Возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения
Уголовные дела о преступлениях, указанных в части второй статьи 20 настоящего Кодекса, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя:
1) в отношении конкретного лица - в порядке, установленном частями первой и второй статьи 318 настоящего Кодекса;
2) в отношении лица, указанного в статье 447 настоящего Кодекса, - в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса.
2. Если заявление подано в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.
Уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 20 настоящего Кодекса, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке.
Руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей статьи 20 настоящего Кодекса, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса.
4. Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела. Законность и обоснованность отказа.
При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, допускается лишь в отношении конкретного лица.
Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании пункта 2 части второй статьи 37 настоящего Кодекса, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа.
При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.
Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.
Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.
Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.
Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.
Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.
5. Стадия предварительного расследования (понятие, значение, задачи, формы, соотношение предварительного следствия и дознания).
Стадия предварительного расследования следует непосредственно за стадией возбуждения уголовного дела. Ее содержание - деятельность органа дознания, следователя и прокурора, направленная на то, чтобы с помощью производства следственных действий по собиранию доказательств раскрыть преступление, установить обстоятельства дела, изобличить виновных в совершении преступления, обеспечить привлечение их к уголовной ответственности и подготовить материалы уголовного дела для судебного разбирательства. Также необходимо выяснить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, принять меры к их устранению, принять меры к возмещению причиненного преступлением ущерба.
«Предварительное» - потому, что оно осуществляется до судебного разбирательства. В судебном заседании исследуются в основном материалы, собранные на предварительном следствии, поэтому орган расследования должен собрать достаточные доказательства, которые могут быть положены в основу приговора. Также на предварительном следствии могут быть установлены обстоятельства к прекращению дела.
Предварительное расследование проводится по большинству дел, направляемых в суд. Особый порядок - по делам частного обвинения (27 УПК) и по делам с протокольной формой досудебной подготовки материалов (гл. 34 УПК). Однако и по ним в определенных случаях может быть проведено предварительное следствие или дознание.
Предварительное расследование происходит в двух формах - предварительное следствие и дознание. Основная форма - предварительное следствие по большинству уголовных дел (126 УПК)). Предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым суд или прокурор.
Органы предварительного расследования. Органы дознания: Милиция; Командиры воинских частей, начальники военных учреждений; Органы Федеральной пограничной службы; Органы федеральной службы безопасности; Капитаны морских судов, начальники зимовок; Начальники исправительно- трудовых учреждений; Федеральные органы налоговой полиции; Таможенные органы. Органы предварительного следствия: Следователи прокуратуры; Следователи органов внутренних дел; Следователи федеральной службы безопасности; Следователи федеральных органов налоговой полиции.
6. Понятие и значение общих условий производства предварительного расследования.
Предварительное следствие может производиться только при соблюдении ряда условий, предусмотренных в УПК. Прежде всего это вопросы подследственности.
А)Подследственность - установленная законом совокупность признаков уголовного дела, в соответствии с которыми производство следствия относится к ведению определенного органа расследования. Подследственность определяется в зависимости от нескольких признаков:
1.предметно - родового (совокупность дел, которая расследуется конкретным ведомством);
2.территориального (зависит от того, какой конкретно рай.отдел в рамках своей подследственности занимается следствием - зависит от места);
3.персональный (в зависимости от него производится расследование по различным категориям граждан - несовершеннолетние - всегда ОВД; военнослужащие - военная прокуратура, но если государственное преступление - ФСБ).
Альтернативная подследственность - кто первый возбудил уголовное дело, тот и ведет расследование (ст. 126 УПК). Подследственность по связи дел - расследование уголовных дел в ситуациях, когда органом предварительного расследования возбуждается дело, непосредственно связанное с расследуемым. Его ведет тот, кто и основное дело. Например, дача заведомо ложных показаний, недонесение, укрывательство.
Б)Процессуальная самостоятельность следователя - при производстве предварительного следствия все решения следователь принимает самостоятельно.
Есть серия исключений:
1.Применение мер пресечения. Ряд мер пресечения следователь принимает самостоятельно (подписка о невыезде, наблюдение командования), но ряд требует санкционирования (заключение под стражу, залог).
