Тема iii. средневековый город и городское ремесло..67
Занятие 1. Средневековое городское право………………………………67
Занятие 2. Средневековый цех…………………………………………….95
ТЕМА IV. ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ ………………………123
ТЕМА V. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ XIII В. ……………………………………………….……….133
Занятие 1. «Саксонское зерцало» Эйке фон Репгау…………………….134
Занятие 2. Трактат «О законах и обычаях Англии» Генри Брактона ..146
Занятие 3. «Кутюмы Бовези» Бомануара……………………………..…..159
Предисловие
Второй выпуск Практикума по истории Средних веков является продолжением первого выпуска и по структуре идентична ему. В первом выпуске содержатся общие методические указания по работе с историческими источниками, поэтому перед началом изучения, опубликованных во второй части Практикума документов, необходимо вспомнить основные задачи и принципы работы с историческими источниками, изложенные в первой части.
ТЕМА I. ВИЗАНТИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЧЕЛОВЕК ПО «СОВЕТАМ И РАССКАЗАМ КЕКАВМЕНА» (XIВ.)
Примерный план
1. Государственные структуры Византии и специфика их деятельности
2. Восстание Никулицы Дельфина
3. Человек в империи: своеобразие социальных, политических и морально-этических взглядов византийского дината
Источники
Советы и рассказы Кекавмена / пер. Г. Г. Литаврина. – М.: Наука, 1972. —с. 119—299.
Пселл Михаил. Хронография; Краткая история / Михаил Пселл, Я.Н. Любарский. – СПб.: Алетейя, 2003. – 396 с.
Основная литература
Каждан А.П. Византийская культура Х–ХII вв. / А.П. Каждан. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Алетейя, 1997. – 280 с.
Литаврин Г. Г. Восстание болгар и влахов в Фессалии в 1066г.//Византийский временник. - М, 1974 с.
Литаврин Г. Г. Как жили византийцы / Г.Г. Литаврин. – СПб.: Алетейя, 1994. – 254 с.
Дополнительная литература
Гийу А. Византийская цивилизация / А. Гийу. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 546 с.
История Византии: в 3-х тт. / АН СССР, Ин-т истории. – М.: Наука, 1967. – 507 с. –Т.2. – С 236-294
Литаврин Г.Г. Болгария и Византия в XI – XII вв. / Г.Г. Литаврин; АН СССР, Ин-т истории. – М.: Изд-во АН СССР, 1960. – 472 с.
Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X–XI вв. / Г.Г. Литаврин. – М.: Наука, 1977. – 436 с.
Литаврин Г.Г. Культура Византии, вторая половина VII–XII вв. / Г.Г. Литаврин, С.С. Аверинцев, М.В. Бибиков и др. – М.: Наука, 1989. – 678 с.
Методические указания
Советы и рассказы это условное, предложенное издателями название записок византийского автора XI века, составленных в традиционном для византийской литературы жанре поучений. При анализе такого источника имеет смысл постоянно задаваться вопросом, в какой ситуации возможен высказанный автором совет и какие события могли породить то или иное мнение автора. Это позволит вам узнать о политической и нравственной атмосфере при императорском дворе, о способах управления, чиновничьем аппарате и его деятельности, о положении в армии, в провинции и о характерных чертах народных движений в Византии XI века и о способах их усмирения. При этом надо все время помнить, что Кекавмен не был сторонним наблюдателем современной ему византийской действительности, - политические, культурные, социальные особенности, так же, как и события и обстоятельства его жизни формировали его характер и мировоззрение, оказывали влияние на интерпретацию и оценку упоминаемых им событий и фактов. Многие идеи Кекавмена обусловлены его общественным и имущественным статусом. Поэтому надо обратить внимание на содержащиеся в источнике прямые и косвенные данные о родственниках автора, его хозяйстве, роде занятий. Это поможет вам определить социальное и материальное положение Кекавмена, понять его позицию в политических событиях XI века.
Рассматривая структуру и деятельность государственного аппарата, необходимо выяснить, на чем строилось материальное благополучие столичных и провинциальных чиновников, достаточно ли устойчивым было их социальное и имущественное положение, как происходило получение должностей и продвижение по службе.
Внимательный анализ текста даст вам возможность проследить судьбу фемного войска в XI веке, выяснить степень его боеспособности на суше и на море и понять многие причины внешнеполитических неудач империи.
