Регистры ремесел и торговли города Парижа

Цеховые уставы Парижа («Книги ремесел» или «Первая книга ремесел») были записаны по приказу Этьена Буало, который занимал должность парижского прево с 1258 по начало 70-ых гг. XIII в. Запись произведена на французском языке между 1261 и 1270 гг. Появление этого текста по-видимому было связано с упорядочением королевской администрации и реформами Людовика IX (1226-1270гг.)

Статут I

В этом статуте говорится о булочниках в пределах Парижского округа

Никто не может быть булочником в пределах Парижского округа, если он не купил у короля ремесло, … продают же вышеупомянутое ремесло от имени короля те, кто его от короля купил, одному булочнику дешевле, другому дороже, как им заблагорассудится....

Присяжные, оценивающие хлеб, должны ходить по городу для проверки маленьких хлебов всякий раз, как назначит старшина; он назначает столько присяжных, сколько пожелает, но не меньше четырех всякий раз, когда нужно пойти по городу.

Король Филипп постановил, чтобы никто из людей, не проживающих в парижском округе, не мог привозить сам или посредством других хлеб для продажи в Париже, кроме как по субботам…

Статут II

О мельниках Большого моста

Каждый, кто хочет быть мельником у Большого моста в Париже, может им быть, если он имеет свою или арендованную мельницу. Каждый мельник Большого моста может иметь столько учеников и подмастерьев, сколько пожелает, и молоть ночью, если есть необходимость.

Мельники Большого моста должны нести караул и другие повинности, которыми другие горожане Парижа обязаны королю. Никто из мельников, старше 60 лет или у кого рожает жена, не обязан нести караул, но он обязан сообщить об этом королевским людям.

Статут VIII

О пивоварах

… Всякий, кто, если королю угодно, делает пиво в Париже, может иметь только учеников и подмастерьев, сколько хочет, и работать днем и ночью, если в этом есть потребность.

Статут Х

О мелочных торговцах, которые продают фрукты и овощи

Никто из парижских мелочных торговцев и никто другой из проживающих в Париже не может и не должен покупать тележку или вьюки с яйцами или сыром по дороге, … до того. как они прибудут в Париж на общественную площадь, где продаются такие товары, т. е. на парижский рынок, или [на площадь] между папертью собора Парижской Богоматери и церковью св. Христофора. Ибо необходимо, чтобы продукты прибывали на открытый рынок и было бы видно, хороши ли они и доброкачественны или нет, и там продавались бы так, чтобы бедные люди могли при этом иметь долю с богатыми, если они хотят и имеют в том нужду.

Статут XI

О ювелирах и постановлениях их цеха

В Париже может быть ювелиром всякий, кто хочет и знает ремесло, лишь бы он работал по обычаям и кутюмам цеха, которые таковы.

Никто из парижских ювелиров не может работать с золотом, на котором нет парижской пробы или с еще лучшим [золотом], и это пробированное золото превосходит всякое другое, где бы оно ни обрабатывалось ..., не может обрабатывать в Париже серебро, если оно не такое, как английское (esfcelins) или еще лучше ..., не может иметь больше одного постороннего ученика, но из своей родни или родни своей жены, будь то дальней или близкой, он может брать столько, сколько захочет ..., не может иметь родного или постороннего ученика меньше, чем на 10 лет, если только ученик не обучен так, что он может зарабатывать в год 100 су[112] и на свое питье и еду ..., не может работать ночью, если только эта работа не для короля, королевы, их детей и братьев или для парижского епископа ...

…не может открывать свое горнило в дни апостолов, если они приходятся не на субботу, кроме одной мастерской, которую каждый по очереди открывает в эти праздники и по воскресеньям; и все, что заработает тот, кто открыл мастерскую, вносит он в кассу братства ювелиров, в каковую кассу вносят «божьи деньги», которые ювелиры выручают за товары, относящиеся к их ремеслу, которые они продают или покупают. И на все деньги этой кассы каждый год в день пасхи устраивают обед для бедных Парижского госпиталя.

Следует знать, что прюдомы цеха выбирают двух или трех домов для охраны цеха… когда же эти прюдомы окончат свою службу, члены цеха не могут снова возложить на них обязанности по охране цеха раньше, чем через три года, если только они не пожелают этого по доброй воле.

Статут XII

Об изготовителях оловянной посуды

Каждый, кто хочет быть в Париже изготовителем оловянной посуды, может свободно им быть, лишь бы хорошо и честно работал, и может он иметь столько подмастерьев и учеников, сколько хочет...

