Постановление франкфуртского совета 1432 года

Мастера шерстоткацкого цеха во Франкфурте постановили определить в интересах цеха, какое именно количество сукон каждый ремесленник имеет право выработать и вынести на ярмарку. Они прочитали список и просили совет его утвердить... Принимая во внимание, что таково желание большинства мастеров, совет разрешил им соблюдать в течение двух лет следующий порядок: ни один мастер не имеет права изготовлять или заказывать другому для себя большее количество сукон, чем ему полагается. Нарушивший это постановление уплачивает с каждого куска сукна, безразлично — сделал ли он его для себя или для другого, 5 марок штрафа; все состоящие в цехе мужчины и женщины обязаны, если окажется такой [незаконно на продажу сработанный] товар, уведомить о нем городских клеймильщиков для взыскания штрафа. Совет оставляет за собой право уменьшить, увеличить, а то и совсем уничтожить этот список; однако за всеми бюргерами и лицами, не состоящими в цехе, остается право поштучной выработки сукна. Цифры же ярмарочной выработки мастеров цеха следующие: 11 человек вырабатывают по 30 кусков, 22 человека — по 24 куска, 10 человек — по 16 кусков, 8 человек — по 12 кусков, 20 человек — по 10 кусков, 13 человек — по 8 кусков и 49 человек — по 4 куска... Постановлено в день после 40-дневной ярмарки, в год 1432-й.

Немецкий город XIV-XV вв. Сб. материалов / Пер. В. В. Стоклицкой-Терешкович. – М.: Соцэгиз, 1936. – 176 с. – С. 39.

ТЕМА IV. ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ

Примерный план

1. Злоупотребления королевской власти

2. Экономические требования различных социальных групп

3. Требования изменения в порядке работы судебных и административных органов власти

4. Политические и правовые установления «Хартии»

Источники

Великая хартия вольностей 1215. – М.: Проспект, 2003. – 90с.

Документы по истории зарубежного права, Москва, 1987г.-М.:2005. - 423с.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права/ Под ред. К. И. Батыра. - М.: Юристъ, 2000. -Ч.1.-392с.

Основная литература

Петрушевский Д.М. «Великая хартия вольностей» и конституционная борьба в английском обществе во 2-й половине 13в.1918г.-М.: Норма, 2002. – 616 с.

Очерки из истории английского государства и общества в средние века.- М.: Новый юрист, 1998. –589с.

Дополнительная литература

Барг М.А. Исследования по истории английского феодализма в XI-XIII вв.,1962г.-М.:2004. -740с.

Гутнова Е. В. Возникновение английского парламента. - М.: Прогресс, 1960.-282с.

Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. -752с.

История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: в 2ч./ Под ред. О. А. Жидкова. - М.: Издательство НОРМА, 2001.- Ч.1.-609с.

Методические указания

«Великая хартия вольностей» и королевские приглашения в парламент содержат важную информацию не только по изменению политико-правового сознания английского общества в XIII в., но также дают возможность рассмотреть некоторые причины этих перемен, увидеть сложный характер взаимоотношений между различными группами общества, представить уровень осознания ими собственных интересов.

Текст «Великой хартии вольностей» позволит вам восстановить основные нарушения короны, которые привели к мощному протесту в Англии и выделить все социальные группы, участвовавшие в борьбе с королевским произволом. Обратите внимание на то, чьи интересы в «Хартии» представлены особенно широко и как именно эти интересы гарантировались. В тоже время, зафиксируйте случаи компромиссных решений, например, те, когда крупным сеньорам приходилось соглашаться с мнением других групп населения или, когда интересами одних групп жертвовали ради интересов других.

Работая над этим источником постарайтесь систематизировать требования и выделить основные идеи авторов. Опираясь на статьи, подтверждающие ранее существовавший или вновь создаваемый порядок работы судебных и административных органов, а также пресекающие злоупотребления королевского аппарата в центре и на местах, опишите на каких основах должна была теперь строиться «новая» система управления в Англии. авторы мыслили.

Особое внимание обратите на статьи, претендующие на установление новых политических порядков, в частности на ограничение королевской власти. Определите характер этих требований и меру их «новаторства». Помните, что «Хартия» документ 1215г. и оценивать ее следует без его позднейших модификаций. В дальнейшем «Хартия» постоянно модифицировалась, её содержание толковалось и изменялось применительно к новым условиям.

Для того чтобы охарактеризовать значение этого документа, обратитесь к учебнику и специальной литературе, в которых вы найдёте информацию об исторической судьбе «Хартии»[130] и о тех социальных, политических и правовых изменениях в жизни английского общества, которые будут так или иначе связаны с Великой хартией вольностей.

