Деятельность правоохранительных органов и общественных организаций в борьбе с преступностью несовершеннолетних.
Предупреждение преступности – это не только устранение, нейтрализация негативных обстоятельств, но и использование, стимулирование позитивных процессов социальной жизни общества.
Предупреждение преступности несовершеннолетних подразделяется на:
· раннюю профилактику,
· непосредственную профилактику,
· профилактику предпреступного поведения,
· профилактику рецидива.
Ранняя профилактика рассчитана на тех, кто оказался в неблагоприятных условиях жизни и направлена на устранение этих условий до того, как их отрицательное влияние скажется на поведении несовершеннолетних. Она проводится путем надзора и контроля за соблюдением законов, оказанием социальной помощи и улучшением жизненного уровня, правоохранительной и общественной защитой и поддержкой несовершеннолетних групп риска (сирот, бездомных, детей осужденных родителей).
Этап непосредственной профилактики рассчитан на тех, кто уже совершал правонарушения, но непреступного, административного характера (участие в драках, пьянках, мелких кражах). Здесь, кроме мер, характерных для ранней профилактики, увеличивается воздействие на несовершеннолетнего в правом и воспитательном планах. Также государственные и общественные органы выявляют и устраняют обстоятельства и влияния, под воздействием которых несовершеннолетний стал совершать правонарушения.
Предпреступное поведение означает систематическое совершение правонарушений, характер и интенсивность которых показывают на вероятность совершения преступления в будущем, здесь несовершеннолетний стоит на грани преступления и для профилактики применяются постановка на учет в государственные и общественные организации по воспитательной работе и контролю, устройство в спортивно-трудовые лагеря, отряды и клубы, а также гражданско-правовые меры (взыскание ущерба).
Меры предупреждения рецидива включают наблюдение и контроль органов по делам несовершеннолетних, а также правоохранительных организаций, правовую и моральную поддержку общественными организациями, социальную реабилитация, трудовое и бытовое устройство освобожденных из мест лишения свободы, либо осужденных к иным мерам, изъятие оружия и орудий преступлений у ранее судимых подростков.
Стоит отметить, что культурно-образовательный уровень большинства несовершеннолетних преступников существенно ниже по сравнению со сверстниками. Значительна доля неуспевающих, а также лиц, оставивших школу. В 1995 г. в России структура контингента несовершеннолетних преступников была следующей: неработающие и не учащиеся - 45%; учащиеся школ и других образовательных учреждений - 43%; работающие - 12%. Динамика - 97 - 180, 98 - 190, 99 - 210, 00 - 195, 01 - 185 т.
В целом профилактическое воздействие должно быть направлено на:
- Своевременное выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей или изъятых из неблагополучной среды;
- Улучшение правового регулирования вопросов брака, воспитания детей в семье, ответственности родителей за ненадлежащее воспитание несовершеннолетних;
- Улучшение педагогического надзора за проведением досуга детьми и подростками;
- Совершенствование правовой и педагогической пропаганды среди родителей и несовершеннолетних.
В настоящее время для достижения этих целей в стране идет процесс передачи функций предупреждения правонарушений несовершеннолетних от правоохранительных органов (милиция) к иным государственным и общественным структурам и учреждениям, осуществляющим, главным образом, социальное обслуживание детей и подростков, защиту их прав и законных интересов.
Суть социального обслуживания семьи и детей – помочь человеку на индивидуальном личностном уровне в решении проблем его жизнедеятельности, начиная с получения положенного по закону пособия, до оказания психологических, юридических, социально-бытовых услуг, гарантировать социальную поддержку и помощь профессиональной социальной службы в трудной ситуации и одновременно актуализировать его внутренний потенциал самопомощи.
Для решения проблем устройства детей и подростков, лишившихся родительского попечения развернута сеть семейных детских домой, созданы социальные центры для оказания им необходимой помощи, законодательно определены возможности для помещения таких детей на определенный срок в приемные семьи.
Создана сеть специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа для лиц, которые не сумели адаптироваться в обычной школе, склонны к агрессии, бродяжничеству, не имеют нормального контакта с родителями, чьи семьи принадлежат к «группе риска».