При изучении положения дел в провинции надо подробно рассмотреть те параграфы источника, где упоминается о населении городов, об иноплеменных народах, живших на территории империи, о тех, кто работал земле. Особое внимание следует обратить на большую роль состоятельных частных лиц в жизни византийской провинции, на систему раскладки налогов и их сборов в казну. Это не только позволит сформулировать особенности социально-экономической структуры Византии, но даст возможность выяснить причины восстания 1066 года в Фессалии. Анализируя данные об этом выступлении, надо помнить, что сведения, сообщенные автором, связаны с историей его семьи и точное изложение событий, сделанное, как предполагают, по материалам семейного архива, не исключает попыток автора скрыть истинную роль в восстании одного из своих родственников.
Работа с текстом, написанным в жанре поучения, откроет перед вами возможность исследовать существенные черты мировоззрения византийца XI века, в частности выяснить его взгляды на императорскую власть, общественные обязанности, на институт церкви и христианское вероучение, образование, а также понять те принципы взаимоотношений между людьми, которые постулирует автор. Для верификации некоторых своих выводов студент может обратиться к другому источнику, позволяющему представить себе своеобразие византийского мировосприятия - «Хронографии» Пселла Михаила.
Советы и рассказы Кекавмена
По косвенным данным можно предположить, что автор текста «Советов и рассказов», жил в период между правлениями императоров Василия II (976-1025гг.) и Алексея I Комнина (1081-1118гг.).
I. Советы по службе[1]
§ 3. О поведении приближенного к императору должностного лица
Если, ты служишь василевсу, всячески остерегайся клеветы против тебя, каждый день вызывай перед глаза свои картину падения твоего, так как не знаешь, какие козни плетут за твоей спиной. ...не возмечтай ради подарка или из расположения изготовлять императорский сигиллий пли питтакий[2] вопреки приказу и позволению. Иначе потеряешь не только честь, по и имущество. Остерегайся, когда говоришь со своими товарищами или с кем-нибудь другим. А если речь зайдет о василевсе и деспине[3], то вообще ничего не отвечай и удались. Многих я знал, ввергавших себя в такую опасность... Не жадничай в стремлении брать, напротив — будь со всеми одинаков и не делай никого врагом ради даров, иначе погибнешь. Ведь достаточно тебе и того, что дают добровольно. Избегай пиров. На них бывает безмерная болтовня и пустословие. ...имей соглядатаев везде и всюду. (...)
§ 5. Об исполнении должности судьи провинции
Если ты фемный судья[4], не зарься на дары и не протягивай к ним рук. ...если случилось убийство, пусть один не пострадает за другого, а [поплатится] лишь тот, кто на это осмелился. Многих ведь я видел невинно понесших наказание, а виновных — оправданными благодаря денежной взятке. <...>
II. Стратегикон[5]
§ 9. О значении разведки в военном деле
Если ты стратиг[6] и тебе вверено войско... Ты не сможешь как-либо иначе изучить противника, если у тебя мало разведчиков. Знай точно положение его дел — тогда воюй, если сможешь тягаться с ним. Однако воюй осмотрительно, иначе погубишь свое войско. Старайся маневрами, хитростями и засадами ослабить своего врага и лишь в крайнем случае, если это неизбежно, вступай в сражение.
§ 15. О коварстве врага и о мудрости и самообладании полководца
...если неприятель пошлет тебе дары и приношения, коли хочешь, возьми их, но знай, что он делает это не из любви к тебе, а желая за это купить твою кровь... Не презирай противников за то, что они иноплеменники, ибо они разумны, как и ты; им также присущи природная мудрость и хитрость. Услышав же или увидев что-нибудь неожиданное, не трусь. Напротив, стой смело, ободряя своих подчиненных... Думай не только о своем спасении, а, прежде всего — о спасении твоего войска, а затем — о своем... Изобретай... Что нужно, причем не только то, что ты узнал от древних и слышал, но придумывай и другое, и новое, что способна изобрести человеческая природа.
