Специфичным для должностной преступности является относительная стабильность и небольшое количество регистрируемых преступлений при высоком уровне их латентности.
Латентность должностных преступлений превышает 90%.
Коррупционная преступность представляет собой совокупность преступлений (и лиц, их совершивших) с признаками коррупции.
Коррупция - социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей.
Субъекты – с одной стороны, должностные лица и иные государственные и негосударственные служащие, а с другой - любые физические и юридические лица. Указанные субъекты в своей совокупности образуют своеобразную коррупционную сеть, включающую, по мнению экспертов, три составляющие:
· коммерческие, финансовые структуры, их представители, реализующие полученные в результате коррупционных деяний выгоды и льготы и превращающие их в дополнительный доход;
· группу государственных и негосударственных чиновников, предоставляющих за плату указанные выгоды и льготы и обеспечивающие прикрытие корруптеров при принятии различных решений;
· группу защиты коррупции, включающую должностных лиц правоохранительных и контрольных органов.
Особенностью современной коррупции являются ее широкое распространение в стране, значительные масштабы, особая общественная опасность.При анализе коррупции следует иметь в виду, что она не является лишь уголовно-правовым явлением. В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность виновных.
К преступлениям коррупционного характера относятся в первую очередь предусмотренные уголовным законодательством деяния, непосредственно связанные с подкупом коррупционеров:
· воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом;
· незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, совершенное путем подкупа;
· подкуп участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;
· коммерческий подкуп;
· получение взятки;
· дача взятки;
· провокация взятки либо коммерческого подкупа;
· подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта в целях дачи им ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода.
Особенностями коррупционной преступности являются:
· непосредственное причинение ущерба авторитету государственной службы, службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных организациях;
· специфичность субъектов совершения преступлений. Коррупционные преступления совершают не только должностные лица, но и иные государственные, муниципальные служащие, служащие коммерческих или иных негосударственных структур. В качестве же подкупающих выступают любые физические и юридические лица;
· использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;
· наличие у него корыстной или иной личной заинтересованности и умысла на совершение противоправного деяния;
· относительная стабильность регистрируемых преступлений при их высокой латентности, достигающей 90%;
· несводимость коррупционной преступности к совокупности лишь должностных преступлений;
· тесная связь с организованной преступностью, представители которых выделяют на подкуп чиновников от 30 до 50% преступно нажитых средств;
· повышенная общественная опасность.
Причины этих видов преступности:
· Среди специфических факторов следует выделить те из них, которые связаны с особенностями служебной среды, условиями службы; с характеристикой самих служащих; с состоянием социального контроля за их служебной деятельностью;
· Существующие в настоящее время условия службы большинства чиновников, размер оплаты их труда, не позволяющий достойно жить им и их семьям, к сожалению, зачастую влияют на формирование корыстной мотивации служащих, провоцируют их на совершение преступлений;
· Наличие во многих учреждениях ситуативного (а не нормативного) типа управления, позволяющего служащим решать многие вопросы по своему усмотрению, а также распространенность не уведомительного, а разрешительного порядка решения физическими и юридическими лицами тех или иных своих проблем способствует практической реализации чиновниками их корыстной мотивации.
Большое значение в системе детерминант должностной и коррупционной преступности имеют негативные личностные характеристики самих государственных и иных служащих, особенно учитывая колоссальный рост в стране их количества (только в государственном секторе в настоящее время насчитывается около 1,5 млн. чиновников): антиобщественная установка, корысть, зависть, карьеризм, готовность принести в жертву материальной выгоде закон, нормы морали, профессиональную честь.
На формирование и проявление этих черт личности служащих существенное влияние оказывают:
· изначальная настроенность служащих на использование своей работы в личных корыстных интересах;
· наличие в их среде лиц с высоким уровнем материального благосостояния, достигнутого за счет криминальной деятельности;
· некоторое снижение уже достигнутого ранее уровня материальной обеспеченности личности и желание поднять его с помощью совершения преступлений;
· ориентированность на высокие стандарты жизни, достигнутые сослуживцами;
· наличие дорогостоящих привычек и интересов;
· желание возместить понесенные ранее расходы на получение образования, устройство на работу, а также включиться в общий процесс коррупции.