Тема iii. средневековый город и городское ремесло..67

Занятие 1. Средневековое городское право………………………………67

Занятие 2. Средневековый цех…………………………………………….95

ТЕМА IV. ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ ………………………123

ТЕМА V. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ XIII В. ……………………………………………….……….133

Занятие 1. «Саксонское зерцало» Эйке фон Репгау…………………….134

Занятие 2. Трактат «О законах и обычаях Англии» Генри Брактона ..146

Занятие 3. «Кутюмы Бовези» Бомануара……………………………..…..159

Предисловие

Второй выпуск Практикума по истории Средних веков является продолжением первого выпуска и по структуре идентична ему. В первом выпуске содержатся общие методические указания по работе с историческими источниками, поэтому перед началом изучения, опубликованных во второй части Практикума документов, необходимо вспомнить основные задачи и принципы работы с историческими источниками, изложенные в первой части.

ТЕМА I. ВИЗАНТИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЧЕЛОВЕК ПО «СОВЕТАМ И РАССКАЗАМ КЕКАВМЕНА» (XIВ.)

Примерный план

1. Государственные структуры Византии и специфика их деятельности

2. Восстание Никулицы Дельфина

3. Человек в империи: своеобразие социальных, политических и морально-этических взглядов византийского дината

Источники

Советы и рассказы Кекавмена / пер. Г. Г. Литаврина. – М.: Наука, 1972. —с. 119—299.

Пселл Михаил. Хронография; Краткая история / Михаил Пселл, Я.Н. Любарский. – СПб.: Алетейя, 2003. – 396 с.

Основная литература

Каждан А.П. Византийская культура Х–ХII вв. / А.П. Каждан. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Алетейя, 1997. – 280 с.

Литаврин Г. Г. Восстание болгар и влахов в Фессалии в 1066г.//Византийский временник. - М, 1974 с.

Литаврин Г. Г. Как жили византийцы / Г.Г. Литаврин. – СПб.: Алетейя, 1994. – 254 с.

Дополнительная литература

Гийу А. Византийская цивилизация / А. Гийу. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 546 с.

История Византии: в 3-х тт. / АН СССР, Ин-т истории. – М.: Наука, 1967. – 507 с. –Т.2. – С 236-294

Литаврин Г.Г. Болгария и Византия в XI – XII вв. / Г.Г. Литаврин; АН СССР, Ин-т истории. – М.: Изд-во АН СССР, 1960. – 472 с.

Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X–XI вв. / Г.Г. Литаврин. – М.: Наука, 1977. – 436 с.

Литаврин Г.Г. Культура Византии, вторая половина VII–XII вв. / Г.Г. Литаврин, С.С. Аверинцев, М.В. Бибиков и др. – М.: Наука, 1989. – 678 с.

Методические указания

Советы и рассказы это условное, предложенное издателями название записок византийского автора XI века, составленных в традиционном для византийской литературы жанре поучений. При анализе такого источника имеет смысл постоянно задаваться вопросом, в какой ситуации возможен высказанный автором совет и какие события могли породить то или иное мнение автора. Это позволит вам узнать о политической и нравственной атмосфере при императорском дворе, о способах управления, чиновничьем аппарате и его деятельности, о положении в армии, в провинции и о характерных чертах народных движений в Византии XI века и о способах их усмирения. При этом надо все время помнить, что Кекавмен не был сторонним наблюдателем современной ему византийской действительности, - политические, культурные, социальные особенности, так же, как и события и обстоятельства его жизни формировали его характер и мировоззрение, оказывали влияние на интерпретацию и оценку упоминаемых им событий и фактов. Многие идеи Кекавмена обусловлены его общественным и имущественным статусом. Поэтому надо обратить внимание на содержащиеся в источнике прямые и косвенные данные о родственниках автора, его хозяйстве, роде занятий. Это поможет вам определить социальное и материальное положение Кекавмена, понять его позицию в политических событиях XI века.

Рассматривая структуру и деятельность государственного аппарата, необходимо выяснить, на чем строилось материальное благополучие столичных и провинциальных чиновников, достаточно ли устойчивым было их социальное и имущественное положение, как происходило получение должностей и продвижение по службе.

Внимательный анализ текста даст вам возможность проследить судьбу фемного войска в XI веке, выяснить степень его боеспособности на суше и на море и понять многие причины внешнеполитических неудач империи.

При изучении положения дел в провинции надо подробно рассмотреть те параграфы источника, где упоминается о населении городов, об иноплеменных народах, живших на территории империи, о тех, кто работал земле. Особое внимание следует обратить на большую роль состоятельных частных лиц в жизни византийской провинции, на систему раскладки налогов и их сборов в казну. Это не только позволит сформулировать особенности социально-экономической структуры Византии, но даст возможность выяснить причины восстания 1066 года в Фессалии. Анализируя данные об этом выступлении, надо помнить, что сведения, сообщенные автором, связаны с историей его семьи и точное изложение событий, сделанное, как предполагают, по материалам семейного архива, не исключает попыток автора скрыть истинную роль в восстании одного из своих родственников.

Работа с текстом, написанным в жанре поучения, откроет перед вами возможность исследовать существенные черты мировоззрения византийца XI века, в частности выяснить его взгляды на императорскую власть, общественные обязанности, на институт церкви и христианское вероучение, образование, а также понять те принципы взаимоотношений между людьми, которые постулирует автор. Для верификации некоторых своих выводов студент может обратиться к другому источнику, позволяющему представить себе своеобразие византийского мировосприятия - «Хронографии» Пселла Михаила.

Советы и рассказы Кекавмена

По косвенным данным можно предположить, что автор текста «Советов и рассказов», жил в период между правлениями императоров Василия II (976-1025гг.) и Алексея I Комнина (1081-1118гг.).

I. Советы по службе[1]

§ 3. О поведении приближенного к императору должностного лица

Если, ты служишь василевсу, всячески остерегай­ся клеветы против тебя, каждый день вызывай перед глаза свои картину падения твоего, так как не знаешь, какие козни плетут за твоей спиной. ...не возмечтай ради подарка или из расположения изго­товлять императорский сигиллий пли питтакий[2] во­преки приказу и позволению. Иначе потеряешь не только честь, по и имущество. Остерегайся, когда говоришь со своими товарищами или с кем-нибудь другим. А если речь зайдет о василевсе и деспине[3], то вообще ничего не отвечай и удались. Многих я знал, ввергавших себя в такую опасность... Не жад­ничай в стремлении брать, напротив — будь со всеми одинаков и не делай никого врагом ради даров, ина­че погибнешь. Ведь достаточно тебе и того, что дают добровольно. Избегай пиров. На них бывает безмерная болтовня и пустословие. ...имей соглядатаев ве­зде и всюду. (...)

§ 5. Об исполнении должности судьи провинции

Если ты фемный судья[4], не зарься на дары и не протягивай к ним рук. ...если случилось убийство, пусть один не пострадает за другого, а [поплатится] лишь тот, кто на это осмелился. Многих ведь я видел невинно понесших наказание, а виновных — оправданными благодаря денежной взятке. <...>

II. Стратегикон[5]

§ 9. О значении разведки в военном деле

Если ты стратиг[6] и тебе вверено войско... Ты не сможешь как-либо иначе изучить противника, ес­ли у тебя мало разведчиков. Знай точно положение его дел — тогда воюй, если сможешь тягаться с ним. Однако воюй осмотрительно, иначе погубишь свое войско. Старайся маневрами, хитростями и засадами ослабить своего врага и лишь в крайнем случае, если это неизбежно, вступай в сражение.

§ 15. О коварстве врага и о мудрости и самообладании полководца

...если неприятель пошлет тебе дары и приноше­ния, коли хочешь, возьми их, но знай, что он делает это не из любви к тебе, а желая за это купить твою кровь... Не презирай противников за то, что они ино­племенники, ибо они разумны, как и ты; им также при­сущи природная мудрость и хитрость. Услышав же или увидев что-нибудь неожиданное, не трусь. На­против, стой смело, ободряя своих подчиненных... Думай не только о своем спасении, а, прежде всего — о спасении твоего войска, а затем — о своем... Изо­бретай... Что нужно, причем не только то, что ты узнал от древних и слышал, но придумывай и дру­гое, и новое, что способна изобрести человеческая природа.

