Тема 23. Методика расследования краж

Лекция – 2 часа

Семинар -2 часа

Материально-техническое обеспечение раздаточные материалы фабулы преступлений, схемы, заключения экспертов по делам о кражах.

Основные вопросы, подлежащие обсуждению

1.Криминалистическая характеристика краж. Обстоятельства, подлежащие установлению.

2. Особенности возбуждения уголовного дела. Типичные ситуации первоначального этапа расследования и действия следователя.

3. Особенности тактики первоначальных следственных действий.

4. Последующие следственные действия.

Примерные темы докладов и рефератов:

1. Источники информации о фактах совершения краж.

2. Особенности взаимодействия следователя с органами дозна­ния при расследовании краж, грабежей, мошенничества.

3. Использование помощи специалистов и общественности при расследовании краж, грабежей, мошенничества.

Самостоятельная работа студентов

Задачи

По предложенным преподавателем вариантам задач, укажите данные об обстоятельствах совершённого преступления:

- в какое время было совершено преступление?

- каким путём преступники проникли на место совершения преступления?

- какие способы и средства использовались преступниками для достижения преступной цели?

- выполняли ли преступники действия направленные на маскировку содеянного, если да, то какие?

- какова последовательность действий преступников?

- какие данные о преступниках необходимо получить? Из каких источников, посредством производства каких действий эти данные могут быть получены?

Учитывая способ совершения преступления, определите:

- какие следы могут быть обнаружены на одежде, вещах преступников?

- как будут изыматься и исследоваться эти следы?

- какие первоначальные и последующие следственные действия необходимо провести по каждой рассматриваемой ситуации?

Задания для самостоятельной работы

· Назовите способы совершения краж.

· Раскройте элементы механизма совершения кражи.

· В чём заключается знание способа совершения кражи и характеристики личности преступника?

· Какие обстоятельства входят в предмет доказывания при расследовании краж?

· Каковы первоначальные действия следователя на первоначальном этапе расследования краж?

Методические рекомендации

Глава 21 УК РФ содержит 11 составов преступлений, общим и непосредственным объектом которых служит чужая собственность. Объективная сторона посягательств заключается либо в противоправном завладении чужим имуществом, либо в его уничтожении или повреждении.

По способу завладения различают:

-кражу, т.е. тайное хищение чужого имущества (ст.158 УК РФ);

-мошенничество – хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ);

-грабёж – открытое хищение чужого имущества (ст.161 УК РФ);

разбой – нападение в целях хищения чужого имущества, совершённое с применением насилия, опасного для жизни, здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ст. 162 УК РФ);

-вымогательство – требование передачи имущества или действий имущественного характера под угрозой насилия либо иных действий, угрожающих личностным или имущественным правам потерпевшего (ст. 163 УК РФ)

Все преступления этого рода характеризуются прямым умыслом, кроме уничтожения или повреждения имущества по неосторожности (ст. 168 УК РФ).

Преступления весьма распространены, а раскрываемость их невелика. Это относится, прежде всего к кражам, среди них – квартирным и карманным.

СЛОВАРЬ

ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Криминалистика - наука, которая изучает криминальную деятельность, обобщает опыт борьбы с преступностью, разрабатывает технические средства, тактические приемы и методы раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Теоретические положения, средства, приемы и методы криминалистики, реализуемые криминалистикой, образуют ее систему как юридической науки и учебной дисциплины.

Предмет криминалистики составляет группа закономерностей, проявляющихся при совершении преступлений, в ходе деятельности по их расследованию, результаты изучения которых служат основой для разработки средств, приемов и методов, оптимизирующих борьбу с преступностью.

Расследование преступлений - сложный и многоплановый процесс познания события, имевшего место в прошлом. Особо труден он сегодня, в условиях быстрого роста преступности, циничного отношения криминалитета к законопослушным гражданам, а порой и к работникам правоохранительных органов, когда свидетели и потерпевшие "физически исчезают", а уголовные дела из-за отсутствия свидетелей, из-за их неявки в суд разваливаются, завершаясь оправданием виновных. В таких условиях необходимо активнее применять научные методы борьбы с преступностью.