§ 16. Об отношениях полководца со своими воинами
У древних авторов сказано, что стратиг должен внушать страх, а другие говорили, что он должен также быть любим своим войском. Я же не принимал этого, так как не пришел к выводу — как или каким образом. (?) ...пусть будет неизменно справедлив и далек от всякого подарка и взятки, разбирая и судя по совести... Если ты можешь облагодетельствовать кого-либо и облагодетельствованный принесет тебе после этого дары без вымогательства с твоей стороны и попреков, но добровольно и с великой благодарностью, возьми их, так как, отказавшись от них, ты огорчишь дарителя. Если даров много, возьми не все, а половину их. ...для того же, чтобы сделать человеку добро, ничего не бери [от него], не поддавайся на уговоры взять и вообще не допускай такого случая. <...>
§ 18. О стратиге, не нуждающемся и нуждающемся в советчиках
...не страшись смерти, желая принять ее за отечество и василевса, а страшись скорее позорной и постыдной жизни. Но не подвергай себя бесполезной и неразумной опасности, так как это достойно порицания. Поскольку те знаменитые мужи, которые писали о военных сооружениях, создавали тараны, осадные и прочие многочисленные орудия для взятия городов, то и я тебе советую строить какие-нибудь из подобных машин, а если можешь, то и новое что-нибудь придумывать, так как это более достойно похвалы. <...>
§ 20. Стратиг обязан всюду искоренять несправедливость
Похвально, чтобы в любой области, в какой бы ты ни находился, обнаружив несправедливость, происходящую либо от казны, либо от практоров[7], ты искоренял бы ее, в особенности — на границах.
§21. 0 том, чтобы не лениться на досуге
Когда ты свободен и не занят службой стратига, читай книги, а также исторические труды и церковные сочинения... Если ты все это возлюбишь и исполнишь, будешь счастлив. Ведь я изложил тебе то, чего нет в другом стратегиконе или в другой книге, так как я сочинил это на основе собственных размышлений и подлинного опыта. <....>
III. Домострой
§ 35. О том, чтобы заботливо вести собственное хозяйство
Если ты ведешь частную жизнь в своем доме и ничего не исполняешь, неси обязанности по дому твоему, благодаря которым он содержится в достатке, и не будь беззаботен в этом. Ведь нет у тебя другого дохода для жизни, кроме как от возделывания земли. Сделай себе автургии[8], как то: мельницы, эргастирии[9], сады и все, что приносит тебе доход ежегодно и от аренды и (непосредственно) — в виде плодов. Насади всевозможные деревья и кустарники, от которых будет тебе доход без ежегодных затрат труда. ...и скот пусть будет у тебя: быки для пахоты, свиньи, овцы и прочие животные, которые плодятся каждый год, растут и умножаются.<...>
§ 37. О том, чтобы не брать на откуп налоги в целях наживы
Не вздумай взять на себя откуп налогов. Вообще не берись за службу фиска, иначе лишишься куска хлеба... Расскажу тебе историю, которую мой отец как очевидец поведал мне. Был у него племянник, протоспафарий[10] и стратиг Иоанн Майос, разумный и деятельный, имевший в изобилии и самые разные номисмы[11], и всякое добро. Однажды пришло ему на ум взять в качестве службы [фиска] эпискепсис[12] арависса[13]. Когда же майос советовался с отцом, тот отговаривал его от этого. Но Майос показал ему на дома жителей столицы и сказал: «все эти дома построены благодаря службам фиска». После того как отец уехал в провинцию, тот, взяв эпискепсис, отбыл. Через несколько лет, приехав в столицу и отправившись повидаться с майосом, он не нашел того в его доме. ...и отец увидел Майоса сидящим в качестве заключенного в темной камере, как говорили — в колодках. ...так он и не нашел спасения, а остался должником и после своей смерти. ...если же будешь вести дела справедливо, можешь запутаться. Впрочем, что я говорю — «справедливо»? Справедлив ли подлый сборщик податей?! ...ведь кто не бежит от сборщика податей? ...явится человек василевса и потребует у тебя животное в счет ангарии[14]. Ты же одного как друга освободишь, другого — как родственника, третьего — как лицо могущественное и пошлешь своего человека взять или номисмы или оболы[15], а человеку василевса скажешь: «не нашел». И тот, схватив тебя, может быть, отстегает и опозорит тебя в твоем округе.
§ 38. Об отношениях частного знатного лица с правителем области
Если есть в местности верховный глава, являйся кнему, но не часто. Приходи к нему изредка, говори, подумав, что надо, а если не спрашивает, молчи. Из съедобного же и из напитков, что дал тебе господь, посылай и ему и его людям по своим возможностям. Если он станет поступать несправедливо и люди общины[16] придут к тебе, говоря: «ты — наш повелитель, почему не заткнешь ему рот? Мы все пойдем с тобой, и ты поговори с ним в открытую. Не бойся: мы ведь будем с тобою!», — ты не соглашайся с ними ни в коем случае. ...если будет наложена какая-нибудь эпирия[17] василевса и все огорченные придут к тебе, чтобы ты установил долю каждого, ты не устанавливай, а скажи им следующее: «устанавливайте вы, как умеете, в моем присутствии». И пусть устанавливают другие. Тогда ты можешь и друга своего избавить от взыскания, и человека твоего, и облегчить бремя для просившего тебя [об этом]. И никто ничего не скажет. <...>
§ 44. О необходимости совмещать исполнение должности в провинции с заботой о своем доме
Не отказывайся исполнять должность и осуществлять власть в феме. Знай, что чин — благословение божие. Не смей поступать дурно при отправлении должности. Распоряжайся, но заботься также о своем доме и его процветании, так как, когда кончишь исполнять должность, дом твой примет тебя и в нем ты найдешь отдохновение. <...>
§ 46. О пользе чтения и учения
Читай много — и узнаешь много. Если не понимаешь, не отчаивайся. Не один раз, прочтя книгу, обретешь знание от бога и поймешь ее. А чего не знаешь, спроси у знающих и не гордись. ...исследуй священное писание, как господь повелел, но не слишком любопытствуй при этом. <…>
§ 48. О некоторых нормах поведения и управления домом
Двери твоего дома пусть будут обращены на восток, чтобы через них входил свежий воздух. Твои верховые животные пусть будут упитанными, так как не знаешь, что может случиться. Ленивого раба, не имей. Почаще беседуй с монахами; хотя они и невежественны, не осуждай их. Ведь божественные апостолы хотя и были невежественны в слове, но мир просветили. Прислуживающих тебе свободных, если можешь, облагодетельствуй, и если, облагодетельствованные тобою, они пожелают уйти от тебя, не насильничай над ними, так как это несправедливо. Вина старайся производить побольше, пей же его поменьше...
§ 49. О том, чтобы соблюдать меру в дружбе
Не поручайся никогда ни за кого, так как многие, поручившись, попали в беду. Даже, если это твой близкий друг, не поручайся за него. ...если хочешь знать, то многие погибли из-за любви к друзьям, погубили не только деньги и тело, но и самые души. <...>
§ 53. О принятии духовного сана
...если ты вступаешь в духовное сословие, чтобы стать митрополитом[18] или епископом[19], не бери на себя этого, доколе после поста и бдений не придет к тебе видение свыше... Пусть твое попечение обратится на то, чтобы напитать сирот и вдов, на больницы, на выкуп пленных, на то, чтобы утверждать мир и предстательствовать за слабых, а не на то, чтобы прибавлять дом к дому, присоединять поле к полю и отнимать имущество ближнего, выдвигая предлог: «не для детей моих я увеличиваю это, но для бога и моей церкви». Я видел некоторых архиереев[20], рассуждающих подобным образом, и удивлялся козням дьявола. <...>
§ 60. О том, чтобы не покупать должность
Не покупай должность посредством даров, так как купивший ее не в состоянии исполнять ее праведно и по справедливости. Да и как он будет поступать справедливо? Ведь, если он купит должность, он будет стараться всячески возместить те затраты, которые он сделал, а затем устремится и к прибыли. Поэтому он окажется для всех ненавистным и невыносимым. Я советую не делать этого не только стратигам и судьям, но и тем, кто ведет дома частную жизнь. <...>
§ 64. О благоразумии в отношениях с людьми и об осторожности в разговоре
Не будь суров в своем доме, но его обитатели пусть боятся тебя, так как, опасаясь тебя, они будут благоразумны. Но и ты бойся стоящих над тобою, ибо полезен страх. Избегай дружбы, приносящей тебе вред, и не стыдись поступать так, даже если кто-нибудь будет бранить тебя. Считай повинностью обед в гостях, так как ешь и пьешь поневоле. Ведь я считал это хуже повинности, хотя и ходил иногда на обед к чужим людям.
§ 65. О том, что лучше не иметь друзей, чем в них разочароваться
Я никогда не стремился к тому, чтобы иметь приятеля. И сожителем кого-либо, равного мне, не был — разве что по необходимости. <...>
IV. О правилах поведения в случае мятежа против василевса
§ 72. О том, чтобы во время мятежа хранить верность василевсу
Если кто-нибудь затеет мятеж и провозгласит себя василевсом, не вступай с ним в сговор, а держись от него в стороне. <...>
§ 74. О восстании в Фессалии
(на основе мемуаров Никулицы Дельфина)[21]
...расскажу тебе о том, что перенес лариссянин[22] Никулица при блаженном василевсе Дуке[23]. Василеве был к нему благосклонен и доверял его словам. Но однажды он сказал василевсу: «благой государь мой, в Элладе должен вспыхнуть мятеж, и, если ты велишь, я расскажу тебе, как он может случиться». Но тот приказал ему промолчать. Никулица решил, что он повелел ему молчать из-за присутствовавших тогда людей, и на сей раз оставил разговор об этом. ...проторчав ради этого дела в столице до тридцати дней и не получив ответа, он [Никулица] уехал в раздражении. Тогда же появилась хвостатая звезда, о которой понимающие в этом толк люди говорили, что это метеор вида «бревно»[24]. Ее называли приносящей несчастье... Затем, вернувшись в свой дом в Ларисе и точнее разузнав о заговоре, он все о нем написал василевсу, но тот — не знаю почему — не ответил ему. ...мечтая о том, чтобы схватить предводителей коварного замысла, он, однако, рассуждал так: если он схватит их и тотчас не ослепит[25] и не обезглавит, то сотоварищи (а они вступили в сговор с влахами[26] и триккалитами[27]) могут по необходимости восстать против него, может быть, одолеют его и уничтожат; если же он решится бороться с ними и меж ними случится битва, то некоторые будут убиты, либо он, схватив, ослепит кое-кого из них. И все равно василевс скажет ему: «моя страна, а не твоя! Ты напомнил мне о деле не раз и два, и, если бы я хотел, я бы тебя послушал. Как же ты осмелился, не имея моего приказа, ослеплять и убивать людей? Ты сделал это, завидуя их счастью!». Блаженный василевс вообще был охоч до этого. ...Никулица оставался в своем доме, как будто ни о чем не ведая, хотя у него было много лазутчиков, через которых он узнавал об их [мятежников] замыслах. А они были таковы. ...«если мы пожелаем сделать что-нибудь без него [Никулицы], мы не сможем довести наш план до конца, ...да и пострадать от него можем, ибо он имеет людей и собственное войско и крепость и область повинуются ему во всем, что бы он ни сказал. Давайте, напротив, откроем ему наш замысел». Так они и сделали. ...Никулица притворился, что ничего не знает, и сказал им: «конечно, что вы сделаете, то и я». ...они [заговорщики] снова пришли к нему все вместе: и влахи, и болгары, возбужденные лариссянами... Они схватили его и сказали: «отныне ты наш глава и повелитель, тебя мы выбираем для предстоящего восстания, чтобы ты приказывал нам, что мы должны делать». Но Никулица, желая мира, не раз и не два отговаривал их. Тогда пришли к нему некоторые из его друзей и, заклиная именем божиим, говорили: «если ты не присоединишься к их заговору, то погибнешь от их рук». Поэтому против воли он оказался их главой и, желая уловить [других], был уловлен сам... Он собрал живущих в тех местах поблизости влахов и болгар, и к нему стеклось большое войско. Отправил он и в Китр[28] одни отряд, приказав разрушить эту крепость, что и было сделано. Василевсу же он написал: «я всячески внушал тебе лично, что должен вспыхнуть мятеж. Затем, вернувшись к себе домой, я опять писал тебе о том же. Ныне я снова доношу твоей милости — поверь хотя бы теперь, что они подняли мятеж и сделали меня своим главой. Поэтому благодари бога, что я руковожу войском и могу расстроить этот мятеж, если ты послушаешь меня и отменишь те налоговые надбавки и ревизии[29], которые ты сделал для них». (а василевс сделал налоговые надбавки, исчисляемые многими номисмами.) Василевс направил ему страшнейшие клятвы: «я отменю все, что надбавил со дня, когда начал царствовать, вплоть до нынешнего. Ни одни человек с твоей стороны не будет изгнан или заключен, не будет подвергнут взысканию за ущерб, нанесенный фиску или частным лицам...». Однако, прежде чем Никулица получил эту клятву, он двинулся против крепости Сервии[30] ...и после двухдневной осады на третий день овладел [крепостью]. ...после этого-то и прибыли клятва и образ блаженного василевса. Никулица имел [теперь] клятвы, обещания чинов и многое другое. (однако служащие василевса говорят по собственной воле, они не искренни — ложь и несправедливость на языке их и хитрость притаилась на их устах...)