Анализ содержания и формы «Приглашений», разосланных по приказанию Эдуарда I Длинноногого в парламент 1295 г. позволит вам зафиксировать своеобразие отношений королевской власти с различными социальными группами и изменения, происходящие в политическом сознании представителей власти и народа.

Великая хартия вольностей

Великая хартия вольностей (лат. Magna Charta Libertatum, англ. The Great Charter) – это жалованная королевская грамота, ставшая итогом борьбы баронов и примкнувших к ним других сословий против королевского налогового и административного произвола. Хартия была составлена на латыни и подписана Иоанном Безземельным(1199-1216гг.) 15 июня 1215 г. в долине Темзы. Юридическую силу Хартия. имела лишь несколько месяцев. В конце августа 1215г. римский папа, примирившийся с английским королём аннулировал Хартию папской буллой. После смерти Иоанна Безземельного, наследник, малолетний Генрих III, уступая баронам, подтвердил Хартию. Такого рода подтверждения сделались своего рода традицией (44 раза между 1327 и 1422гг.).

Хартии предшествовала петиция баронов, так называемые Баронские статьи, датируемая предположительно 10 июня 1215г. и представляющая собой перечень «статей, о которых бароны просят и на которые король даёт согласие». Содержание требований, выдвинутых в Хартии было значительно шире Баронских статей.

1. Во-первых, дали мы перед богом свое согласие и настоящей хартией нашей подтвердили за нас и за наследников наших на вечные времена, чтобы английская церковь была свободна и владела своими правами в целости и своими вольностями неприкосновенными, что явствует из того, что свободу выборов… Пожаловали мы также всем свободным людям королевства нашего за нас и за наследников наших на вечные времена все нижеписанные вольности, чтобы имели их и владели ими они и их наследники от нас и от наследников наших.

2. Если кто из графов или баронов или других держателей, держащих от нас непосредственно[131] (in capite) за военную повинность, умрет, и в момент его кончины наследник его будет совершеннолетним и обязан будет платить рельеф[132], то он (наследник) должен получить свое наследство после уплаты старинного рельефа, то есть наследник или наследники графа (должны уплатить) за целую графскую баронию сто фунтов (стерлингов), наследник или наследники барона за целую баронию 100 фунтов, наследник или наследники рыцаря, владеющего целым рыцарским фьефом[133], 100 шиллингов самое большее; кто меньше должен платить, пусть и дает меньше, согласно древнему обычаю фьефов.

3. Если же наследник кого-либо из таких (держателей) окажется несовершеннолетним и находящимся под опекой, то, достигнув совершеннолетия, пусть получает свое наследство без уплаты рельефа и пошлины.

6. Наследники будут вступать в брак так, чтобы не было неравного брака и таким притом образом, чтобы до заключения брака об этом доводилось до сведения близких из кровных родственников самого наследника.

8. Никакая вдова не должна быть принуждаема к браку, пока желает жить без мужа; так, однако, чтобы представила ручательство, что не выйдет замуж без нашего согласия, если она от нас держит, или без согласия своего сеньора, от которого она держит, если она от кого-либо другого (а не от нас) держит.

12. Ни щитовые деньги, ни пособие (auxilium) не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего (nisi per commune consilium regni nostri), если это не для выкупа нашего из плена, и не для возведения в рыцари первородного сына нашего и не для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной; и для этого должно выдавать лишь умеренное пособие; подобным же образом надлежит поступать и относительно пособий с города Лондона.

13. И город Лондон должен иметь все древние вольности и свободные свои обычаи как на суше, так и на воде. Кроме того, мы желаем и соизволяем, чтобы все другие города и бурги, и местечки, и порты имели все вольности и свободные свои обычаи.

14. А для того, чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме трех вышеназванных, или для обложения щитовыми деньгами, мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов (majores barones) нашими письмами за нашими печатями; и, кроме того, повелим позвать огулом через шерифов и бейлифов наших всех тех, которые держат от нас непосредственно (in capite), (повелим позвать мы всех их) к определенному дню, то есть по меньшей мере за сорок дней до срока, и в определенное место; и во всех этих призывных письмах объясним причину приглашения; и когда будут таким образом разосланы приглашения, в назначенный день будет приступлено к делу при участии и совете тех, которые окажутся налицо, хотя бы и не все приглашенные явились.

15. Мы не позволим впредь никому брать пособие со своих свободных людей, кроме как для выкупа его из плена и для возведения в рыцари его первородного сына и для выдачи замуж первым браком его первородной дочери; и для этого надлежит брать лишь умеренное пособие.

16. Никто не должен быть принуждаем к несению большей службы за свой рыцарский лен или за другое свободное держание, чем та, какая следует с него.

17. Общие тяжбы не должны следовать за нашей курией, но должны разбираться в каком-нибудь определенном месте[134].

