Оценка судом заключения эксперта

Эксперт дает заключение в письменной форме. Оно состоит из трех частей: вводной, исследовательской и заключительной.

Во вводной части заключения указываются основания для экспертизы, когда, где и кем (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень и звание, занимаемая должность) была проведена экспертиза, какие вопросы были поставлены на разрешение эксперта и какие материалы ему для этого были представлены.

В исследовательской части заключения подробно излагаются ход и результаты исследования. Здесь должны быть описаны использованные экспертом методы исследования и научно-технические средства. Если на некоторые вопросы не представляется возможным дать заключение, эксперт указывает причины.

В заключительной части кратко излагаются выводы эксперта (его обоснованные ответы на поставленные вопросы).

Заключение подписывает эксперт, проводивший исследование. К заключению могут быть приложены справочные и иллюстрационные материалы: таблицы, схемы, чертежи, фотографии.

Различают следующие виды заключений экспертов:

1) категорическое (положительное или отрицательное);

2) вероятное;

3) заключение о невозможности ответить на поставленные вопросы;

4) условное.

Вероятное заключение эксперта не может быть положено в основание решения суда. Однако сведения о фактах, изложенных в описательной части вероятного заключения эксперта, могут быть использованы в качестве косвенных доказательств и наряду с другими фактическими данными быть положительными или отрицательными аргументами.

Способом непосредственного восприятия заключения эксперта судом и другими участниками процесса является оглашение его в судебном заседании.

Заключение эксперта не служит особым средством доказывания. Закон специально подчеркивает, что заключение эксперта для суда не обязательно и оценивается по общим правилам оценки доказательств, т.е. объективно, всесторонне, с учетом всех доказательств по делу в совокупности.

Оценка заключения эксперта включает: а) анализ соблюдения процессуального порядка подготовки, назначения и проведения экспертизы; б) анализ соответствия заключения поставленным вопросам; в) определение полноты заключения; г) оценку научной обоснованности заключения, достоверности выводов, определение их места в системе другой информации по делу.

При оценке заключения эксперта необходимо всесторонне изучить доброкачественность того исходного материала, который был предоставлен в распоряжение эксперта. Например, при оценке судебно-почерковедческой экспертизы в случае спора о подлоге документа суд в первую очередь должен оценить, насколько правильно были отобраны образцы почерка для эксперта и достаточно ли было графического материала для его выводов.

В результате оценки заключения суд может признать его:

1) полным, научно обоснованным и положить в основание решения суда наряду с другими доказательствами;

2) недостаточно ясным или неполным и назначить определением дополнительную экспертизу;

3) необоснованным и назначить повторную экспертизу мотивированным определением.

Суд может не согласиться с выводами эксперта и, не назначая повторной экспертизы, решить дело на основании других доказательств, если они в совокупности позволяют сделать истинный вывод о фактических обстоятельствах по делу. В мотивировочной части решения должны содержаться убедительная критика экспертного заключения и приводиться доводы, по которым суд его отвергает.

Пример

Председательствующему по делу

по иску Антонова В.А. к Майковой А.Л.

от представителя Майковой А.Л. адвоката Иванова П.В.

(ордер в деле)

Ходатайство
о назначении повторной экспертизы

Определением от 14.03.2007 Вами была назначена судебно-почерковедческая экспертиза, производство которой поручено РФЦСЭ при Минюсте РФ. 09.12.2007 экспертиза была произведена.

Ознакомившись с заключением эксперта Язовой 3.П., мы приходим к выводу о несостоятельности данной экспертизы как ввиду недостаточной ясности заключения, так и его неполноты, в связи с чем мы вынуждены заявить следующее ходатайство.

1. По делу исследовалась лишь одна подпись Антонова В.А. на экземпляре, выданном завещателю. Однако не затребована и не исследована в качестве образца подпись Антонова в реестре нотариальной конторы, которую он учинил в тот же день одновременно с подписанием завещания.

Не исследовалась подпись Антонова В.А. и в заявлении в ЗАГС от 07.12.2004.

2. Несмотря на то что эксперт в явном виде указал на старческий возраст Антонова, никаких исследований возможных старческих изменений не проведено.

Следует выяснить вопрос о возможном наличии у Антонова В.А. старческих заболеваний, которые могли повлиять на письменно-двигательные навыки.