...созвав войско, он [Никулица] вынес перед всеми иконы и показал им, прочел им также клятву и убеждал их замириться и разойтись всем по домам. Но они не хотели... Поднялся громкий крик, какой способно поднять нестройное войско... Поэтому Никулица приказал схватить среди влахов их избранника архонта Славоту Кармалака, а из лариссян — Феодора Скривону петаста. Все прочие, видя их уводимых на смерть, испугались и, бросившись к его ногам, единодушно просили пощадить их ...Никулица отправился к блаженному василевсу в столицу, который хорошо его принял, и в течение четырех месяцев он пробыл там в безопасности... После этого, однако, василевс послал его к блаженному патриарху Константинополя Иоанну Ксифилину[31], чтобы, если патриарх признает клятву скверной и отменит соглашение, скрепленное ею, расправиться и с Никулицей и с теми, кто был с ним. Но так как святейший патриарх, напротив, подтвердил клятву, простив Никулицу вместе со всеми находившимися с ним и сняв с него вину, василевс был явно разозлен и сослал Никулицу... Когда же василевс умер, то вместо него воцарился Роман Диоген[32] — человек, почитавший дружбу ...блаженный Диоген являлся издавна другом Никулицы. ...однако василевс не дал ему никаких иных благ, кроме того, что возвел, его сына Григория, бывшего спафарокандидатом[33], в ранг протоспафария,а брату Григория, Панкратию, увеличил ругу[34].
Итак, Никулица пребывал в покое в своем доме четыре года, воздавая хвалу господу и василевсу, хоть и было много клевещущих на него, василевс никому не верил. Затем, когда блаженный василевс был взят в плен персами[35], Никулица снова прибыл в царственный град ... И василевс[36] принял его... Сделал его начальником и анаграфевсом[37] кондаратов[38] и моряков... Заклинаю вас, дети мои желанные, которых дал мне господь, оставайтесь на стороне василевса и на службе у него, так как сидящий в Константинополе василевс всегда побеждает. <...>
V. Советы василевсу
§ 79. О том, чтобы награждать и возвышать людей достойных
...если ты почтишь титулом протоспафария, мима, либо [другого] недостойного человека, [как и] своего стратиота[39], готового пролить за тебя свою кровь... То эти достоинства станут пустым звуком. Ведь немало я видел подобного: и судей, достойных осмеяния, но преуспевающих, и других, весьма разумных и хороших, но находящихся в пренебрежении у василевсов, как и добрых стратиотов, забытых василевсами, а обманщиков — в удовольствии. И сокрушалось сердце мое, не вынося несправедливости.
§ 80. О том, как опасно обижать стратиотов
Получше заботься о своих стратиотах. Не урезай им ругу... Наделяй их титулами, но не всех, а отличившихся.
§ 81. О том, как следует награждать иноплеменных наемников
Иноплеменников, которые не из царского рода своей страны, не возвышай присвоением больших титулов и не доверяй им высоких должностей. Ведь, поступая таким образом, ты неизбежно унизишь и себя самого, и своих архонтов ромеев. В самом деле, если ты почтишь явившегося [к тебе] иноплеменника из простонародья должностью примикирия[40] или стратига, то какой достойный военный пост ты можешь дать ромею? ...покорив болгарию, василевс [Василий II] вернулся. Впрочем, сражался и я тогда за василевса по силам своим. Когда мы прибыли в Мосинополь[41], василевс, награждая Аральта[42] за то, что он участвовал в войне, почтил его титулом спафарокандидата. ...и Аральт не роптал...