20. Свободный человек будет штрафоваться за малый проступок только сообразно роду проступка, а за большой проступок будет штрафоваться сообразно важности проступка, причем должно оставаться неприкосновенным его основное имущество (salvo contenemento suo); таким же образом (будет штрафоваться) и купец, и его товар останется неприкосновенным; и виллан таким же образом будет штрафоваться и у него останется неприкосновенным его инвентарь, если они подвергнутся штрафу с нашей стороны; и никакой из названных выше штрафов не будет наложен иначе, как на основании клятвенных показаний честных людей из соседей (обвиняемых).

21. Графы и бароны будут штрафоваться не иначе, как при посредстве своих пэров и, не иначе, как сообразно роду проступка.

34. Приказ, называемый praecipe, впредь не должен выдаваться кому бы то ни было о каком-либо держании, вследствие чего свободный человек мог бы потерять свою курию[135].

39. Ни один свободный человек не будет арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны.

41. Все купцы должны иметь право свободно и безопасно выезжать из англии и въезжать в Англию, и пребывать, и ездить по Англии как на суше, так и по воде, для; того, чтобы покупать и продавать без всяких незаконных пошлин, уплачивая лишь старинные и справедливые обычаем установленные пошлины, за исключением военного-времени и если они будут из земли, воюющей против нас; и если такие окажутся в нашей земле в начале войны, они должны быть задержаны без ущерба для их тела и имущества, пока мы или великий юстициарий наш не узнаем, как обращаются с купцами нашей земли, находящимися тогда в земле, воюющей против нас; и если наши там в безопасности, то и те другие должны быть в безопасности в нашей земле.

42. Каждому пусть впредь будет позволено выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности по суше и по воде, лишь сохраняя верность нам; изъятие делается в интересах общей пользы королевства только для некоторого короткого времени в военное время…

54. Никто не должен подвергаться аресту и заключению в тюрьму по жалобе женщины, если она жалуется по случаю смерти кого-либо иного, а не своего мужа.

61. После же того, как мы для бога и для улучшения королевства нашего и для более успешного умиротворения раздора, родившегося между нами и баронами нашими, все это вышеназванное пожаловали, желая, чтобы они пользовались этим прочно и нерушимо на вечные времена, создаем и жалуем им нижеписанную гарантию, именно: чтобы бароны избрали двадцать пять баронов из королевства, кого пожелают, которые должны всеми силами блюсти и охранять и заставлять блюсти мир и вольности, какие мы им пожаловали и этой настоящей хартией нашей подтвердили, таким именно образом, чтобы, если мы или наш юстициарий, или бэйлифы наши, или кто-либо из слуг наших в чем-либо против кого-либо погрешим или какую-либо из статей мира или гарантий нарушим, и нарушение это будет указано четырем баронам из вышеназванных двадцати пяти баронов, эти четыре барона явятся к нам или к юстициарию нашему, если мы будем, находиться за пределами королевства, указывая нам нарушение, и потребуют, чтобы мы без замедления исправили его.

И если мы не исправим нарушения или, если мы будем за пределами королевства, юстициарий наш не исправит (его) в течение времени сорока дней, считая с того времени, когда было указано это нарушение, нам или юстициарию нашему, если мы находились за пределами королевства, то вышеназванные четыре барона докладывают это дело остальным из двадцати пяти баронов и те двадцать пять баронов совместно с общиною всей земли будут принуждать и теснить нас всеми способами, какими только могут, то есть путем захвата замков, земель, владений и всеми другими способами, какими могут, пока не будет исправлено (нарушение) согласно их решению; неприкосновенной остаются (при этом) наша личность и личность королевы нашей и детей наших; а когда исправление будет сделано, они опять будут повиноваться нам, как делали прежде. И кто в стране захочет, принесет клятву, что для исполнения всего вышеназванного будет повиноваться приказаниям вышеназванных двадцати пяти баронов и что будет теснить нас по мере сил своих вместе с ними, и мы открыто и свободно даем разрешение каждому давать присягу, кто пожелает дать ее, и никому никогда не воспрепятствуем дать присягу. Всех же в стране, которые сами добровольно не пожелают давать присягу двадцати пяти баронам относительно принуждения и теснения нас совместно с ними, мы заставим дать присягу нашим приказом, как сказано выше. … И мы ничего ни от кого не будем домогаться как сами, так и через кого-либо другого, благодаря чему какая-либо из этих уступок и вольностей могла бы быть отменена или уменьшена; и если бы что-либо такое было достигнуто, пусть оно считается недействительным и не имеющим значения, и мы никогда не воспользуемся им ни сами, ни через посредство кого-либо другого.

Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Под ред. В.М. Корецкого – М.: Гос. Издательство Юридической литературы, 1961. – 950 с. – С.135 – 141.

Наши рекомендации