Кафедра уголовного права и процесса
УТВЕРЖДЕНО
На заседании учебно-методической
комиссии юридического факультета
"__ " _________ 2011 г.
Протокол № __
Председатель УМК
___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина: «Уголовно-правовые и криминалистические основы расследования компьютерных преступлений»
Блок дисциплин: Профессионального цикла вариативной части (Б.В.)
Направление: 030900.62 «Юриспруденция»
Квалификация (степень): «Бакалавр»
Факультет: юридический
Форма обучения: дневная, заочная
Семестр: 8
Трудоёмкость дисциплины: 2 зачётные единицы
Всего учебных занятий: 72 часа
В том числе:
Аудиторных - 54 часа, из них
Лекций: 16 час.
Семинарские занятия: 38 час.
Самостоятельных: 13 часов
Контроль – контрольная работа
Итоговый контроль: зачёт
Сыктывкар 2011
Лист согласования и утверждения рабочей программы
Автор
преподаватель _____________ Ю.А. Тимофеев
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана направления подготовки 030900.62 Юриспруденция.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры уголовного права и процесса.
Протокол заседания № __ от "__ " ____________ 2011 г.
Заведующий кафедрой УПиП
д.ю.н., профессор ____________ П.А. Колмаков
СОГЛАСОВАНО:
Декан юридического факультета
к.ю.н., доцент _____________ Князев А.Н.
"____" ____________ 2011 г.
Председатель УМК факультета
к.ю.н., доцент______________Иванова О.С.
Пояснительная записка
Развитие цифровых технологий и повсеместное их внедрение позволяет совершать различные преступления с помощью компьютера. С использованием ЭВМ совершаются такие неправомерные действия, как несанкционированное копирование, уничтожение, блокирование или модификация информации, находящейся в компьютере. Развитие компьютерных сетей позволило более быстро, анонимно и эффективно распространять различного рода негативную информацию (инструкции по изготовлению взрывных устройств, приготовлению наркотиков; призывы к совершению преступлений; порнографию и т.д.). Появились новые способы мошенничества, хищения, причинения имущественного ущерба, нарушения авторских прав и других преступлений, список которых довольно велик и постоянно растет.
Это послужило причиной включения в действующий Уголовный кодекс Российской Федерации гл. 28 “Преступления в сфере компьютерной информации”.
Практика применения уголовного законодательства свидетельствует о том, что возникающие в борьбе с компьютерными преступлениями проблемы обусловлены несовершенством уголовно-правовых норм, противоречивостью их толкования, отсутствием научно-методических рекомендаций и официальных руководящих разъяснений по квалификации этих деяний, а также недостаточной квалификацией сотрудников правоохранительных органов, в том числе и работников суда.
Содержание предлагаемых заданий в рекомендованном спецкурсе определено требованиями государственного общеобразовательного стандарта, потребностями конкретной практической деятельности органов расследования, прокуратуры и суда, а также деятельности других участников уголовного судопроизводства.
Большое значение для глубокого овладения студентами профессиональных знаний в правоприменительной деятельности имеют практические занятия. Формы проведения семинаров по спецкурсу достаточно разнообразны и определяются в зависимости от темы занятий, уровня подготовленности студентов, характера учебного материала, конкретной цели, стоящей перед данным занятием.
Задачами спецкурса являются проведение всестороннего уголовно-правового анализа составов статей 272 (неправомерный доступ к компьютерной информации), 273 (создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ) и 274 УК РФ (нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети). Кроме того, в задачи спецкурса входит обучение студентов правильной квалификации преступлений данной категории при соучастии в преступлении, при множественности преступлений, а также при неоконченном преступлении. В этом спецкурсе будут рассмотрены вопросы отграничения компьютерных преступлений от смежных составов преступлений. При этом значительное внимание будет уделено и «традиционным» преступлениям, совершаемым с использованием ЭВМ для хранения, обработки передачи и шифрования данных. Сложность в расследовании подобного рода преступлений обусловлена в частности и тем, что предварительное следствие по ним осуществляют не специализированные отделы органов внутренних дел, а, зачастую, «общекриминальные» подразделения, сотрудники которых должны иметь представление об общих началах расследования компьютерных преступлений и обладать элементарной компьютерной грамотностью.
Вторым элементом данного спецкурса является определение криминалистических основ расследования компьютерных преступлений и обучение студентов на основе полученных знаний в области криминалистики и уголовного процесса особенностям проведения отдельных следственных действий при расследовании преступлений в сфере информационных технологий, таких как допросы, проведение осмотров, обыска и выемки, назначение судебных экспертиз. Отдельно рассмотрены вопросы доказывания и построения версий, как со стороны обвинения, так и со стороны защиты.
1. Цели освоения учебной дисциплины «Уголовно-правовые и криминалистические основы расследования компьютерных преступлений».
1.1. Студент готовится к следующим видам профессиональной деятельности в сфере уголовно-процессуальных отношений:
- правоприменительная;
- правоохранительная.