Преступность - это сложное, многоаспектное социальное явление, изучаемое рядом наук. Среди них особое место занимает криминалистика, объект исследования которой - функциональная сторона преступности, система действий и взаимосвязей, образующих способ, механизм преступления и его следового отражения. Из числа изучаемых криминалистикой явлений прежде всего следует назвать закономерности механизма совершения преступлений.

Механизм преступления - сложная динамическая система криминалистики, включающая самого преступника, его мотив, отношение к своим действиям и к их последствиям; предмет преступного посягательства; способ совершения и сокрытия преступления, его обстановку, а также противодействие расследованию и другие компоненты. Механизм преступления формируется и функционирует, подчиняясь определенным закономерностям, которые и обусловливают процесс образования следов. К числу закономерностей, изучаемых криминалистикой, относятся:

1) закономерности выбора и реализации способа подготовки, совершения и сокрытия преступления, а также противодействия его выявлению и расследованию, установлению истины по уголовному делу;

2) закономерности установления взаимосвязей между элементами события преступления и их развития;

3) закономерности возникновения и развития явлений, связанных с преступлением, до, во время и после его совершения;

4) закономерности собирания, оценки, исследования и использования доказательственной информации.

Всякое преступление совершается в реальных условиях, отражается в окружающей обстановке. Элементы его способа, механизма взаимосвязаны и, отражаясь в материально-фиксированной социальной обстановке, оставляют разнообразные следы (материальные, идеальные, виртуальные), содержащие информацию о преступлении и его участниках. В качестве источников информации, имеющей значение для установления обстоятельств содеянного, служат личные и вещественные источники.

Положения теорий отражения и познания позволяют криминалистам выявлять дополнительные закономерности следообразования. Основными отражаемыми объектами являются субъект преступления, а также его криминальная деятельность. Преступник отражается вовне через свойства, характеризующие его индивидуальные качества, и через систему средств и способов действия (бездействия). Поэтому на месте происшествия или возле него остаются многочисленные следы.

Получение информации из личных источников осуществляется вербальным способом при проведении процессуальных и непроцессуальных действий. Получение информации от вещественных источников происходит в процессе действий дознавателя, следователя, эксперта, специалиста, в ходе которых изучаются объекты материального мира, причинно связанные с расследуемым преступным событием.

По окончании досудебного следствия наступает следующая стадия - судебное исследование материалов уголовного дела. Поэтому для использования в уголовном судопроизводстве информации о преступлении и его участниках необходимо собрать, оценить, исследовать, использовать доказательства, полученные в ходе предварительного расследования (ст. 73-90) и судебного разбирательства (ст. 273-291 УПК РФ). Ибо только после вынесения справедливого приговора можно считать, что цель криминалистики в деле борьбы с преступностью достигнута.

Процессы собирания, исследования, оценки и использования доказательств тоже подчиняются определенным закономерностям. Это, в частности, закономерности работы с доказательствами, составляющие еще один элемент предмета криминалистики. Из этого следует, что если расследуемое преступление познается по закономерностям образования его следов в окружающем мире, то качество раскрытия и расследования криминального деяния обусловлено закономерностями деятельности субъектов уголовного судопроизводства, которые отражаются в протоколах следственных, судебных действий и на других материальных носителях.

Познание указанных закономерностей необходимо криминалистике для выполнения ее главной служебной функции - разработки новых средств и дальнейшего совершенствования приемов и методов борьбы с преступностью.

На основании изложенного можно сформулировать следующее определение: криминалистика - наука о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о нем и его участниках, закономерностях собирания, исследования и использования этой криминалистически значимой информации и основанных на познании данных закономерностей средствах, приемах и методах расследования и предупреждения преступлений.

Объектом науки криминалистики являются преступная деятельность и деятельность по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений во всем многообразии составляющих их процессов, отношений, свойств и признаков. Изучая совокупность этих объектов под своим углом зрения, криминалистика познает указанную выше взаимосвязь закономерностей.

