Понятие и значение принципа гласности в правосудии.
В ст. 114 Конституции Республики Беларусь сказано, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства. Принцип гласности распространяет свое действие на все суды при рассмотрении ими всех категорий дел. Гласность правосудия – это не только создание условий для осведомленности населения о деятельности суда, но и средство, формирующее интерес граждан к деятельности суда, умение адекватно оценивать социальные явления, желание самим принимать участие в борьбе с правонарушениями. Принцип гласности правосудия предполагает судебное рассмотрение дел в открытых судебных заседаниях с обеспечением для лиц, достигших установленного законом возраста, реальной возможности присутствовать на судебных процессах, а также возможности широкого освещения в средствах массовой информации хода и результатов разрешения дела. По общему правилу суд рассматривает дела в открытом судебном заседании. Но из этого правила допускаются исключения. Если открытое рассмотрение дела противоречит интересам государства или личности, то дело рассматривается в закрытом судебном заседании, о чем суд выносит определение. Закрытое судебное заседание при рассмотрении гражданских дел осуществляется в целях охраны сведений, содержащих государственную, коммерческую тайну или тайну усыновления, либо других сведений, разглашение которых запрещено законом. Кроме этого для предотвращения разглашения информации, которая касается интимных сторон жизни граждан или порочит их честь, достоинство или деловую репутацию, суд может слушать дело в целом или совершать отдельные процессуальные действия в закрытом судебном заседании. По просьбе сторон или одной из них при отсутствии возражений юридически заинтересованных в исходе дела лиц суд может рассмотреть в закрытом судебном заседании любое дело. При рассмотрении дела или совершении отдельных процессуальных действий в закрытом судебном заседании присутствуют только юридически заинтересованные в исходе дела лица, а в необходимых случаях – свидетели, эксперты, специалисты, переводчики. Закрытое судебное заседание проводится с соблюдением всех норм ГПК. Резолютивная часть решения суда в любом случае оглашается публично (ст. 17 ГПК). При рассмотрении судом уголовных дел закрытое судебное заседание допускается лишь в интересах обеспечения охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны, а также по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста, по делам о половых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство, и в случае, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которых они считают близкими. При рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании, публично оглашается только резолютивная часть приговора, определения постановления суда. Принцип гласности действует и при осуществлении правосудия Конституционным Судом. Но если необходимо сохранение государственной тайны, то проводятся закрытые судебные заседания. Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании может быть проведено как по инициативе суда, так по ходатайству участников процесса.
14. Процедура предварительного отбора кандидатов на должность судьи. Порядок наделения судей полномочиями, его особенности в отношении отдельных категорий судей.
Лицо, подавшее заявление и отвечающее указанным требованиям считается кандидатом на соответствующую должность судьи при получении рекомендаций квалифицированной коллегией судей. Отбор кандидатов производится квалифицированной коллегией на конкурсной основе. Все кандидаты должны пройти медицинское обследование. Квалифицированная коллегия с учетом результатов квалифицированного экзамена и мед. освидетельствования дает заключение и рекомендации на данное лицо на должность судьи или об отказе в этом. Заключение предоставляется председателю соответствующего суда. При согласии председателя кандидатура вносится на рассмотрение органа государственной власти, который и наделяет кандидатов полномочиями.
Порядок наделения судей полномочиями. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Президент РФ в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания РФ либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть». Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ приносят присягу на собраниях судей этих судов. Судьи других судов приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей. Присяга приносится судьей перед Государственным флагом РФ, а в соответствующих случаях также и перед государственным флагом республики в составе РФ. Срок полномочий судьи. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, за исключением судей федеральных судов, назначенных на должность в первый раз сроком на три года. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда составляет 70 лет. Судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначена ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избрании) мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет. Срок полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, – со дня его назначения (избрания) на должность судьи. Судья, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока или в связи с достижением предельного возраста, продолжает осуществлять полномочия судьи до вступления в должность нового судьи или до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием данного судьи.
15. Понятие звена судебной системы. Звенность судебной системы РФ.
Звено судебной системы - суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе.
Звенья гражданских судов общей юрисдикции:
· основное звено (районные суды);
· среднее звено (верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов);
· высшее звено (Верховный Суд РФ).
Звенья военных судов:
· основное звено (гарнизонные военные суды);
· среднее звено (окружные (флотские) военные суды);
· высшее звено (Военная коллегия Верховного Суда РФ).
Звенья арбитражных судов:
· основное звено (арбитражные суды субъектов РФ);
· первое промежуточное звено (арбитражные апелляционные суды);
· второе промежуточное звено (арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды));
· высшее звено (Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации).
Суды субъектов РФ, как это видно по сказанному выше, не образуют подобного рода систем (подсистем), поскольку их конституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами.