Указ, запрещающий выделку сукон в деревнях

Указ был составлен в 1323г. для бальи[113] французского города Сент-Омера, расположенного на северо-западе страны во владениях графини д’Артуа Маго

Маго д’Артуа (1268-1329гг.) – родственница правящего дома Капетингов. Постоянно боролась за графство Артуа с племянником, Робертом III д’Артуа.

Маго, графиня Артуа и Бургундии... нашему Сент-Омерскому бальи…

Через посредство наших возлюбленных и верных старшин и эшевенов нашего города Сент-Омера нам было указано, что к ним явились трое с жалобой на то, что терпят производство сукон в селах вокруг города, что, как они говорят, противно общей пользе и запрету, который был прежде вынесен. Цех суконщиков этого города Сент-Омера начинает так падать и снижаться, что, если суконное производство вышеупомянутых сел будет еще долго терпимо, цех суконщиков в нашем городе Сент-Омере будет разорен, что большая часть людей среднего достатка, которые живут и поддерживают себя этим ремеслом, будет вынуждена покинуть город и искать в другом месте источников существования; поэтому нас умоляли старшины и эшевены[114], чтобы ввиду этого мы пожелали найти подходящее лекарство, так как вовсе неудобно ради обогащения сел терпеть разорения города, который должен быть и есть прибежище и защита окрестных сел. Принимая также во внимание, что если, как говорят старшины и эшевены, в селах совсем нет присяги относительно производства сукон такого качества, как им нравится и как бы они хотели, то благодаря этому под названием сукон Сент-Омера могут продавать и уже продают вырабатываемые в селах сукна, отчего, как они говорят, про суконное производство Сент-Омера распространяется очень дурная слава. Мы вам предписываем и приказываем, чтобы вы, уверенные прежде всего повелительно и вполне, что это так, если вы находите противным обычаю нашего города и противным общей пользе, чтобы эти сукна подобным образом обрабатывались в упомянутых селах, приказываем, чтобы вы запретили и заставили запретить под угрозой сильного наказания по всем селам, чтобы с этих пор они не вырабатывали никаких сукон [и чтобы вы дали понять], что вы не потерпите их выработки и, если вы сожжете найти, что прежде это было им запрещено, заставьте их заплатить нам соответствующим образом штраф. Дано в Париже, за печатью нашего секретаря, 8 марта, года 1323

Социальная история средневековья:. / Под ред.: Косминский Е.А., Удальцов А.Д. - М., Л.: Госиздат, 1927. - 439 c. – С.277


Постановление городского совета Лондона 1351г. о недоброкачественно изготовленных перчатках, поясах и кошельках

В понедельник, после праздника святого папы Григория [12 марта], в 24-й год царствования короля Эдуарда ІІІ... члены ремесленной гильдии перчаточников, которые дали клятву соблюдать все постановления ремесленной гильдии, принесли мэру и олдермену 17 пар перчаток, найденных у Джона из Норсгемптона. Эти же ремесленники гильдии перчаточников принесли 28 поясов... найденных у различных ремесленников, чьи имена записаны ниже [следует 10 имен]. Они заявили, что указанные перчатки и пояса сделаны из плохого материала, к ущербу для всего населения и позору для ремесла.

И расследование перчаток и поясов, проведенное под присягой уважаемых членов ремесленной гильдии, в присутствии мэра и олдерменов, обнаружило, что все указанные перчатки и пояса были действительно плохо сделаны.

Поэтому было решено, что указанные перчатки и пояса должны быть сожжены на главной улице Чепи[115], около Стоун-Кросса.

И в соответствии с указанным решением они были сожжены в тот же понедельник.

В этот же понедельник, по свидетельству людей, принесших клятву от имени ремесленников, изготовляющих кошельки, по решению мэра и олдерменов были сожжены 19 плохо сделанных кошельков, которые были найдены у Перегрина Л., 12 плохо сделанных кошельков, найденных у Г., 12 кошельков, наденных у Перегрина Дж., и 4 кошелька, найденных у Агнессы из Солсбери.

Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. Т.59 – вып.3 / М.: 1949. – С.63-64

Свидетельство, данное цехом золотых дел мастеров в Аусбурге подмастерью И. Голле для представления в цех золотых дел мастеров в Кельне (1391 г., 25 августа)

Я, Хунрад Офелин, монетных дел мастер, я, Ганс Цотман, и [я] Хунрад Пейтингер, и я, Кунлин, золотых дел мастера, и мы все сообща, весь цех золотых дел мастеров в Аусбурге, заявляем этой грамотой всем вообще и нашим друзьям из цеха золотых дел мастеров в Кельне в частности, что Иозе Голле, сын покойного Гайнриха Голле, родившийся в Аусберге, - честных золотых дел мастер, что мы все считаем его благочестивым... молодым человеком и никогда ничего другого о нем не слыхали. Далее вы должны знать, что вышеупомянутый Иозе происходит от законного брака и что он сын почтенного и благочестивого человека, не цирюльника, не музыканта и не бродяги.

Поэтому мы просим всех вас сообща и каждого из вас в отдельности, чтобы вы, в случае если вышеуказанный Иозе Голле будет нуждаться в совете, помощи или поощрении, преимущественно в делах, касающихся ремесла, с полным вниманием и усердием оказали бы ему помощь и поддержку...

В удостоверение и подтверждение чего мы посылаем цеху золотых дел мастеров в Кельн эту грамоту, привесив к ней печати четырех вышеуказанных лиц за отсутствием у цеха золотых дел мастеров в Аусбурге собственной печати.

Писано в ближайшую после дня св. Варфоломея пятницу, в год от рождества Христова 1391.

Немецкий город XIV-XV вв. Сб. материалов / Пер. В. В. Стоклицкой-Терешкович. – М.: Соцэгиз, 1936. – 176 с. – С.57-58

Третий цеховой устав, ткачих[116] шелковых изделий[117].

Г. июня 20-го дня. (г. Кёльн)

1. ...Ни одна женщина, принадлежащая к этому цеху, не имеет права занять положение главной мастерицы по выделке шелка, не проучившись и не прослужив три года в этом цехе.

2. Все прослужившие три года в этом цехе могут стать главными мастерицами по выделке шелка... независимо от того, законного ли. они или незаконного происхождения. Главная мастерица имеет право обучать своих детей у себя дома в течение вышеуказанного времени; затем они могут вступить в цех, внеся один рейнский гульден. Другие же ученицы, закончившие срок учения, могут вступить в цех лишь под условием взноса двух рейнских гульденов, считая, что рейнский гульден равен 3 маркам и 5 шиллингам нашей кельнской валюты...

3. Главная мастерица имеет право держать у себя одновременно не больше 4, учениц... не считая ее собственных детей.

4. Ткачиха может обучать девушек ремеслу только у себя дома, держа их на своем иждивении, под угрозой исключения из цеха навсегда.

7. Запрещается вышеупомянутым мастерицам и их мужьям производить шелковые изделия из пряжи, изготовленной не в Кельне, и отдавать их красить. Нарушившие это правило караются отобранием шелка, половина которого поступает в пользу совета и бургомистра, а другая половина — в пользу старшин [мужского и женского пола] цеха. К тому же означенные лица теряют право в будущем заниматься производством шелковых изделий.

16. Мастерицы, принадлежащие к шелкоткацкому женскому цеху, не имеют права отдавать шелк для прядения или другой обработки лицам, живущим вне Кельна…

17. ...Тем, которые за заработную плату прядут шелк, делают парчу или шнуры или как-либо иначе участвуют в изготовлении шелковых изделий, следует платить по обычной норме и не иначе, как деньгами, имеющими хождение в Кельне, а не каким-либо другим товаром. Нарушивший это правило уплачивает штраф в размере стоимости того товара, за производство которого была дана заработная плата.

23. Каждый год главные мастерицы совместно выбирают двух мужчин [копия 1480 г. пишет: двоих из числа своих мужей], которые занимаются торговлей 10, и двух женщин, принадлежащих к этому цеху, в старшины; однако муж и жена не могут одновременно занимать должность старшин... По окончании срока старшины лишь два года спустя могут быть вновь избраны на эту должность. Они обязаны собираться каждые две недели для обсуждения дел, касающихся цеха, и творить суд по мере надобности. Каждый из них получает по 4 шиллинга вознаграждения за каждое заседание.

Немецкий город XIV-XV вв. Сб. материалов / Пер. В. В. Стоклицкой-Терешкович. – М.: Соцэгиз, 1936. – 176 с. – С.29-30

Наши рекомендации