Познание криминалистикой специфической группы закономерностей объективной действительности необходимо для решения стоящей перед нею цели: содействовать своими средствами и методами делу борьбы с преступностью. Формы и методы этой борьбы являются предметом исследования ряда наук. Специфические задачи криминалистики, как:

а) познание закономерностей реальной действительности, составляющих предмет науки, развитие ее общей и частных теорий как основы формирования криминалистических средств, приемов и методов;

б) разработка новых и совершенствование используемых технико-криминалистических средств, тактических приемов и методических рекомендаций по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательств;

в) оптимизация организационных, тактических и методических основ предварительного расследования преступлений и судебного разбирательства, организационных и методических начал криминалистической экспертизы;

г) разработка и совершенствование криминалистических методов и средств предупреждения преступлений;

д) изучение зарубежного опыта разработки и применения криминалистических средств и методов, определение путей их внедрения в отечественную практику борьбы с преступностью.

Специальные задачи криминалистики реализуются посредством решения конкретных задач, встающих на каждом этапе ее развития, например разработка методик расследования новых разновидностей преступлений (в сфере высоких технологий, в области экономической деятельности, совершаемых организованными криминальными формированиями и др.). Конкретные задачи по своему объему могут относиться как к теории науки, так и к ее продукту - тем методам, приемам и средствам, которые криминалистика разрабатывает для нужд практики борьбы с преступностью.

Криминалистическая техника – система теоретических положений и принципов разработки и применения научно-технических средств и методов обнаружения, фиксации, изъятия, накопления и переработки овеществленной информации о расследуемом событии, а также технических средств и способов предупреждения преступления.

Основное назначение криминалистической техники состоит в обнаружении и исследовании информации о совершенном преступлении, содержащейся в свойствах материальной обстановки расследуемого события.

Криминалистическая техника является простейшим уровнем криминалистического знания и аккумулирует в себе специфический для криминалистики естественно-технический аспект.

Ее предметом как части криминалистики является изучение механизмов материальных взаимодействий, имеющих место при преступной деятельности разных видов, по материальным следам-последствиям и разработка средств и способов их выявления и изучения при расследовании на основе информации, содержащейся в следах.

Основной задачей криминалистической техники являются обнаружение и исследование материальных следов преступления с целью получения сведений о личности преступника, использованных им предметах, условиях их применения и других обстоятельствах совершенного преступления.

Основная задача криминалистической техники состоит в разработке средств и методов обнаружения, фиксации, хранении и исследовании информации о расследуемом событии, содержащейся в соответствующих источниках (предметах и следах) и имеющих форму того или иного сигнала — физического процесса той или иной природы: механического, светового, звукового, электрического и иного импульса. Соответственно раскрываются закономерности, управляющие механизмами следообразования, средства и способы извлечения и расшифровки содержащейся в следах информации, ее фиксации, приемы ее сравнения с целью идентификации следообразующих объектов и способы оценки и формирования выводов по результатам проведенного исследования. При этом рассматриваются все виды механизма следообразования и следов (следы человека, животных, орудий, инструментов, оружия, транспортных средств и иных материальных объектов).

В системе следственной деятельности технические приемы неразрывно связаны с тактическими, так как они используются в структуре следственных действий с целью раскрытия и расследования преступления.

По степени сложности различаются отдельные технические приемы работы с вещественными доказательствами и их системы-методики, направленные на разрешение относительно самостоятельных типовых задач исследования вещественных доказательств.

Методы криминалистической техники могут быть систематизированы по природе лежащих в их основе явлений и принадлежности базовых и материнских наук. Соответственно различают: а) физические (в их числе особенно значительное место занимают различные оптические методы); б) химические, например методы качественного анализа; в) физико-химические, например газовая хроматография; г) ботанические, например споро-пыльцовый анализ; д) физиологические, например электромиография; е) математические, например вероятностно-статистические методы и др.