Статут XV

О кузнецах и изготовителях буравов, крючков и шлемов

Никто не может быть кузнецом в Париже, т. е. кузнецом-изготовителем крючков (greifiers), шлемов, буравов (veilliers) и других железных и слесарных изделий (grossiers, или talandiers), кто не купит ремесло у короля; а продает его от имени короля главный королевский кузнец (mestre marischal), одному дороже, другому дешевле, как найдет нужным вплоть до 5 су, больше которых он не может брать. Каждый член этого цеха может иметь столько подмастерьев и учеников, сколько пожелает. Кузнецы-изготовители крючков, шлемов и других слесарных изделий, если им нравится, могут работать ночью, и весь этот цех, кроме замочников и ножевщиков.

Старшина кузнецов должен вызывать на караул и должен выбирать каждый год шесть прюдомов, которые вызывают на несение караула, а сами свободны от него; никаких других привилегий прюдомы и старшина не имеют...

Королевский кузнец имеет права юрисдикции над всеми мастерами упомянутого цеха и их подмастерьями по поводу всех поступков, касающихся их цеха, споров кузнецов с другими и всех их споров между собой. Этим правом юрисдикции королевский кузнец пользовался и ныне мирно пользуется на всей земле парижской юрисдикции, на епископской земле и на других, кроме земель Сент-Женевьев и Сен-Мартен-де-Шан, где ему уже в течение пяти лет препятствуют и мешают пользоваться своими правами против бога, против права и без основания, т. е. при помощи вызова; а именно из Сент-Женевьев по поводу одного дела вызывают в Орлеан и в Блуа, а из Сен-Мартен-де-Шан вызывают в Эсден и в другие места.

Статут XIX

Об изготовителях ящиков и замков к ящикам

…Если кто сделает в этом цехе замок без пружины, замок будет поддельным и должен быть уничтожен…

Если какой-нибудь чужак, знающий упомянутое ремесло, приходит в Париж и хочет работать в цехе, то, прежде чем, он начнет заниматься ремеслом в городе Париже, ему следует доказать мастерам цеха, что он знает ремесло и что он работал семь лет или больше.

Статут XX

О чеканщиках медных листочков (batteurs d'archal)

Кто хочет быть в Париже чеканщиком медных листочков, может им быть, лишь бы он знал ремесло и работал по обычаям и кутюмам цеха, которые таковы. Никто из мастеров цеха не может брать ученика меньше, чем на шесть лет обучения, а может держать только одного ученика… Как только ученик договорится с мастером, он платит 5 су, которые идут на пользу всего цеха, чтобы мастера сообща продолжали доучивать ученика, если мастер умрет прежде, чем закончится срок обучения. Никто из мастеров, подмастерьев и учеников этого цеха не может работать ночью… Еще установлено, что все мастера и подмастерья цеха должны работать хорошо и честно и из хорошего сплава, как, то обычно делается в городе Париже.

Статут XXI

Об изготовителях железных пряжек

…Никто из изготовителей железных пряжек не может и не должен иметь более, чем одного ученика, если это не его сын… . Ученик, который обучается у мастера-изготовителя железных пряжек — то ли за деньги, толи без денег — должен заплатить 5 су прюдомам, которые охраняют цех от имени короля; эти 5 су предназначаются для бедных детей цеха и для охраны прав учеников по отношению к их мастерам. Если сын мастера обеднел и хочет обучаться, прюдомы должны обучить его за счет сборов вышеуказанных 5 су и на свои деньги. Никто не должен брать учеников, если он недостаточно благоразумен и обеспечен, чтобы мог их обучить, воспитать и поддерживать в течение всего срока, иначе дети теряют зря время, а определяющие их [в ученье] добрые люди — свои деньги …

Никто из изготовителей железных пряжек не может изготовлять пряжки выбиванием на наковальне (entas), так как они нехороши и недоброкачественны…

Статут XXII

Об изготовителях пряжек из желтой меди, из простой меди, новой и старой, и из латуни

…. Никто из мастеров не должен держать нехорошего, нечестного подмастерья, зеваку и дурного парня, из какого бы то ни было места, будь то из Парижа или другого места. Никто из мастеров не должен нанимать на какую-нибудь службу подмастерья прежде, чем тот закончит обучение.

Статут XXV

Об изготовителях гвоздей для скрепления пряжек, застежек и составных частей поясов

Каждый, кто хочет быть парижским гвоздильщиком, т. е. делать гвозди для скрепления пряжек, застежек и частей поясов, может им быть, если знает ремесло и имеет средства. …

…Решено, что если какой-нибудь подмастерье цеха женится, он не может поместить (metre) свою жену в цех, прежде чем он не пробудет в цехе один год и один день ..., что никто из цеха не может работать у чужака, пока он может найти работу у человека из цеха; и решено, чтобы мастера держали подмастерьев согласно обычаям и кутюмам, как держали прежде ..., что никто из мастеров цеха не может брать никакую девушку со стороны для обучения этому ремеслу.

