Подкорытов николай михайлович
Практический психолог, в 1995 году
закончил Гуманитарную академию ВС РФ, в
1993 году прошел специализацию в Академии
Управления МВД России, в 2001 году после
обучении при ВНИИ ФСБ России получил
сертификат полиграфиста (специалист по работе
на «детекторе лжи»).
Преподавательский стаж 13 лет.
Опубликовано боле десятка научных статей по
проблемам юридической психологии.
Основные направления профессиональной деятельности: психология
управления; изучение, анализ и оценка личностных качеств и стиля
управленческого персонала, социально-психологического климата
коллектива; психологический отбор персонала; полиграфные исследования
для обеспечения экономической безопасности организаций.
СОДЕРЖАНИЕ
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ........................................................................................................................................2
СОДЕРЖАНИЕ..........................................................................................................................................................3
ПРОГРАММА КУРСА ..............................................................................................................................................5
ТЕМА 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА ......................................................................................................5
ТЕМА 2. ЛИЧНОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ................................................................................................6
ТЕМА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ЮРИСТА............................................7
ТЕМА 4. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ОПЕРАТИВНОГО РАБОТНИКА ...............8
ТЕМА 5. КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ......................................................................................................................9
ТЕМА 6. ПСИХОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ................................................................................11
ТЕМА 7. ПСИХОЛОГИЯ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .............................................................................................14
ТЕМА 8. ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...................................................................................................15
ТЕМА 9. ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ (ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ) ПСИХОЛОГИЯ .................................................................................16
.........................................................................................................................................................234
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1........................................................................................................................................234
Упражнение 1 ...............................................................................................................................................234
Упражнение 2 ...............................................................................................................................................234
Упражнение 3 ...............................................................................................................................................234
Упражнение 4 ........................
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ......................................................18
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.........................................................................19
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ................19
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА .......................................19
ЗАЧЕТ ...................................................................................................................................22
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ................................................................................25
ТЕМА 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА................................................25
1. Предмет, задачи, система юридической психологии .....................................................25
2. Методы юридической психологии ........................................................................................27
3. Система (структура) юридической психологии ...............................................................28
4. Развитие отечественной юридической психологии ........................................................30
Вопросы для самоконтроля .............................................................................................44
ТЕМА 2. ЛИЧНОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .............................................45
1. Психология личности, структура и подходы к ее изучению в отечественной и зарубежной психологии ............................................................................................................45
2. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста и ее особенности .............................................................................................................50
3. Психология юридического труда ........................................................................57
Вопросы для самоконтроля ......................................................................................................64
ТЕМА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ЮРИСТА...........................................66
1. Понятие и роль общения в деятельности юриста .................................................66
2. Общая психотехника профессионального общения юриста .......................................68
3. Психологические закономерности и особенности общения юриста .............................78
Вопросы для самоконтроля .....................................................................................................83
ТЕМА 4. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ОПЕРАТИВНОГО СОТРУДНИКА ...........85
1. Психологическая характеристика следственной деятельности .................................85
2. Психологические характеристика деятельности, профессиональных задач и мышления
оперативного сотрудника ......................................................................................................108
Вопросы для самоконтроля ...................................................................................................120
ТЕМА 5. КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ .................................................................121
1. Понятие личности преступника .....................................................................................121
2. Основные подходы к изучению личности преступника, её структура ......................125
3. Психологические типы преступников ..............................................................................133
Вопросы для самоконтроля ...............................................................................................142
ТЕМА 6. ПСИХОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ..................143
1. Психология допроса .........................................................................................................143
2. Психология осмотра места происшествия.......................................................................153
3. Психологические особенности обыска ............................................................................158
4. Психология очной ставки ......................................................................................166
5. Психология следственного эксперимента....................................................168
6. Психология предъявления для опознания ................................................................170
7. Судебно-психологическая экспертиза .......................................................................174
Вопросы для самоконтроля .............................................................................................177
ТЕМА 7. ПСИХОЛОГИЯ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .................................179
1. Психологические особенности адвокатской деятельности. Психология адвоката ........179
2. Психология отношений между адвокатом и подзащитным............................................186
3. Стратегия и тактика защиты по уголовным делам ............................................................191
Вопросы для самоконтроля ............................................................................................198
ТЕМА 8. ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .............................................199
1. Предмет, задачи и психологические особенности судебной деятельности. Психология судьи
.....................................................................................................................................................199
2. Психологические аспекты судебных прений ........................................................210
3. Психология вынесения приговора ....................................................................................213
Вопросы для самоконтроля ...............................................................................................216
ТЕМА 9. ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ (ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ) ПСИХОЛОГИЯ ........................218
1. Предмет, цели и задачи пенитенциарной психологии ....................................................218
2. Режим и труд как факторы ресоциализации осужденного .............................................220
3. Динамика личности осужденного, ее психологические особенности и среда осужденных 224
Вопросы для самоконтроля ....................................................................................................233
ПРАКТИКУМ.......................................................................................................................235
Упражнение 5 .......................................................................................................................236
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2....................................................................................................236
Упражнение 1 .................................................................................................................236
Упражнение 2 .............................................................................................................236
Упражнение 3 ............................................................................................................238
Упражнение 4 ......................................................................................................................238
Упражнение 5 ....................................................................................................................239
Упражнение 6 .....................................................................................................................239
Упражнение 7 ...................................................................................................................240
Упражнение 8 ...............................................................................................................240
Упражнение 9 .....................................................................................................................240
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................241
ГЛОССАРИЙ...........................................................................................................................246
ПРОГРАММА КУРСА
Цель курса «Юридическая психология» – дать студентам необходимые
знания и комплексное представление о юридической психологии, помочь
сформировать навыки и умения для решения социально-правовых и
профессионально-психологических задач в различных сферах юридической
практики.
Задача курса «Юридическая психология» заключается в том, чтобы
сформировать представление о сущности психологических явлений, истории
_______юридической психологии, углубить знания об основах правовой и кри-
минальной психологии, психологии судебной деятельности и следственных
действий, обратить внимание на психологические факторы формирования
преступного поведения личности, организации проведения судебно-
психологической экспертизы и психологические основы ресоциализации осу-
жденных.
Изучив дисциплину «Юридическая психология» студенты должны:
познать природу психики человека, специфику психических
закономерностей в правовом регулировании, изучить механизмы
психической регуляции поведения и деятельности;
получить умения и навыки анализа психологической
характеристики личности (потребности, мотивы, цели, темперамент,
характер, установки, социальная направленность и другие характеристики) и
деятельности различных субъектов правоотношений, их психических
состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения,
научиться использовать их в интересах повышения эффективности
собственной деятельности;
овладеть приемами анализа и оценки уровня развития
собственной психологических возможностей, способами использования
полученных по юридической психологии в практике.
Содержание программы учебной дисциплины представлено девятью
логически взаимосвязанными темами.