В настоящее время в криминалистике сформировались следующие основные отрасли криминалистической техники:

1) криминалистическое исследование фото-, видео- и звукозаписей;

2) криминалистическое следоведение, основой которого является криминалистическая трасология;

3) криминалистическое исследование оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения, основой которого является криминалистическая баллистика;

4) криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий;

5) криминалистическое исследование документов (почерковедческое, автороведческое, технико-криминалистическое, лингвистическое);

6) исследование компьютерной информации;

7) криминалистическое отождествление человека по признакам внешности (габитоскопия);

8) криминалистическая фоноскопия (исследование звуков, в том числе человеческой речи);

9) информационно-справочное обеспечение расследования (криминалистическая регистрация).

Криминалистическая тактика – раздел криминалистики, представляющий систему теоретических положений и практических рекомендаций по организации и планированию расследования и определению оптимальной линии поведения лиц, осуществляющих расследование, с учетом их отношений и взаимодействия с другими участниками расследования на основе норм и принципов уголовного процесса.

«Тактика» – линия оптимального поведения следователя в сложившейся следственной ситуации. Тактика всегда предполагает постановку и достижение определенной цели путем определенного рода действий следователя, которые оформлены научно в виде тактического приема, тактической рекомендации, тактической комбинации, тактической операции. В криминалистике термин «тактика» используется для обозначения той части науки, которая изучает сущность и искусство организации следственной деятельности.

Предметом криминалистической тактики являются информационно-познавательные и главным образом поведенческо-тактические аспекты преступной деятельности и деятельности по ее расследованию. При этом указанные аспекты криминальной деятельности выступают как объект познания и предупреждения, а криминалистической — как объект познания и оптимизации. Тактика во многом опирается на учение о версии и положения о планировании деятельности по расследованию преступлений.

Возникновение криминалистической тактики как особой области криминалистического знания произошло в конце XIX – начале XX вв. Одним из первых использовал термин «тактика» применительно к работе лиц, расследующих преступления, немецкий ученый А. Вейнгард. В предисловии к своей книге «Уголовная тактика» он писал: «Цель этой книги – дать руководство к составлению планов (расследования) и их выполнению. Она имеет в виду дать криминалисту то, что дает военному стратегия и тактика. Поэтому я назвал ее «уголовная тактика»[2].

В начале XX века криминалистическая тактика включала в себя только знания об основах организации расследования преступлений и рекомендации по проведению некоторых следственных действий (начиная с осмотра места происшествия). Постепенно в работах, посвященных криминалистической (в прежней формулировке «уголовной» - С.Н. Трегубов, а позже – «следственной» - А.Н. Васильев) тактике, стали рассматриваться и особенности организации расследования отдельных видов преступлений.

С середины 20-х гг. и до второй половины 50-х гг. XX в. Криминалистическая тактика рассматривалась как часть криминалистики, изучающая отдельные аспекты организации следственной деятельности и одновременно являющаяся общими положениями частных методик расследования преступлений.

Начиная с 60-х гг. внутри заключительного раздела науки криминалистики – криминалистической методики расследования отдельных видов преступлений – возникла собственная теоретическая часть – общие положения. В результате, криминалистическая тактика превратилась в раздел, изучающий только элементы следственной деятельности, а проблемы организации расследования отдельных видов преступлений и их общая теория перешли в заключительный раздел криминалистики – криминалистическую методику расследования

Основная задача криминалистической тактики состоит в наиболее эффективной организации криминалистической деятельности в соответствии с целями следственных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий и всего расследования и на основе наиболее рационального построения системы взаимоотношений и взаимодействий участников процесса. К числу лиц, деятельность которых исследуется криминалистической тактикой, относятся, с одной стороны, лица, профессиональная деятельность которых связана с собиранием и исследованием криминалистической информации (следователь, следователь-криминалист, руководитель следственного органа, работник органа дознания, специалист, эксперт и др.), а с другой - лица, поведение которых связано с формированием источников криминалистической информации (подозреваемые, обвиняемые, потерпевшие, свидетели, понятые).

В криминалистической тактике широко используются положения психологии, этики, логики, конфликтологии, науки управления, теории рефлексивных игр и ряда других отраслей знания, которые творчески приспосабливаются к решению многочисленных и сложных проблем организации следственной деятельности.

Криминалистическая тактика неразрывно связана со всеми разделами криминалистики: теорией и методологией, криминалистической техникой, криминалистической методикой расследования.

