IV. Характеристика профессиональной деятельности специалистов

4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает: разработку и реализацию правовых норм, правовое обеспечение национальной безопасности, обеспечение законности и правопорядка, юридическое образование и правовое воспитание.

4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: события и действия, имеющие юридическое значение, общественные отношения в сфере реализации правовых норм, правового обеспечения национальной безопасности, обеспечение законности и правопорядка.

4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

правотворческой;

правоприменительной;

экспертно-консультационной;

правоохранительной;

организационно-управленческой;

научно-исследовательской;

педагогической.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.

4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области правотворческой деятельности:

разработка нормативных правовых актов;

в области правоприменительной деятельности:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

в области экспертно-консультационной деятельности:

оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;

в области правоохранительной деятельности:

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

выявление и предупреждение угроз безопасности личности, общества и государства;

профилактика, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений;

оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов;

обеспечение международного взаимодействия правоохранительных органов;

правовое обеспечение служебной деятельности;

обеспечение реализации актов применения права;

поиск, получение, анализ и оценка информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере национальной безопасности;

в области организационно-управленческой деятельности:

организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;

в области научно-исследовательской деятельности:

проведение научных исследований в соответствии с профилем профессиональной деятельности;

в области педагогической деятельности:

преподавание юридических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования;

осуществление правового воспитания.

V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);

способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);

способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);

способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);

способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);

способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-8);

способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);

способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);

способностью к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни (ОК-12);

способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности (ОК-13);

способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14);

способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-15);

способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в области правотворческой деятельности:

способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

в области правоприменительной деятельности:

способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способностью анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-3);

способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-4);

способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-5);

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК- 6);

способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-7);

в области экспертно-консультационной деятельности:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-8);

способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации, осуществлять юридическую экспертизу нормативных правовых актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-9);

в области правоохранительной деятельности:

способностью обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства (ПК-10);

способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);

способностью выявлять и предупреждать угрозы безопасности личности, общества и государства (ПК-12);

способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-13);

способностью применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления объективной истины по конкретным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений (ПК-14);

способностью реализовывать мероприятия по получению юридически-значимой информации, анализировать, проверять и оценивать ее, использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, обеспечения безопасности личности, общества, государства (ПК-15);

способностью осуществлять профилактику, предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-16);

способностью осуществлять деятельность в сфере международного сотрудничества правоохранительных органов (ПК-17);

способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-18);

способностью осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства (ПК-19);

способностью применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-20);

способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-21);

способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-22);

в области организационно-управленческой деятельности:

способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-23);

способностью организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-24);

способностью выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-25);

в области научно-исследовательской деятельности:

способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-26);

способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-27);

способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам исследования (ПК-28);

в области педагогической деятельности:

способностью преподавать юридические дисциплины в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-29);

способностью осуществлять правовое воспитание (ПК-30).

Специализация № 1 « Уголовно-правовая»;

Специализация № 2 «Государственно-правовая»;

Специализация № 3 «Гражданско-правовая»;

Специализация № 4 «Международно-правовая».

ПСК, которыми в соответствии со специализацией должен обладать выпускник, определяются вузом.

VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста

6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

информационно-правовой цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура (физическая подготовка - для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах);

учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по образовательным программам послевузовского профессионального образования (аспирантура, адъюнктура).

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Иностранный язык», «Философия», «Логика».

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах допускается исключение данной дисциплины.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите и охарактеризуйте образовательные уровни, установленные российским законодательством.

2. Основные формы получения образования.

3. Как вы понимаете основные направления высшего юридического образования?

4. Статус государственных и негосударственных вузов. Гражданские юридические и ведомственные юридические вузы.

Законодательные и иные нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 г. № 238-ФЗ).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 04. 05. 2010 г. № 464).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») (утв. приказом Минобрнауки РФ от 14.12.2010 № 1763). (в ред. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31. 05. 2011 г. № 1975)

Рекомендуемая литература:

1. Жалинский А.Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2009.