§ 16. Об отношениях полководца со своими воинами

У древних авторов сказано, что стратиг должен внушать страх, а другие говорили, что он должен также быть любим своим войском. Я же не принимал этого, так как не пришел к выводу — как или каким образом. (?) ...пусть будет неизменно спра­ведлив и далек от всякого подарка и взятки, разби­рая и судя по совести... Если ты можешь облагоде­тельствовать кого-либо и облагодетельствованный принесет тебе после этого дары без вымогательства с твоей стороны и попреков, но добровольно и с великой благодарностью, возьми их, так как, отказав­шись от них, ты огорчишь дарителя. Если даров много, возьми не все, а половину их. ...для того же, чтобы сделать человеку добро, ничего не бери [от него], не поддавайся на уговоры взять и вообще не допускай такого случая. <...>

§ 18. О стратиге, не нуждающемся и нуждающемся в советчиках

...не страшись смерти, желая принять ее за оте­чество и василевса, а страшись скорее позорной и постыдной жизни. Но не подвергай себя бесполезной и неразумной опасности, так как это достойно пори­цания. Поскольку те знаменитые мужи, которые писали о военных сооружениях, создавали тараны, осад­ные и прочие многочисленные орудия для взятия городов, то и я тебе советую строить какие-нибудь из подобных машин, а если можешь, то и новое что-нибудь придумывать, так как это более достойно похвалы. <...>

§ 20. Стратиг обязан всюду искоренять несправедливость

Похвально, чтобы в любой области, в какой бы ты ни находился, обнаружив несправедливость, происходящую либо от казны, либо от практоров[7], ты искоренял бы ее, в особенности — на границах.

§21. 0 том, чтобы не лениться на досуге

Когда ты свободен и не занят службой стратига, читай книги, а также исторические труды и церков­ные сочинения... Если ты все это возлюбишь и ис­полнишь, будешь счастлив. Ведь я изложил тебе то, чего нет в другом стратегиконе или в другой книге, так как я сочинил это на основе собственных раз­мышлений и подлинного опыта. <....>

III. Домострой

§ 35. О том, чтобы заботливо вести собственное хозяйство

Если ты ведешь частную жизнь в своем доме и ничего не исполняешь, неси обязанности по дому твоему, благодаря которым он содержится в достат­ке, и не будь беззаботен в этом. Ведь нет у тебя дру­гого дохода для жизни, кроме как от возделывания земли. Сделай себе автургии[8], как то: мельницы, эргастирии[9], сады и все, что приносит тебе доход ежегодно и от аренды и (непосредственно) — в виде плодов. Насади всевозможные деревья и кустарники, от которых будет тебе доход без ежегодных затрат труда. ...и скот пусть будет у тебя: быки для пахо­ты, свиньи, овцы и прочие животные, которые пло­дятся каждый год, растут и умножаются.<...>

§ 37. О том, чтобы не брать на откуп налоги в целях наживы

Не вздумай взять на себя откуп налогов. Вообще не берись за службу фиска, иначе лишишься куска хлеба... Расскажу тебе историю, которую мой отец как очевидец поведал мне. Был у него племянник, протоспафарий[10] и стратиг Иоанн Майос, разумный и деятельный, имевший в изобилии и самые разные номисмы[11], и всякое добро. Однажды пришло ему на ум взять в качестве службы [фиска] эпискепсис[12] арависса[13]. Когда же майос советовался с отцом, тот отговаривал его от этого. Но Майос показал ему на дома жителей столицы и сказал: «все эти дома по­строены благодаря службам фиска». После того как отец уехал в провинцию, тот, взяв эпискепсис, отбыл. Через несколько лет, приехав в столицу и отправив­шись повидаться с майосом, он не нашел того в его доме. ...и отец увидел Майоса сидящим в качестве заключенного в темной камере, как говорили — в колодках. ...так он и не нашел спасения, а остался должником и после своей смерти. ...если же будешь вести дела справедливо, можешь запутаться. Впро­чем, что я говорю — «справедливо»? Справедлив ли подлый сборщик податей?! ...ведь кто не бежит от сборщика податей? ...явится человек василевса и по­требует у тебя животное в счет ангарии[14]. Ты же одного как друга освободишь, другого — как родст­венника, третьего — как лицо могущественное и пош­лешь своего человека взять или номисмы или оболы[15], а человеку василевса скажешь: «не нашел». И тот, схватив тебя, может быть, отстегает и опозорит тебя в твоем округе.