Общие положения криминалистической тактики основаны на теоретических и методологических положениях криминалистики, одновременно углубляя и развивая их применительно к анализу криминалистической деятельности.

Средства и приемы криминалистической техники реализуются главным образом при следственных действиях, вплетаясь в их тактику. Поэтому криминалистическая тактика с учетом своих потребностей использует данные криминалистической техники с целью приспособления их к потребностям каждого следственного действия.

Существенна взаимосвязь и взаимовлияние криминалистической тактики и криминалистической методики расследования отдельных видов преступлений. Тактика, как и техника, сама по себе достаточно абстрактна. Лишь в процессе расследования конкретного уголовного дела находят свое применение технические и тактические приемы и методы. Причем характер используемых приемов и методов напрямую зависит от вида преступления и следственной ситуации.

Криминалистическая тактика как раздел криминалистики состоит из двух частей.

К числу общих положений криминалистической тактики относятся понятия тактического приема, тактической операции и их систем, понятия следственной ситуации и тактического решения, классификация тактических задач и уровней криминалистической деятельности под углом зрения решаемых ею задач. Здесь же рассматриваются принципы криминалистической тактики: научность, законность, этичность.

К числу частных положений криминалистической тактики относится рассмотрение тактики отдельных процессуальных действий и тактических операций, планирования расследования преступлений; взаимодействия следователя с оперативным работниками; изучения личности участников уголовного судопроизводства; использования специальных знаний при расследовании преступлений и др.

Криминалистическая методика расследования – заключительный и итоговый раздел криминалистики, представляющий собой систему научных положений и разрабатываемых на их основе тактико-методических рекомендаций по наиболее эффективному раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений.

Криминалистическая методика изучает криминальный опыт совершения отдельных видов преступлений и следственную практику их расследования и разрабатывает на основе познания их закономерностей систему наиболее эффективных методов расследования и предупреждения разных видов преступлений.

Основной ее задачей является обеспечение следователя необходимым научно-методическим комплексом знаний, методов и алгоритмов раскрытия, расследования и предупреждения отдельных видов преступлений в разных следственных ситуациях, а также соответствующими комплексами решения остальных задач расследования, обеспечивающих изобличение всех участников преступного деяния и создание необходимых предпосылок для правильного применения уголовного закона. С помощью криминалистической методики на практике реализуются при расследовании все рекомендации криминалистической техники и тактики.

В первое десятилетие существования отечественной криминалистики вопросы методики не выделялись в самостоятельный раздел науки и освещались преимущественно как особенная часть уголовной (позднее – следственной) тактики.

К числу информационных источников методики расследования относятся данные типовых криминалистических характеристик разных видов преступлений; результаты научно-обобщенного преступного и следственно-криминалистического опыта; соответствующие уголовно-правовые и процессуальные нормы, определяющие общеправовые условия уголовного судопроизводства; данные общей и частных теорий; положения общей научной методологии; методов многих гуманитарных и естественных наук, а также сведения об особенностях тех сфер человеческой деятельности, в которых совершаются специфические преступления.

В структуре методики расследования в криминалистике условно выделяются две части. В первой — общетеоретической части раскрываются ее общие положения (предмет, задачи, структура, источники, связи с другими частями криминалистики) и научные основы (информационно-теоретические и методологические начала методики расследования).

Вторую (особенную) часть данной отрасли криминалистики составляю частные методики расследования (методики расследования отдельных видов преступлений), разрабатываемые на основе и с учетом положений общетеоретической части методики.

Методика расследования отдельных видов преступлений как часть криминалистики – это основанная на изучении способов совершения преступлений и механизма формирования материальных и иных следов преступления, система наиболее целесообразных методов организации расследования в первоначальный и последующий его периоды, использования особенностей применения тактических приемов и научно-технических средств в специфических условиях расследования отдельных видов преступлений.