Решить вопрос о характере возрастных изменений почерка Антонова можно только путем отдельного вынесения на рассмотрение комплексной экспертизы с участием специалиста-психиатра.

3. Несмотря на то что на экспертизу было представлено 16 образцов подписи Антонова, эксперт отобрал для исследования лишь 8, причем сделал это произвольно, никак не обосновав мотивы своего выбора, и в исследовательской части заключения, и фототаблице не указал датировки отобранных для исследования образцов. При этом, как следует из описания представленных образцов, время их исполнения сильно варьируется (от 2002 до 2004 гг.), а возможный характер изменения почерка Антонова за это время никак не исследован. В этой связи представляется более логичным исследовать самые поздние по времени исполнения образцы, которые могли бы быть затребованы дополнительно, например подпись Антонова в пенсионной ведомости за декабрь 2004 г., подпись в заявлении в ЗАГС от 07.12.2004, завещательное распоряжение в отношении вклада.

4. Уделив детальное внимание различающимся признакам, эксперт полностью обошел вопрос о наличии совпадающих признаков и их весомости. В то же время различающиеся признаки, указываемые экспертом, по характеру проявления являются частичными, приблизительными, вследствие чего мало информативны и могут быть объяснены естественными различиями подписей.

5. Вызывает сомнение указанная экспертом степень выработанности исследуемой подписи выше средней, при том что одновременно с этим эксперт указывает на замедление темпа и нарушение координации движений.

6. Описывая общие признаки выполнения подписи, эксперт обошел вниманием такие важные признаки, как:

- размещение подписи в документе относительно бланковой строки, относительно текста и относительно центра документа (эти признаки наиболее устойчивы и не менее важны, чем частные признаки);

- форма основания подписи;

- форма подписи.

Таким образом, фактически исследована только половина общих признаков.

7. Эксперт использует неупотребительные и не имеющие отношения к делу термины, такие как "гладкость штрихов" (стр. 3) - не применяемый в отношении к плоским документам; "завитковая" форма движения и т.п.

8. Эксперт исследовал лишь отдельные частные признаки, никак не обосновывая принципы отбора именно их, что оставляет впечатление незаконченной работы. Но даже отобранные признаки прослежены экспертом не во всех отобранных для исследования подписях. Примером может служить признак "форма движения при выполнении начальной части первого элемента буквы "А". В исследуемом документе она дуговая, в некоторых образцах (N 4, 2) эта форма также дуговая, но эксперт игнорирует это, отмечая лишь отличающуюся от нее завитковую форму в образце N 8.

То же имеет место и в отношении признака "надстрочный штрих буквы "т". В исследуемом документе отмечена извилистая форма, а из образцов эксперт отмечает только дуговую форму в образце N 6, хотя в образце N 9 также имеет место извилистая форма.

9. В первой части исследования эксперт указывает на признаки выполнения подписи в необычных условиях. При этом не приводятся фотографии с разметкой соответствующих признаков.

10. Вопрос о том, выполнены ли все представленные образцы одним и тем же лицом, не исследован вообще.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 87 ГПК РФ, заявляю ходатайство о назначении повторной судебно-почерковедческой экспертизы для устранения неполноты, неясности и противоречивости заключения от 09.12.2007.

На разрешение эксперта поставить следующие вопросы:

1. Кем исполнена подпись на завещании от 30.12.2004 как на экземпляре завещателя, так и на экземпляре, хранящемся в деле нотариальной конторы N 8, ив реестре регистрации за N 4-4213 от 30.12.2004 от имени Антонова В.А. - самим Антоновым В.А. или другим лицом.

2. Кем была исполнена подпись:

а) в заявлении Антонова В.А. в ЗАГС от 07.12.2004 N 5161;

б) на вкладе Антонова В.А. в филиале Сбербанка N 0000/00000, счет N 012252005828, завещанном Майковой А.Л., - самим Антоновым В.А. или другим лицом.

3. Выполнены ли все представленные на экспертизу от 09.12.2007, перечисленные на стр. 2 Заключения эксперта, образцы одним лицом.

В связи с тем, что у нас имеются основания не доверять компетентности данного эксперта (Язовой 3.П.), просим производство экспертизы поручить Институту независимых исследований.

Адвокат Иванов

Наши рекомендации