Статут XXVI

О кольчужниках (haubergiers)

Никто из кольчужников не должен ничего за вещи, относящиеся к его ремеслу, которые он покупает или продает на ярмарке или вне ярмарки, на рынке или вне рынка ..., не должен нести караул, так как цех от него свободен, ибо цех существует для обслуживания рыцарей, оруженосцев и сержантов и для снабжения замков.

Статут XXXVII

Об изготовителях крепа из ниток и шелка, т. е. чепцов, наволочек и т. д.

… присяжные должны следить и знать, действительно ли человек достаточно обеспечен и знает ремесло, чтобы он мог воспитывать и обучать в течение всего этого времени. Никто не может и не должен брать ученика, который не внес 12 денье братству цеха, прежде чем начнет обучаться в этом цехе. …

Статут XXXVIII

О ткачихах шелка

… Установлено в упомянутом цехе, что все мастерицы, которые отправят за город [сырье] для выделки там изделий, будут показывать их тем, кто установлен охранять цех, вместе с изделиями своих мастерских, для того чтобы знать, нет ли каких-нибудь нарушений.

Статут XXXIX

Об изготовителях нитяных штанов (braaliers)

Каждый, кто хочет быть в Париже изготовителем нитяных штанов, может им быть, лишь бы делал изделия хорошо и честно, т. е. из хорошей нитки, белой и чистой.

Статут XL

Постановление парижского цеха изготовителей шелковых тканей, бархата и кошельков из шнурков, которым [изготовителям] подобает работать в этом цехе по следующей форме

Каждому, кто захочет стать членом цеха в качестве мастера, полагается уметь всё делать самому без совета или помощи другого, и в этом он должен быть проверен теми, кто охраняет цех; если, как выше указано, они сочтут его достойным…Никто не может и не должен впредь делать изделие в этом цехе, которое было бы уже, чем мера, которая всеми членами этого цеха установлена в парижском Шатле, по причине обмана, когда дворяне и чужие купцы бывали не раз обмануты из-за многих более узких кусков ткани.

… Впредь каждая женщина, которая была женой присяжного мастера, как сказано выше, может, будучи вдовой, работать и давать работу в упомянутом цехе…

Статут XLII

Об изготовителях латунных застежек и о тех, кто делает застежки для книг

…Если изготовитель латунных застежек шлифует изделие только с одной стороны, например, круглые застежки, это изделие считается недостаточным, и следует его оштрафовать на 5 су в пользу короля.

Статут XLVI

О парижских бочарах

Каждый, кто хочет быть в Париже бочаром, может им быть свободно, лишь бы работал хорошо и честно; и может иметь столько учеников и подмастерьев, сколько хочет, и на такой срок, какой хочет; и может работать ночью и в праздники, если в этом есть нужда. Никто из бочаров не может работать из дерева, если оно не высохло, т. е. бочонок должен быть приготовлен за месяц до того, как на него будут надеты железные обручи…

Статут XLVII

О плотниках

… они не будут работать в субботу, после того как большой колокол на соборе Богоматери ударит девятый час, однако не так, чтобы они при этом бросили работу, которую нельзя оставить, и чтобы изготовители дверей могли продать добрым людям двери и окна, чтобы те могли запереться. … мастер Фуке заставил тележников поклясться, что они не поставят такой оси в тележку, которая не была бы столь хорошей, как они пожелали бы себе, если бы сами были возчиками.

Статут XLVIII

О каменщиках, каменотесах, штукатурах и цементщиках

…Старшина имеет низшую юрисдикцию и штрафы с каменщиков, штукатуров и цементщиков, с их помощников и их учеников … также ведает он нарушениями в своем цехе, драками без пролития крови и исками, кроме исков о собственности. ... Цементщики и все каменотесы свободны от караула со времени Карла Мартелла, и так, слышали прюдомы, передается от отцов к детям.

Статут L

О сукноделах

Никто из сукноделов и никто другой не может и не должен иметь станок в пределах парижского округа, если он не умеет сам работать на станке или если он не сын мастера.

Каждый парижский сукнодел может иметь в своем доме два широких станка и один узкий, а вне дома он не может иметь ни одного, если не хочет его иметь на тех же условиях, что и чужак.