1.2. Целью учебной дисциплины является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для:
- осуществления правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности в органах государственной власти;
- осуществления деятельности по защите и представительству прав и законных интересов физических и юридических лиц в рамках уголовно-процессуальных отношений.
1.3. Слушатель способен решать следующие профессиональные задачи:
- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией норм уголовного процесса;
- составление юридических документов (в части их мотивировки по вопросам материального и процессуального права);
- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в части соблюдения и применения норм уголовного процесса;
- охрана общественного порядка в части соблюдения и применения норм уголовного судопроизводства;
- предупреждение, выявление, раскрытие и расследование преступлений в части соблюдения и применения норм уголовного судопроизводства;
- защита собственности в части соблюдения и применения норм уголовного процесса;
- консультирование по вопросам уголовного процесса;
- правовое воспитание в части формирования уважительного отношения к охраняемым уголовно-процессуальным законом интересам личности, общества и государства.
В результате изучения курса обучающийся должен знать и понимать:
понятие уголовного, уголовно-процессуального закона, их место среди источников права; раскрыть понятие, сущность и содержание субъектов уголовного судопроизводства; раскрыть понятие доказательства в уголовном процессе, их сущность и содержание; раскрыть понятие, сущность общих положений и источников доказательств; раскрыть сущность и значение процесса доказывания и мер уголовно-процессуального принуждения; раскрыть сущность и содержание стадии возбуждения уголовного дела; раскрыть сущность и содержание предварительного следствия и дознания; объяснить понятие и систему следственных действий; раскрыть основания и условия приостановления предварительного расследования; раскрыть сущность и содержание окончания расследования, прекращение уголовного дела и уголовного преследования; объяснить понятие, задачи и систему подсудности уголовных дел; раскрыть понятие и сущность возмещения ущерба, причинённого гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокураты и суда.
В результате изучения курса обучающийся должен уметь:
- Оперировать уголовно-процессуальными понятиями и категориями.
- Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними уголовно-процессуальные отношения.
- Анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы.
- Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с уголовно-процессуальным законом.
- Давать квалифицированные юридические заключения и консультации.
- Правильно составлять и оформлять уголовно-процессуальные документы.
- Выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений.
- Планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений.
- Выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения
- Правильно разъяснять уголовный и уголовно-процессуальный закон.
- Проверять правильность применения уголовного и уголовно-процессуального закона.
- Юридически грамотно мотивировать свою позицию по вопросам уголовного судопроизводства.
- Находить необходимую правовую информацию по вопросам уголовного процесса и правильно её использовать.
В результате изучения курса обучающийся должен владеть:
- Уголовной и Уголовно-процессуальной терминологией.
- Навыками работы с уголовно-процессуальными актами.
- Навыками:
- анализа различных правовых явлений, юридических фактов, уголовно-процессуальных норм и уголовно-процессуальных правоотношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
- анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
- разрешения правовых проблем и коллизий;
- реализации норм уголовного процесса;
- принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
Изучение дисциплины необходимо для приобретения следующих общекультурных компетенций:
- осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
В процессе изучения курса студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
- способен участвовать в разработке уголовно-процессуальных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1).
В правоприменительной деятельности:
- способен осуществлять профессиональную деятельность дознавателя, следователя, прокурора на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами уголовно-процессуального права (ПК-3);
- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с уголовно-процессуальным законом (ПК-4);
- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способен юридически правильно квалифицировать уголовно-процессуальные факты и обстоятельства (ПК-6);
- владеет навыками подготовки уголовно-процессуальных документов (ПК-7).
В правоохранительной деятельности:
- готов к выполнению должностных обязанностей дознавателя, следователя, прокурора по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).
- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации при составлении уголовно-процессуальных документов (ПК-16).
Разработанный учебно-методический комплекс представляет собой совокупность учебно-методических документов, отражающих всю систему учебно-воспитательного процесса со студентами, который впоследствии будет реализована на практике. В структуру УМК входят: пояснительная записка, тематический план изучения дисциплины, содержание учебной дисциплины по темам, перечень практических занятий, перечень тем выпускных квалификационных работ (бакалаврской работы), формы текущего, промежуточного и итогового контроля, перечень рекомендуемой литературы, перечень вопросов для подготовки к зачёту.
Освоение дисциплины требует предварительного успешного освоения дисциплин: уголовного права (общей и особенной части), криминалистики, прокурорского надзора, уголовно-исполнительного права и иных дисциплин уголовно-правовой специализации.