Общими принципами в методике расследования являются строгое и неуклонное соблюдение законности при разработке и реализации методических рекомендаций в процессе расследования, плановое, этапное, быстрое и оперативное его ведение. Методическая суть этих требований вытекает из того, чтобы разрабатываемые и применяемые при расследовании приемы и способы ведения следствия не противоречили не только закону, но и нормам следственной этики. Полное же и всестороннее расследование немыслимо без четкого его планирования по этапам в сочетании с быстрым и оперативным принятием следственных решений в разных следственных ситуациях и реализацией их в жизнь на высшем научно-методическом уровне.

В то же время принципы построения частных методик расследования, ориентируют на обязательность при разработке конкретных методик учета всех выявленных и изученных криминалистических особенностей отдельных видов преступлений, степени типичности и индивидуальности следственных ситуаций, возникающих на разных этапах расследования, широкое и согласованное использование всех видов следственно-оперативного взаимодействия, всего арсенала специальных знаний, наиболее современных методологических концепций деятельности по расследованию. Соответственно они требуют высокого теоретического обоснования частных методик, обеспечивающего наиболее эффективное расследование с применением этих методик.

В связи с этим основными принципиальными требованиями к оформлению частных методик расследования являются пожелания о том, чтобы в них учитывалось следующее:

1) данные криминалистической характеристики соответствующего вида преступления и сведения о круге обстоятельств, подлежащих первоочередному и последующему установлению;

2) типовые черты следственных ситуаций, возникающих на разных этапах расследования, версиях и планировании;

3) особенности первоначальных и последующих методов собирания доказательственной и иной криминалистической информации;

4) тактические и методические особенности отдельных следственных действий, криминалистических операций и взаимодействия следователей с оперативно-розыскными и инспекционными органами;

5) особенности использования специальных знаний при расследовании;

6) особенности предупреждения данных преступлений.

По уровню конкретизации методических рекомендаций методики расследования бывают: высокой степени общности (чаще всего методики расследования большой группы разнородных преступлений, например, основы методики расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами; основы методики расследования компьютерных преступлений); меньшей степени общности (методики расследования группы однородных преступлений, например, преступлений против собственности), еще меньшей степени общности (видовые, подвидовые методики, например, расследование мошенничества, краж, вымогательства, присвоения и растрыты и т.д.); частной степени общности – методики (расследование отдельных видов и подвидов преступлений в различных типовых следственных ситуациях).

В современной криминалистике формирование частных методик осуществляется по двум основным направлениям: 1) совершенствование существующих и 2) разработка новых методик. Необходимость создания новых методик может быть связана с появлением, например, нового способа преступного посягательства – с использованием компьютерной техники; нового предмета и средства преступления – например, мошенничества с использованием банковских карт. Постоянное совершенствование существующих методик также необходимо в связи с динамично меняющими общественными отношениями в разных сферах жизни, а равно развитием различных отраслей знания, появлением новых технических устройств, которые могут быть применены как в криминальной, так и в криминалистической деятельности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Целью изучения дисциплины «Криминалистика» является усвоение студентами знаний об основных понятиях и элементах системы правоохранительных органов в Российской Федерации, формирование четкого представления о принципах и пределах взаимодействия правоохранительных органов друг с другом и иными государственными и общественными структурами.

Самостоятельная работа- это изучение учебно- методических материалов без посредственного руководства преподавателя.

Это особый вид учебной деятельности, преднозначенной для формирования навыков самостоятельной проработки учебных заданий, в овладении методикой организаций самостоятельного труда для повышения эфективности подготовки к занятиям.

Самостоятельная работа студента складывается из нескольких этапов, которые представляют собой:

1. Предварительную подготовку, состоящую из планирование предстоящей работы, ознакомлениея с перечнем рекомендованной законодательно- нормативной и учебно- методической и научной литературы;

2. Изучение научных работ по теме и содержание теоритических вопросов, излагаемых в источниках;

3. Обобщение полученных знаний, что поможет уяснению основных целей и задач изученных актов и их правильному научному пониманию и оценке, установлению взаимосвязи теоритических, научных положений и проблем.

С учетом этого в этом плане весьма полезным будет ознакомление с научными монографиями коментариями ученых к законодательным актом,и так же с различными научными справочниками по юриспруденции и смежным дисциплинам.