2. Корнев, А.В. Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России: учебное пособие.— М., 2011.

3. Система высшего юридического образования в
России: Состояние и перспективы развития /Н. М. Кропачев, В. Ф. Попондопуло, М.В. Филиппова, Н.А. Шевелева. // Правоведение. – 2004. – № 5. – С. 4 – 20

ТЕМА 7. ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА

1. Юридическая наука и её социальное назначение.

3. Научные специальности в юриспруденции.

4.Аспирантура. Требования, предъявляемые к лицам поступающих в аспирантуру. Формы и сроки обучения в аспирантуре.

5.Подготовка и защита кандидатской диссертации.

6. Система юридических научных государственных и общественных организаций в России.

Юридическая наука – часть науки. Главная отличительная черта её и вместе с тем решающее начало, что позволяет представить ее как некое целостное образование, лежит в области объекта. В принципе юридическую науку в единстве и различии ее составных частей занимают три уникальных социальных феномена: правосознание, право, государство. Отсюда – особенности юридической науки. Наука присутствует там, где установлены закономерности. Юридическая наука изучает различной степени сложности, закономерности, связанные с возникновением и развитием правосознания, права и государства во взаимодействии с их объективной действительностью. Одновременно в предмет юридической науки включаются идеи, факты, события не столь высокого уровня, как закономерности, но без них юридическая наука не может обойтись.

Факты – воздух ученого-юриста, фундамент юридической науки. Однако познавательная деятельность, ограниченная только работой с фактами, не озаренная должным и необходимым осмыслением опыта, малопродуктивна, а нередко и вовсе бесплодна. Поэтому, как и в любой другой науке, в юридической вычленяется уровень теоретического познания.

Теория – это не простое обобщение результатов эмпирических исследований. Теория – высшая форма организации знания, дающая целостное представление о закономерностях, действующих в определенной области, позволяющая ощутить объект в существенных связях, во всесторонних отношениях. В юридической науке функцию общетеоретической основы выполняет общая теория права и государства. Но это не значит, что отраслевые и другие юридические науки решают только эмпирические задачи; на определенный уровень теоретического осмысления своего предмета выходят и эти науки. Таким образом, в юридической науке достаточно выразительно проявляют себя эмпирические и теоретические начала.

Юридическая наука – сложное, многомерное образование. И многомерность ее представлена в первую очередь двуединством знания и деятельности.

То, что юридическая наука – система знаний, доказательств особых не требует. В нашей стране для решения практических задач по ее развитию принято ориентироваться на официальную классификацию юридических наук, утвержденную Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки Российской Федерации.

Номенклатура специальностей научных работников

(утв. приказом Минобрнауки России от 25.02.2009 № 59)

Юридические науки

12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве.

12.00.02 Конституционное право; муниципальное право.

12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право.

12.00.05 Трудовое право; право социального обеспечения.

12.00.06 Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право.

12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.

12.00.09 Уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельность.

12.00.10 Международное право; Европейское право.

12.00.11 Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности.

12.00.14 Административное право, финансовое право, информационное право.

12.00.15 Гражданский процесс; арбитражный процесс.

Ознакомившись со списком, можно убедиться, что составляющие юридической науки весьма разноплановы и группируются по нескольким конкретным направлениям: теоретические науки (теория права и государства), исторические (история права и государства), отраслевые (гражданское право, административное право, уголовное право) и прикладные (криминалистика).

Однако юридическая наука – это не только система знаний, но ещё и деятельность, и отличительной чертой этой деятельности является то, что знания здесь и «потребляются» (используются), и производятся. В процессе живой высокоинтеллектуальной, творческой деятельности учёных-юристов и организаторов юридической науки вырабатываются новые знания о различных сторонах правосознания, права и государства, роли государственно-правовых реформ и изменений в общественном устройстве, что благоприятствует развитию правовой системы в соответствии с гуманистическими парадигмами, способствует совершенствованию законодательства и практики его применения, ведет к повышению общей и правовой культуры граждан, позволяет полнее осуществлять контроль за состоянием правопорядка в обществе и государстве.