§ 82. О том, чтобы не пополнять казны посредством несправедливости
...стратиоты пусть не получают сниженной руги, как и синклитики[43] и [другие] горожане. Тогда каждый делом своим, как было искони установлено, будет служить тебе без ропота. Земли, подвластные тебе, пусть не знают ежедневных налоговых надбавок и ревизий, непривычных и невиданных измышлений, и они не отложатся от тебя. Напротив, всей душой они будут служить тебе, если будут вносить в казну ежегодно посильные налоги. Не отягчай подвластные тебе страны иноплеменников..., а что за зрелище мы видим сейчас? Обложение свыше налоговой записи — не только при взыскании необходимого, но и при бесполезных сборах[44].
§ 83. О том, чтобы приближенные василевса и его родственники не обижали подданных
...я считаю, что все люди: и василевсы, и архонты, и хлеб себе добывающие — дети одного человека — Адама. Видывал я весьма чванливых людей, которые погрязли в воровстве, прорицаниях и магии. Таких я объявляю худородными. Ведь человек, как существо разумное, если хочет, милостью божией сам становится богом. Таким был и блаженный василевс Михаил[45], украшенный, как сказано, великими добродетелями. Но у него было много близких бедных родственников, во главе которых стоял орфанотроф[46]. Он был братом василевса и управлял дворцом. Захотел орфанотроф обогатить своих родственников и предоставил им возможность грабить чужое имущество, а василевс ничего не знал об этом. Даже посланные ради какой-либо службы мандаторы[47] и царские люди, гдебы они ни встретили всадника... Стащив его с коня или с мула, забирали это и удалялись. И вот частью из-за этих людей, а особенно из-за беззаконий его [василевса] родственников, оказался ненавистным [людям] этот удивительный и светлый человек. <...>
§ 87. 0 том, чтобы заботиться о войске, а особенно — об укреплении флота
Не позволяй распускать и разорять свое войско. Иначе обеднишь себя и себя же оплачешь, так как войско — слава василевса и сила дворца. ...всячески стремись к тому, чтобы процветал флот — слава Романии. Старайся, чтобы и флотские архонты[48] были у тебя непричастны ко всяким дарам и взяткам. Ведь если архонты флота будут жадюгами и взяточниками, послушай, что они сделают: во-первых, они разрешат, чтобы [владельцы] стратий пользовались экскуссией[49], беря с них номисмы не в том размере, в каком они хотели вносить в качестве эпирии для флота, но в двойном количестве—и хеландия[50] оказывается с недостатком. ...они позволят стратиотам не иметь оружия, и поэтому при столкновении с врагами те обратятся в бегство. Да что я говорю: «при столкновении»? Они бегут, даже не успев увидеть врага… [ныне] длинные суда, отправляясь к островам под предлогом пресловутой (?) Сторожевой службы, не делают ничего, кроме как собирают с Киклад[51] и с обоих материков пшеницу, ячмень, овощи, сыр, вино, мясо, оливковое масло, большие суммы номисм и прочее, если оно есть на островах. ...обычно архонты флота, оставаясь долгие годы во флоте, приучаются к лени, покою и неге, отчего возникает полная неспособность (к делу).
§ 88. О том, чтобы василевс почаще сам объезжал подвластные ему земли
Я знаю, державнейший, что человеческая природа привержена к покою. Но ты преодолен бесполезное, скорее даже вредное, правило, когда василевс не посещает подвластные ему страны... . А остается в Константинополе, как в некоем узилище. ...посещай подвластные тебе страны и фемы, узнавай о несправедливостях, которые терпят бедные, о том, что сделали практоры, посланные тобою. <...>
VI. Советы топарху[52]
Если ты имеешь в своей стране крепости или деревни, если ты в них топарх и повелитель, то не позволяй себе мечтать о богатстве, или о чинах, или о великих обещаниях василевсов, не отдавай своей страны василевсу, не бери взамен ее деньги и владения, хотя бы мог получить вчетверо больше. Напротив, держись за свою страну, хотя б она была мала и незначительна, так как лучше для тебя, если ты как сам себе господин являешься другом [василевса], а не как раб и подвластный человек.[53]
Советы и рассказы Кекавмена / пер. Г. Г. Литаврина. —М.: Наука, 1972. —746 с. — С. 119—299.