2.Сегодня требуют санкционирования отдельные следственные действия: обыск, просмотр корреспонденции, выемка документов, содержащих государственную тайну. Нужна санкция прокурора.
3.Ряд постановлений следователя требуют утверждения прокурора: прекращение дел по нереабилитирующим обстоятельствам, постановление об отстранении от должности обвиняемого, обвинительное заключение.
4.Прокурор может давать обязательные указания по ряду вопросов. Они в принципе обязательны для исполнения. Следователь может их обжаловать, но не приостанавливая их исполнения. 4 случая, когда он вправе не исполнять:
-при решении вопроса о привлечении лица в качестве обвиняемого;
-решение вопроса о квалификации;
-формирование объема обвинения;
-о прекращении дела.
При этом можно обжаловать и приостановить исполнение.
Начальник следственного отдела. Функции контроля за деятельностью следователя, указания (также как и с прокурором), передача расследования нескольким следователям.
В)Сроки предварительного следствия могут быть продлены в случае необходимости, но для этого нужно решение соответствующего прокурора.
Ст. 133 УПК - 2 месяца от возбуждения уголовного дела до направления прокурору. В необходимых случаях срок может быть продлен до 3х месяцев прокурором низшего уровня (района, города, гарнизона) и приравненным к ним. Возможно продление до 6 месяцев прокурорами субъектов федерации и военными прокурорами округа, флота и приравненными к ним прокурорами. В исключительных случаях срок может продлить Генеральный прокурор или его заместитель. Предел не указан.
NB Срок заключения ограничен - 1.5 года + 0.5 на ознакомление. Процедура: следователь предоставляет прокурору заявление (как правило, за месяц до истечения), где указано почему дело на завершено, что сделано, что должно быть сделано и т.п. (только судебная экспертиза может занимать до 4х месяцев).
Г)Ст. 139 УПК - недопустимость разглашения данных предварительного следствия. В соответствии с этой статьей данные могут быть разглашены только с разрешения следователя или прокурора. Следователь вправе предупредить об уголовной ответственности за разглашение. Это связано с деятельностью СМИ.
Д)Ст. 131 УПК - обязательность удовлетворения ходатайств. Суть - следователь не вправе отказать обвиняемому, подозреваемому, защитнику, потерпевшему в проведении следственных действий, направленных на установление пробелов в следствии. Отказ должен содержаться в постановлении с соответствующей мотивировкой.
Также относятся: соединение и выделение уголовных дел, использование научно-технических средств и специалистов, принятие мер к выявлению и устранению причин и условий преступления.
7. Дознание (понятие, задачи, отличия от предварительного следствия).
Дознание является формой предварительного расследования. Его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие, акты дознания имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия. Перечень органов дознания дан в ст. 117 УПК.
Органы дознания: Милиция; Командиры воинских частей, начальники военных учреждений; Органы Федеральной пограничной службы; Органы федеральной службы безопасности; Капитаны морских судов, начальники зимовок; Начальники исправительно-трудовых учреждений; Федеральные органы налоговой полиции; Таможенные органы.
Помимо выполнения общих с органами предварительного следствия обязанностей, на некоторые органы дознания возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности в целях выявления и раскрытия преступлений, изобличения лиц, их со- вершивших. Эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельным функциям органов дознания, предусмотренным Законом «об оперативно-розыскной деятельности» и другими актами. Ее выполнение возлагается только на те органы дознания, которые располагают оперативными подразделениями.
Оперативно-розыскной деятельностью принято считать осуществляемые гласно и негласно мероприятия в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст.1 Закона об ОРД).
Две формы дознания. Дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия - начинается органом дознания и состоит из производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, освидетельствование, допрос потерпевших и свидетелей. О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор. Эта форма дознания ограничена 10-дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. По истечении этого срока дело направляется следователю. После передачи орган дознания вправе производить следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Если не обнаружен субъект, орган дознания принимает оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает следователю о результатах.