Введение

Реферат (от лат. Refero - докладываю, сообщаю, доношу, излагаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников[i]. Также это доклад на заданную тему по определенным источникам. В соответствие с Малым энциклопедическим словарем Брокгауза и Ефрона, реферат это научный доклад.

Реферат содержит основные положения произведения, фактические сведения и выводы и позволяет определить целесообразность его чтения целиком Реферат является формой предоставления результатов документального преобразования информации, то есть процесса аналитико-синтетического изучения документов (текстов) и подготовки вторичной информации, отражающей наиболее существенные элементы содержания этих документов; имеет научно-информационное назначение.

Обычный план:

1) тема, предмет (объект) и цель работы;

2) метод проведения работы;

3) результаты работы;

4) выводы (оценки, предложения), принятые и отвергнутые гипотезы;

5) области применения.

Цель реферата— передать содержание реферируемого произв.: факты, идеи, концепции, мнения.

Рефераты, называемые также научными докладами, получили распространение в научно-исследовательских учреждениях, высшей школе, в системе политического просвещения, в народных университетах
К рефератам обычные общие требования и правила оформления рефератов, курсовых и дипломных рабо

2. Структура работы – дипломная работа должна включать следующие разделы:

• Оглавление (содержание);

• Введение;

• Главы ( I , II , III и т.д.);

• Заключение;

• Список использованных источников и литературы.

В оглавлении перечисляются разделы работы с указанием страниц.

Во введении рекомендуется отразить следующие положения:

• Обосновать необходимость разработки данной темы;

• Показать актуальность избранной темы;

• Показать новизну постановки избранной темы;

• Кратко рассмотреть литературу, написанную по данной теме;

• Объем введения не должен превышать 5-7 стр.

В главах излагается основное содержание дипломной работы. Рекомендуется иметь три главы, разбитые на параграфы.

В заключении кратко излагаются основные результаты проделанной работы, приводятся выводы и предложения, даются рекомендации по практическому использованию работы.

В список использованных источников и литературы включаются только те источники и литература, которые были использованы для подготовки дипломной работы.

К источникам относятся: законы, указы, манифесты и другие правительственные акты, постановления, приказы, международные договоры, меморандумы, памятные записки, протоколы и другие архивные материалы, разрешенные к открытому использованию, исследуемые тексты.

К литературе относятся: монографии, книги (непериодическое издание объемом от 48 стр. и более), брошюры (непериодическое издание объемом от 5 до 48 стр.), периодические издания и газеты. Порядок оформления использованных источников и литературы указывается ниже.

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Реферат не является конспектом, он не должен копировать дословно книги и статьи.

Реферат не является докладом, а поэтому пишется не по одному, а по нескольким источникам.

Реферат это не обзор литературы, он не должен перечислять заголовки известных Вам книг по излагаемой теме.

В реферате собранный по теме материал систематизируется и обобщается, он состоит из нескольких частей:

1. титульный лист (смотри образец титульного листа)

2. оглавление (содержание) с указанием номеров страниц на каждый раздел реферата;

3. введение;

4. основная часть, состоящая из глав;

5. заключение;

6. список использованной литературы

Введение:

Объясняется почему выбрана такая тема, чем она важна (личное отношение к излагаемой проблеме), чем она актуальна (отношение современного общества к этой проблеме), какую культурную или научную ценность она представляет (с точки зрения исследователей, ученых);

Перечисляется использованная литература: научные статьи, научно-популярная литература, учебная литература с указанием авторов (например: «Материалом для написания реферата послужили ...»).

Описывается из каких частей состоит реферат (введение, кол-во глав, заключение, приложения. Например: «Во введении показана идея (цель) реферата….»; «Глава 1 посвящена…»; «во 2 главе ...;»; «В заключении сформулированы основные выводы...»).

Основная часть:

Реферат состоит из нескольких разделов последовательно раскрывающих тему. Каждый из разделов рассматривает какую-либо из сторон основной темы. Личная позиция по описываемой теме подкрепляются цитатами, взятыми из литературы (цифры, факты, определения). Ци

Наши рекомендации