Для достижения целей изучения курса, получения необходимых знаний, умений и навыков студент должен заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя: выполнение контрольных работ; изучение основной и дополнительной литературы; подбор необходимого нормативно-правового материала при подготовке к практическим занятиям; конспектирование основных положений различных научных работ по изучаемым темам; подбор и анализ научного материала, нормативно-правовой базы при выполнении контрольной работы; подбор и анализ научного материала, нормативно-правовой базы при подготовке докладов на студенческие и иные научно-практические конференции; самостоятельное решение практических задач по преподаваемой дисциплине; самостоятельная проверка знаний по контрольным вопросам, предлагаемым к практическим занятиям по каждой теме; постоянный мониторинг изменений уголовно-процессуального законодательства посредством использования справочно-правовых систем, например, «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс»,«Законодательство России» и др., а также знакомиться с публикациями по актуальным вопросам уголовного судопроизводства в журналах «Государство и право», «Российская юстиция», «Законность», «Правоведение», «Уголовное право», «Чёрные дыры» в Российском законодательстве» и др., а также в различных сборниках, в том числе в «Сборнике научных трудов юридического факультета СыктГУ».
Итоговой формой определения полученных знаний будет зачёт.
Желаем успеха в достижении постановленой цели!
Календарно-тематический план
№п/п | Наименование разделов, тем | Форма текущего контроля по теме, разделу | Виды учебной деятельности и трудоёмкость (в часах) | Всего часов | ||||
лекции | практические занятия | Из них в интерактивной форме | СРС | КСР | ||||
для дневной формы обучения | ||||||||
1. | Понятие преступлений в сфере компьютерной информации. Криминологическая и криминалистическая характеристика данных преступлений. Понятие ЭВМ. | Устный опрос | - | |||||
2. | Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст.272 УК РФ | КСР | - | - | ||||
3. | Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст.273 УК РФ | КСР | - | - | ||||
4. | Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст.274 УК РФ | КСР | - | - | ||||
5. | Особенности проведения осмотра места происшествия при обнаружении признаков совершения преступлений в сфере компьютерной информации | КСР | - | - | ||||
6. | Особенности проведения осмотра ЭВМ. Понятие информационного следа. | Устный опрос | - | - | - | |||
7. | Особенности проведения обыска и выемки при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации | КСР | - | - | ||||
8. | Использование специальных познаний при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации | Устный опрос | - | - | - | |||
9. | Допрос потерпевшего и свидетеля при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации | Устный опрос | - | - | - | - | ||
10. | Допрос подозреваемого (обвиняемого) при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации | Устный опрос | - | - | - | - | ||
11. | Особенности законодательного регулирования борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации в странах англо-саксонской правовой системы. | Устный опрос. | - | - | - | - | ||
12. | Особенности законодательного регулирования борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации в странах романо-германской правовой системы. | Устный опрос. | - | - | - | - | ||
13. | Особенности законодательного регулирования борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации в странах мусульманского, индуистского и традиционного права. | Устный опрос. | - | - | - | - | ||
14. | История становления законодательства, регулирующего информационные отношения в России. | Устный опрос. | - | - | - | - | ||
15. | Международное сотрудничество в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации. | Устный опрос. | - | - | - | - | ||
Итог Итого: 72 часа | - | 72 часа | ||||||
для заочной формы обучения | ||||||||
1. | Понятие преступлений в сфере компьютерной информации. Криминологическая и криминалистическая характеристика данных преступлений. Понятие ЭВМ. | Устный опрос | - | |||||
2. | Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст.272 УК РФ | КСР | - | - | ||||
3. | Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст.273 УК РФ | КСР | - | - | ||||
4. | Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст.274 УК РФ | КСР | - | - | ||||
5. | Особенности проведения осмотра места происшествия при обнаружении признаков совершения преступлений в сфере компьютерной информации | КСР | - | - | ||||
6. | Особенности проведения осмотра ЭВМ. Понятие информационного следа. | Устный опрос | - | - | - | |||
7. | Особенности проведения обыска и выемки при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации | КСР | - | - | ||||
8. | Использование специальных познаний при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации | Устный опрос | - | - | - | |||
9. | Допрос потерпевшего и свидетеля при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации | Устный опрос | - | - | - | - | ||
10. | Допрос подозреваемого (обвиняемого) при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации | Устный опрос | - | - | - | - | ||
11. | Особенности законодательного регулирования борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации в странах англо-саксонской правовой системы. | Устный опрос. | - | - | - | - | ||
12. | Особенности законодательного регулирования борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации в странах романо-германской правовой системы. | Устный опрос. | - | - | - | - | ||
13. | Особенности законодательного регулирования борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации в странах мусульманского, индуистского и традиционного права. | Устный опрос. | - | - | - | - | ||
14. | История становления законодательства, регулирующего информационные отношения в России. | Устный опрос. | - | - | - | - | ||
15. | Международное сотрудничество в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации. | Устный опрос. | - | - | - | - | ||
Итог Итого: 72 часа | - | 72 часа |
Структура и содержание дисциплины.
Раздел 1. Темы лекционных и практических занятий.
Раздел 2. Темы для самостоятельной работы.
Раздел 3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
Раздел 4. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.
Раздел 5. Темы контрольных и выпускных квалификационных работ.
Раздел 6. Карта обеспеченности образовательными ресурсами.
Раздел 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Содержание программы