§ 38. Об отношениях частного знатного лица с правителем области

Если есть в местности верховный глава, являйся кнему, но не часто. Приходи к нему изредка, гово­ри, подумав, что надо, а если не спрашивает, молчи. Из съедобного же и из напитков, что дал тебе гос­подь, посылай и ему и его людям по своим возмож­ностям. Если он станет поступать несправедливо и люди общины[16] придут к тебе, говоря: «ты — наш по­велитель, почему не заткнешь ему рот? Мы все пой­дем с тобой, и ты поговори с ним в открытую. Не бойся: мы ведь будем с тобою!», — ты не соглашайся с ними ни в коем случае. ...если будет наложена какая-нибудь эпирия[17] василевса и все огорченные придут к тебе, чтобы ты установил долю каждого, ты не устанавливай, а скажи им следующее: «устанавливайте вы, как умеете, в моем присутствии». И пусть устанавливают другие. Тогда ты можешь и друга своего избавить от взыскания, и человека твоего, и облегчить бремя для просившего тебя [об этом]. И никто ничего не скажет. <...>

§ 44. О необходимости совмещать исполнение должности в провинции с заботой о своем доме

Не отказывайся исполнять должность и осущест­влять власть в феме. Знай, что чин — благословение божие. Не смей поступать дурно при отправлении должности. Распоряжайся, но заботься также о своем доме и его процветании, так как, когда кон­чишь исполнять должность, дом твой примет тебя и в нем ты найдешь отдохновение. <...>

§ 46. О пользе чтения и учения

Читай много — и узнаешь много. Если не пони­маешь, не отчаивайся. Не один раз, прочтя книгу, обретешь знание от бога и поймешь ее. А чего не знаешь, спроси у знающих и не гордись. ...иссле­дуй священное писание, как господь повелел, но не слишком любопытствуй при этом. <…>

§ 48. О некоторых нормах поведения и управления домом

Двери твоего дома пусть будут обращены на во­сток, чтобы через них входил свежий воздух. Твои верховые животные пусть будут упитанными, так как не знаешь, что может случиться. Ленивого раба, не имей. Почаще беседуй с монахами; хотя они и невежественны, не осуждай их. Ведь божественные апостолы хотя и были невежественны в слове, но мир просветили. Прислуживающих тебе свободных, если можешь, облагодетельствуй, и если, облагодетельствованные тобою, они пожелают уйти от тебя, не на­сильничай над ними, так как это несправедливо. Вина старайся производить побольше, пей же его поменьше...

§ 49. О том, чтобы соблюдать меру в дружбе

Не поручайся никогда ни за кого, так как многие, поручившись, попали в беду. Даже, если это твой близкий друг, не поручайся за него. ...если хочешь знать, то многие погибли из-за любви к друзьям, по­губили не только деньги и тело, но и самые души. <...>

§ 53. О принятии духовного сана

...если ты вступаешь в духовное сословие, чтобы стать митрополитом[18] или епископом[19], не бери на себя этого, доколе после поста и бдений не придет к тебе видение свыше... Пусть твое попечение обратится на то, чтобы напитать сирот и вдов, на больницы, на выкуп пленных, на то, чтобы утверждать мир и предстательствовать за слабых, а не на то, чтобы прибавлять дом к дому, присоединять поле к полю и отнимать имущество ближнего, выдвигая предлог: «не для детей моих я увеличиваю это, но для бога и моей церкви». Я видел некоторых архиереев[20], рас­суждающих подобным образом, и удивлялся козням дьявола. <...>

§ 60. О том, чтобы не покупать должность

Не покупай должность посредством даров, так как купивший ее не в состоянии исполнять ее праведно и по справедливости. Да и как он будет поступать справедливо? Ведь, если он купит должность, он бу­дет стараться всячески возместить те затраты, кото­рые он сделал, а затем устремится и к прибыли. Поэтому он окажется для всех ненавистным и невы­носимым. Я советую не делать этого не только стратигам и судьям, но и тем, кто ведет дома частную жизнь. <...>

§ 64. О благоразумии в отношениях с людьми и об осторожности в разговоре

Не будь суров в своем доме, но его обитатели пусть боятся тебя, так как, опасаясь тебя, они будут благоразумны. Но и ты бойся стоящих над тобою, ибо полезен страх. Избегай дружбы, приносящей тебе вред, и не стыдись поступать так, даже если кто-нибудь будет бранить тебя. Считай повинностью обед в гостях, так как ешь и пьешь поневоле. Ведь я считал это хуже повинности, хотя и ходил иногда на обед к чужим людям.