…Каждый сукнодел может иметь в своем доме не более одного ученика; и не может брать его менее, чем на четыре года службы, и за 4 пар. ливра, или на пять лет за 60 пар. су, или на шесть лет за 20 пар. су, или на семь лет без денег. Мастер-сукнодел может брать учеников на больший срок и за большую сумму, но на меньший срок и меньшую сумму он не может брать. … …Если ученик убежит от своего мастера по своей глупости или легкомыслию, он должен возместить мастеру все издержки и все убытки, которые произошли по его вине, прежде чем он может вернуться к этому же, а не к другому мастеру, если мастер не хочет с ним расстаться. Если ученик уйдет от своего мастера по вине мастера, то он, или его друг должен прийти к старшине ткачей и должны это засвидетельствовать, а старшина ткачей должен позвать к себе мастера этого ученика, сделать ему выговор и сказать, чтобы он достойно содержал ученика, как сына почтенного человека, одевал и обувал, поил и кормил и сделал всё необходимое в течение 15 дней; если он этого не сделает, ученику подыщут другого мастера. Если мастер этого ученика не выполнит приказа старшины, тот должен взять ученика и поместить его в другое место, где ему покажется лучше, и должен заставить дать деньги ученику, если он умеет их зарабатывать. Если же ученик не может зарабатывать деньги, старшина ткачей должен ему подыскать мастера из всего цеха и должен его устроить.

Старшина и двое-трое или четверо присяжных, если они присутствуют, когда мастер берет ученика, должны смотреть, достаточно ли у мастера средств и уменья для обучения ученика. И если старшина и присяжные видят, что мастер, который берет ученика, не достоин держать ученика, они могут взять хороший и достаточный залог для выполнения договора по отношению к ученику, чтобы ученик не потерял своего времени, а отец — денег.

… Ни один ткач в Париже не может ткать … полосатый nays менее чем в 1600 нитей и 7 четвертей в ширину, под угрозой упомянутого штрафа. Сукном nays называется в Париже сукно, основа и уток которого одинаковы.

Никто из ткачей, красильщиков, сукноделов не должен устанавливать цены в их цехах с помощью какого бы то ни было объединения (aliаnсе) из-за чего те, кому нужны эти изделия, не смогут покупать за такую малую цену, как могли бы;

... Никто из ткачей не должен укрывать у себя или у кого-нибудь другого из цеха вора, убийцу или развратника, который содержит любовницу в своем доме или за городом; и если найдется в городе такой слуга (sergent), то мастер или подмастерье, которые о нем знают, должны сообщить старшине и присяжным цеха, а старшина и присяжные цеха должны сообщить парижскому прево, и парижский прево, если ему угодно, должен заставить его покинуть город, и не должен никто брать его на работу, если он не отказался от своего безумства.

Подмастерья-ткачи должны приходить на работу точно в час, когда идут другие ремесленники, а именно, плотники и каменщики. Никто из этого цеха не должен начинать работу до восхода солнца под угрозой штрафа в 12 денье для мастера и в 6 денье для подмастерья, если это не работа по окончанию [куска] сукна, в таковом случае подмастерье может прийти, но только однажды.

Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерне, в каком бы приходе они ни работали, но складывать работу они должны после вечерни.

Статут LI

О ковровщиках сарацинских ковров

Каждый, кто хочет быть в Париже ковровщиком сарацинских ковров, может им быть свободно, лишь бы работал по обычаям и кутюмам цеха… Женщину нельзя и не должно обучать упомянутому ремеслу, ибо оно очень трудное. Никто не может и не должен работать ночью, так как ночное освещение недостаточно для работы в их ремесле.

Статут LII

О ковровщиках наших ковров

Ковровщик наших ковров может иметь столько подмастерьев, сколько хочет, но не может иметь более, чем двух учеников, если это не его дети, или дети его жены, рожденные в законном браке… Никто не может и не должен приносить извне в Париж и продавать товары этого ремесла, если они нехороши и недоброкачественны.

Статут LIII

О сукновалах

Каждый, кто хочет быть в Париже сукновалом, может им быть свободно без покупки ремесла у короля. …Если вдова сукновала, содержащая мастерскую, выходит замуж за человека не из этого цеха, она не может содержать мастерскую; а если она выходит замуж за члена этого цеха, будь то ученик или подмастерье, она может содержать мастерскую свободно.

Никто из сукновалов не может и не должен принимать на работу подмастерьев или учеников — мошенников, воров, или убийц, или изгнанных из города по дурному делу, и подмастерья, не имеющего на руках платья, стоимостью в 12 денье. Если подмастерья знают, что среди их товарищей есть такой человек, они должны сообщить мастеру, как только это узнают; а если они так не сделают, каждый подмастерье, который знал, платит королю штраф в 10 пар. су; если же они сообщат своему мастеру, а мастер такого подмастерья будет держать на работе, то он [мастер] платит королю 40 су…

Четыре присяжных мастера должны ежегодно меняться дважды, т. е. в Иванов день и на Рождество. …

Книга ремесел и торговли города Парижа. Пер. Л. И. Киселевой // Средние века № 10. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – 402 с. – С. 311 – 362

Наши рекомендации