активное участие в мероприятиях

общественных и религиозных организаций и др.).

Знание юристами психологических особенностей личности

осужденных, воздействие на них карательно-воспитательными мерами

является основой их перевоспитания и ресоциализации в обществе.

Наши рекомендации