§ 65. О том, что лучше не иметь друзей, чем в них разочароваться

Я никогда не стремился к тому, чтобы иметь приятеля. И сожителем кого-либо, равного мне, не был — разве что по необходимости. <...>

IV. О правилах поведения в случае мятежа против василевса

§ 72. О том, чтобы во время мятежа хранить верность василевсу

Если кто-нибудь затеет мятеж и провозгласит се­бя василевсом, не вступай с ним в сговор, а держись от него в стороне. <...>

§ 74. О восстании в Фессалии

(на основе мемуаров Никулицы Дельфина)[21]

...расскажу тебе о том, что перенес лариссянин[22] Никулица при блаженном василевсе Дуке[23]. Васи­леве был к нему благосклонен и доверял его словам. Но однажды он сказал василевсу: «благой государь мой, в Элладе должен вспыхнуть мятеж, и, если ты велишь, я расскажу тебе, как он может случиться». Но тот приказал ему промолчать. Никулица решил, что он повелел ему молчать из-за присутствовавших тогда людей, и на сей раз оставил разговор об этом. ...проторчав ради этого дела в столице до тридцати дней и не получив ответа, он [Никулица] уехал в раздражении. Тогда же появилась хвостатая звезда, о которой понимающие в этом толк люди говорили, что это метеор вида «бревно»[24]. Ее называли прино­сящей несчастье... Затем, вернувшись в свой дом в Ларисе и точнее разузнав о заговоре, он все о нем написал василевсу, но тот — не знаю почему — не ответил ему. ...мечтая о том, чтобы схватить пред­водителей коварного замысла, он, однако, рассуж­дал так: если он схватит их и тотчас не ослепит[25] и не обезглавит, то сотоварищи (а они вступили в сго­вор с влахами[26] и триккалитами[27]) могут по необходимости восстать против него, может быть, одолеют его и уничтожат; если же он решится бороться с ними и меж ними случится битва, то некоторые будут убиты, либо он, схватив, ослепит кое-кого из них. И все равно василевс скажет ему: «моя страна, а не твоя! Ты напомнил мне о деле не раз и два, и, если бы я хотел, я бы тебя послушал. Как же ты осмелился, не имея моего приказа, ослеплять и убивать людей? Ты сделал это, завидуя их счастью!». Блаженный ва­силевс вообще был охоч до этого. ...Никулица оставался в своем доме, как будто ни о чем не ведая, хотя у него было много лазутчиков, через которых он узнавал об их [мятежников] замыслах. А они были таковы. ...«если мы пожелаем сделать что-нибудь без него [Никулицы], мы не сможем довести наш план до конца, ...да и пострадать от него можем, ибо он имеет людей и собственное войско и крепость и область повинуются ему во всем, что бы он ни ска­зал. Давайте, напротив, откроем ему наш замысел». Так они и сделали. ...Никулица притворился, что ни­чего не знает, и сказал им: «конечно, что вы сде­лаете, то и я». ...они [заговорщики] снова пришли к нему все вместе: и влахи, и болгары, возбужденные лариссянами... Они схватили его и сказали: «отныне ты наш глава и повелитель, тебя мы выбираем для предстоящего восстания, чтобы ты приказывал нам, что мы должны делать». Но Никулица, желая мира, не раз и не два отговаривал их. Тогда пришли к нему некоторые из его друзей и, заклиная именем божиим, говорили: «если ты не присоединишься к их заговору, то погибнешь от их рук». Поэтому против воли он ока­зался их главой и, желая уловить [других], был улов­лен сам... Он собрал живущих в тех местах поблизо­сти влахов и болгар, и к нему стеклось большое вой­ско. Отправил он и в Китр[28] одни отряд, приказав раз­рушить эту крепость, что и было сделано. Василевсу же он написал: «я всячески внушал тебе лично, что дол­жен вспыхнуть мятеж. Затем, вернувшись к себе домой, я опять писал тебе о том же. Ныне я снова доношу твоей милости — поверь хотя бы теперь, что они подня­ли мятеж и сделали меня своим главой. Поэтому бла­годари бога, что я руковожу войском и могу расст­роить этот мятеж, если ты послушаешь меня и отме­нишь те налоговые надбавки и ревизии[29], которые ты сделал для них». (а василевс сделал налоговые над­бавки, исчисляемые многими номисмами.) Василевс направил ему страшнейшие клятвы: «я отменю все, что надбавил со дня, когда начал царствовать, вплоть до нынешнего. Ни одни человек с твоей стороны не будет изгнан или заключен, не будет подвергнут взысканию за ущерб, нанесенный фиску или частным лицам...». Однако, прежде чем Никулица получил эту клятву, он двинулся против крепости Сервии[30] ...и после двухдневной осады на третий день овладел [крепостью]. ...после этого-то и прибыли клятва и образ блаженного василевса. Никулица имел [теперь] клятвы, обещания чинов и многое другое. (однако служащие василевса говорят по собственной воле, они не искренни — ложь и несправедливость на язы­ке их и хитрость притаилась на их устах...)