Кроме того, юридическая наука сегодня – это еще и научные учреждения, научные образования, научные ассоциации.

Юристы в России объединяются в различные сообщества, имеющие как профессиональный, так и общественный характер (имеются в виду оформленные надлежащим образом государственные и негосударственные объединения). Профессиональный характер имеют коллегии адвокатов, судейские и прокурорские корпуса. На федеральном уровне функционируют Союз юристов России, Российская криминологическая ассоциация, Российская академия юридических наук и т.д. Существуют и региональные объединения юристов. Такого рода сообщества имеют своей целью распространение юридических знаний среди населения, оказание юридической помощи, издание юридической литературы и т.д., что, безусловно, способствует развитию правосознания в нашем обществе.

Честное служение обществу, высокий профессионализм – главное качество ученого любой области знаний. Поскольку мы живем в условиях коммерциализации правовой системы, прагматический настрой заметно снизил интерес к науке и привел к падению престижа научной деятельности, в том числе и юридической. В последнее время после некоторого перерыва в российскую науку вновь устремились аспиранты, докторанты, соискатели. Поток желающих получить ученую степень и звание непрерывно пополняется новыми претендентами.

С позиции статистики учёным вправе называется любой гражданин, творчески работающий в науке. В нашем обществе звание учёного подтверждается дипломами об учёной степени кандидата или доктора наук и аттестатами об учёном звании доцента или профессора.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция обучение по программе аспирантуры осуществляется в очной и заочной формах обучения (п. 3.2 Стандарта). Срок обучения в очной аспирантуре составляет три года, в заочной – от 3,5 до 4 лет по усмотрению организации. В п. 4.3 Стандарта указано, что во время обучения аспиранты готовятся к научно-исследовательской и преподавательской деятельности.

Выпускная квалификационная работа не является эквивалентом диссертации, однако фактически требования к ним совпадают. По окончанию учебы при наличии трех опубликованных статей в установленных ВАК научных изданиях и высокой оценки экзаменационной комиссии за выпускную квалификационную работу защита этой работы может приравниваться к предзащите кандидатской диссертации. В таком случае аспирант сможет после окончания аспирантуры защитить работу в диссертационном совете.

После вступления в силу Закона об образовании исчезло понятие «соискатель». В этой связи в 2013 учебном году многие вузы приостановили прием документов на данную форму обучения

В данное время прикрепление возможно при наличии диплома специалиста или магистра (п. 1 Порядка прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Срок прикрепления – не более трех лет (вместо прежних пяти). Прикрепление к кафедре для подготовки диссертации может происходить как платно, так и бесплатно в зависимости от политики вуза[6].

Федеральный государственный образовательный стандарт

Высшего образования

Уровень высшего образования

Подготовка кадров высшей квалификации

Направление подготовки

Юриспруденция

(ред. Приказ Минобрнауки России от 30.04.2015 № 464)

(Извлечение)

I. Область применения

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 40.06.01 Юриспруденция (далее соответственно - программа аспирантуры, направление подготовки).

II. Используемые сокращения

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

УК - универсальные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. Характеристика направления подготовки

3.1. Получение образования по программе аспирантуры допускается в образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного профессионального образования, научных организациях (далее - организация).

3.2. Обучение по программе аспирантуры в организациях осуществляется в очной и заочной

формах обучения.

Объем программы аспирантуры составляет 180 зачетных единиц (далее - з.е.), вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы аспирантуры с использованием сетевой формы, реализации программы аспирантуры по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.

3.3. Срок получения образования по программе аспирантуры:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий,

составляет 3 года. Объем программы аспирантуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.; в заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий,

увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год (по усмотрению организации) по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения. Объем программы аспирантуры в заочной форме обучения, реализуемый за один учебный год, определяется организацией

самостоятельно; при обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения,

устанавливается организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок не более чем на один год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы аспирантуры при обучении по индивидуальному плану не может составлять более 75 з.е. за один учебный год.

3.4. При реализации программы аспирантуры организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы аспирантуры возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе аспирантуры осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

Наши рекомендации