По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания проводит расследование в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения или постановления о прекращении производства по делу. Дознание такого рода от следствия отличают некоторые особенности: в частности, нормальный срок такого дознания - один месяц; по окончании дознания его материалы предъявляются для ознакомления только обвиняемому, а другие участники процесса лишь извещаются об окончании дознания.
8. Полномочия и процессуальная самостоятельность следователя.
Процессуальная самостоятельность следователя обеспечивается тем, что закон предоставляет ему право не согласиться с указаниями прокурора, которые касаются существа расследования, — о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объеме обвинения, направлении дела в суд или прекращении производства по делу. Во всех этих случаях следователь может не выполнять указания прокурора и представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет эти указания, либо поручает производство следствия другому следователю.
Процессуальные права следователя проявляются и в его взаимоотношениях с органами дознания. Следователь вправе по расследуемым делам давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных или следственных действий (например, о розыске подозреваемого, его задержании, о розыске похищенного имущества).
Следователь привлекает работников органов дознания к участию в тех или иных действиях (осмотре, обыске, выемке и др.). Тесное взаимодействие следователя с органами дознания — необходимое условие успешного раскрытия и расследования преступлений, а также их предупреждения.
По общему правилу предварительное следствие производится одним следователем. По сложным или большим по объему делам следствие может производиться несколькими следователями (бригадный, или групповой, метод следствия). В таком случае один из них принимает дело к производству и руководит действиями других. Ему принадлежит окончательное решение по всем наиболее важным вопросам, возникающим в ходе расследования. От его имени составляются все важнейшие процессуальные акты: постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение.
9. Соединение и выделение уголовных дел (основания, процессуальный порядок, практика, выделение материалов, исчисление сроков предварительного расследования при соединении и выделении уголовных дел).
В одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении:
1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;
2) одного лица, совершившего несколько преступлений;
3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам.
Соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.
Соединение уголовных дел, находящихся в производстве следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа. Соединение уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, производится на основании постановления прокурора. Решение о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных в соответствии со статьями 150 и 151 настоящего Кодекса разным органам предварительного расследования, принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности. В случае, если предварительное расследование осуществляется в форме дознания, указанное решение принимает прокурор.
При соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.
Дознаватель, следователь вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении:
1) отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, указанных впунктах 1 - 4 части первой статьи 208 настоящего Кодекса;
2) несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми;
3) иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования;
4) подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. В случае возникновения угрозы безопасности подозреваемого или обвиняемого материалы уголовного дела, идентифицирующие его личность, изымаются из возбужденного уголовного дела и приобщаются к уголовному делу в отношении подозреваемого или обвиняемого, выделенному в отдельное производство;
5) отдельных подозреваемых, в отношении которых предварительное расследование производится в порядке, установленном главой 32.1 настоящего Кодекса, если в отношении иных подозреваемых или обвиняемых предварительное расследование производится в общем порядке.
Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызвано большим объемом уголовного дела или множественностью его эпизодов.
Выделение уголовного дела производится на основании постановления следователя или дознавателя. Если уголовное дело выделено в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, то в постановлении должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела в порядке, предусмотренном статьей 146 настоящего Кодекса.
В уголовном деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинники или заверенные следователем или дознавателем копии процессуальных документов, имеющих значение для данного уголовного дела.
Материалы уголовного дела, выделенного в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу.
Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство.
10. Подследственность (понятие, виды, значение). Начало, место и сроки предварительного расследования.
Подследственность– совокупность установленных законом признаков уголовного дела, в соответствии с которыми произ–водство следствия относится к ведению определен–ного следователя.
Выделяются следующие юридические признаки уго–ловного дела, на основе которых определяется его подследственность:
1) предметный (родовой);
2) территориальный (местный);
3) персональный (личный);
4) альтернативный (смешанный);
5) по связи уголовных дел.
Предметный (родовой) признакподслед–ственности определяется характером совершенного преступления, его квалификацией, в зависимости от чего разграничивается компетенция между следова–телями различных следственных органов: прокурату–ры, внутренних дел, Федеральной службы безопасно–сти и т.д. (ст. 151 УПК).