...созвав войско, он [Никулица] вынес перед всеми иконы и показал им, прочел им также клятву и убеж­дал их замириться и разойтись всем по домам. Но они не хотели... Поднялся громкий крик, какой способ­но поднять нестройное войско... Поэтому Никулица приказал схватить среди влахов их избранника архон­та Славоту Кармалака, а из лариссян — Феодора Скривону петаста. Все прочие, видя их уводимых на смерть, испугались и, бросившись к его ногам, единодушно просили пощадить их ...Никулица отправился к блаженному василевсу в столицу, который хорошо его принял, и в течение четырех месяцев он пробыл там в безопасности... После этого, однако, василевс послал его к блаженному патриарху Константинополя Иоанну Ксифилину[31], чтобы, если патриарх признает клятву скверной и отменит соглашение, скрепленное ею, расправиться и с Никулицей и с теми, кто был с ним. Но так как святейший патриарх, напротив, подтвердил клятву, простив Никулицу вместе со всеми находившимися с ним и сняв с него вину, василевс был явно разозлен и сослал Никулицу... Когда же василевс умер, то вместо него воцарился Роман Диоген[32] — человек, почитавший дружбу ...блаженный Диоген являлся издавна другом Никулицы. ...однако василевс не дал ему никаких иных благ, кроме того, что возвел, его сына Григория, бывшего спафарокандидатом[33], в ранг протоспафария,а брату Григория, Панкратию, увеличил ругу[34].

Итак, Никулица пребывал в покое в своем доме четыре года, воздавая хвалу господу и василевсу, хоть и было много клевещущих на него, василевс никому не верил. Затем, когда блаженный василевс был взят в плен персами[35], Никулица снова прибыл в цар­ственный град ... И василевс[36] принял его... Сделал его начальником и анаграфевсом[37] кондаратов[38] и мо­ряков... Заклинаю вас, дети мои желанные, которых дал мне господь, оставайтесь на стороне василевса и на службе у него, так как сидящий в Константино­поле василевс всегда побеждает. <...>

V. Советы василевсу

§ 79. О том, чтобы награждать и возвышать людей достойных

...если ты почтишь титулом протоспафария, мима, либо [другого] недостойного человека, [как и] своего стратиота[39], готового пролить за тебя свою кровь... То эти достоинства станут пустым звуком. Ведь немало я видел подобного: и судей, достойных осмеяния, но преуспевающих, и других, весьма разумных и хороших, но находящихся в пренебрежении у василевсов, как и добрых стратиотов, забытых василевсами, а об­манщиков — в удовольствии. И сокрушалось сердце мое, не вынося несправедливости.

§ 80. О том, как опасно обижать стратиотов

Получше заботься о своих стратиотах. Не урезай им ругу... Наделяй их титулами, но не всех, а от­личившихся.

§ 81. О том, как следует награждать иноплеменных наемников

Иноплеменников, которые не из царского рода своей страны, не возвышай присвоением больших ти­тулов и не доверяй им высоких должностей. Ведь, поступая таким образом, ты неизбежно унизишь и себя самого, и своих архонтов ромеев. В самом деле, если ты почтишь явившегося [к тебе] иноплеменни­ка из простонародья должностью примикирия[40] или стратига, то какой достойный военный пост ты мо­жешь дать ромею? ...покорив болгарию, василевс [Василий II] вернулся. Впрочем, сражался и я тогда за василевса по силам своим. Когда мы прибыли в Мосинополь[41], василевс, награждая Аральта[42] за то, что он участвовал в войне, почтил его титулом спафарокандидата. ...и Аральт не роптал...