Разделение по территориальному (местному) признакупозволяет разграничить подследственность между одноименными органами дознания и предвари–тельного следствия в зависимости от той территории, на которую распространяется их юрисдикция,т.е. под–следственность определяется местом (районом) со–вершения преступления (ст. 152 УПК).
Персональный (личный) признакопределяет подследственность уголовного дела на основе опре–деленных особенностей субъекта преступления. На–пример, следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ осуществляется предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, со–вершенных депутатами, судьями.
Альтернативный, или смешанный, признак подследственности предполагает возможность рас–следования ряда преступлений тем или иным сле–дователем в зависимости от того, кем данное пре–ступление выявлено. Альтернативный признак подследственности используется при определении подследственности по уголовным делам о мошен–ничестве, присвоении или растрате чужого иму–щества и ряде других преступлений, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК.
Разновидностью альтернативной подследственно–сти можно считать отнесение уголовно-процессуаль–ным законом уголовных дел об одних и тех же преступ–лениях к подследственности следователей разных ведомств. В частности, уголовные дела о преступле–ниях, предусмотренных ст. 208—210 УК (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сооб–щества), указаны одновременно в перечнях уголовных дел, подлежащих расследованию и следователями следственного комитета при прокуратуре РФ, и следо–вателями органов внутренних дел (п. 1, 3 ч. 2 ст. 151 УПК). В подобных случаях подследственность уголов–ного дела конкретному следователю окончательно определяется прокурором.
По признаку связис преступлениями, рассле–дуемыми следователями той или иной ведомственной принадлежности, определяется подследственность уголовных дел о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, злоупотреблении долж–ностными полномочиями, получении взятки и иных подобных преступлениях. Предварительное след–ствие по указанным уголовным делам производится следователями того органа, к чьей подследствен–ности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК).
11. Прокурорский надзор и судебный контроль в уголовном судопроизводстве.
Предметом надзора являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
12. Полномочия прокурора в досудебном производстве.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1. проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2. возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
3. участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и процессуальных действий;
4. давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;
5. давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
6. разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;
7. отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение при производстве предварительного расследования;
8. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;
9. передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому;
10. поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-разыскных мероприятий;
11. продлевать срок предварительного расследования;
12. утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;
13. утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
14. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
15. приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу (п. 2 ст. 37 УПК РФ).
Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю являются обязательными, и если они обжалуются, то это не приостанавливает их исполнение.
Данные полномочия осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (п. 3 ст. 37 УПК РФ).
13. Следственные действия (понятие, виды следственных действий, соотношение следственных действий с процессуальными решениями, розыскными действиями, оперативно-розыскными мерами).
Следственные действия — предусмотренные и строго регламентированные уголовно-процессуальным законом, обеспеченные силой государственного принуждения действия уполномоченных лиц, направленные на собирание и проверку доказательств по уголовному делу.
Виды следственных действий:
· допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, понятого)
· очная ставка
· обыск
· выемка
· осмотр
· освидетельствование
· контроль и запись переговоров
· получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами
· опознание
· следственный эксперимент
· проверка показаний на месте
· наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию
Правовой основой взаимодействия следователей и органов дознания являются нормы УПК РСФСР: ст. 117,119,127 и 132 УПК, нормы Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” (ст. 7,10,11,13 и 14). Должны также учитываться и требования Закона РСФСР “О милиции” в части разграничения компетенции криминальной милиции и милиции общественной безопасности (ст. 8—9).
Неукоснительное соблюдение перечисленных норм действующего законодательства — необходимое условие эффективности взаимодействия в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений. Порядок применения оперативно-розыскных мер определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории России, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных действий.
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
· выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие уже совершенных преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих;
· осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
· добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Согласно ст. 13 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, на территории России право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия предоставляется оперативным подразделениям: 1) органов внутренних дел Российской Федерации; 2) органов Федеральной службы безопасности; 3) Федеральных органов налоговой полиции; 4) Федеральных органов государственной охраны: Главного управления охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента Российской Федерации; 5) органов Пограничной службы Российской Федерации; таможенных органов Российской Федерации; 7) Службы внешней разведки Российской Федерации.
Оперативные подразделения внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в п. 1—7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”.