§ 82. О том, чтобы не пополнять казны посредством несправедливости

...стратиоты пусть не получают сниженной руги, как и синклитики[43] и [другие] горожане. Тогда каж­дый делом своим, как было искони установлено, бу­дет служить тебе без ропота. Земли, подвластные тебе, пусть не знают ежедневных налоговых надба­вок и ревизий, непривычных и невиданных измышле­ний, и они не отложатся от тебя. Напротив, всей ду­шой они будут служить тебе, если будут вносить в казну ежегодно посильные налоги. Не отягчай под­властные тебе страны иноплеменников..., а что за зрелище мы видим сейчас? Обложение свыше нало­говой записи — не только при взыскании необходимо­го, но и при бесполезных сборах[44].

§ 83. О том, чтобы приближенные василевса и его родственники не обижали подданных

...я считаю, что все люди: и василевсы, и архонты, и хлеб себе добывающие — дети одного человека — Адама. Видывал я весьма чванливых людей, кото­рые погрязли в воровстве, прорицаниях и магии. Таких я объявляю худородными. Ведь человек, как существо разумное, если хочет, милостью божией сам становится богом. Таким был и блаженный василевс Михаил[45], украшенный, как сказано, великими доб­родетелями. Но у него было много близких бедных родственников, во главе которых стоял орфанотроф[46]. Он был братом василевса и управлял дворцом. Захотел орфанотроф обогатить своих родствен­ников и предоставил им возможность грабить чужое имущество, а василевс ничего не знал об этом. Даже посланные ради какой-либо службы мандаторы[47] и царские люди, гдебы они ни встретили всадника... Стащив его с коня или с мула, забирали это и удалялись. И вот частью из-за этих людей, а особенно из-за беззаконий его [василевса] родствен­ников, оказался ненавистным [людям] этот удиви­тельный и светлый человек. <...>

§ 87. 0 том, чтобы заботиться о войске, а особенно — об укреплении флота

Не позволяй распускать и разорять свое войско. Иначе обеднишь себя и себя же оплачешь, так как войско — слава василевса и сила дворца. ...всячески стремись к тому, чтобы процветал флот — слава Романии. Старайся, чтобы и флотские архонты[48] были у тебя непричастны ко всяким дарам и взяткам. Ведь если архонты флота будут жадюгами и взяточника­ми, послушай, что они сделают: во-первых, они раз­решат, чтобы [владельцы] стратий пользовались экскуссией[49], беря с них номисмы не в том размере, в каком они хотели вносить в качестве эпирии для флота, но в двойном количестве—и хеландия[50] ока­зывается с недостатком. ...они позволят стратиотам не иметь оружия, и поэтому при столкновении с вра­гами те обратятся в бегство. Да что я говорю: «при столкновении»? Они бегут, даже не успев увидеть врага… [ныне] длинные суда, отправляясь к остро­вам под предлогом пресловутой (?) Сторожевой службы, не делают ничего, кроме как собирают с Киклад[51] и с обоих материков пшеницу, ячмень, ово­щи, сыр, вино, мясо, оливковое масло, большие сум­мы номисм и прочее, если оно есть на островах. ...обычно архонты флота, оставаясь долгие годы во флоте, приучаются к лени, покою и неге, отчего воз­никает полная неспособность (к делу).

§ 88. О том, чтобы василевс почаще сам объезжал подвластные ему земли

Я знаю, державнейший, что человеческая приро­да привержена к покою. Но ты преодолен бесполез­ное, скорее даже вредное, правило, когда василевс не посещает подвластные ему страны... . А остается в Константинополе, как в некоем узилище. ...посещай подвластные тебе страны и фемы, узнавай о неспра­ведливостях, которые терпят бедные, о том, что сде­лали практоры, посланные тобою. <...>

VI. Советы топарху[52]

Если ты имеешь в своей стране крепости или де­ревни, если ты в них топарх и повелитель, то не по­зволяй себе мечтать о богатстве, или о чинах, или о великих обещаниях василевсов, не отдавай своей страны василевсу, не бери взамен ее деньги и вла­дения, хотя бы мог получить вчетверо больше. На­против, держись за свою страну, хотя б она была мала и незначительна, так как лучше для тебя, если ты как сам себе господин являешься другом [василевса], а не как раб и подвластный человек.[53]

Советы и рассказы Кекавмена / пер. Г. Г. Литаврина. —М.: Наука, 1972. —746 с. — С. 119—299.

Наши рекомендации