Тема 5: Правовой статус судей и органы судейского сообщества

Вопросы:

1. Единство статуса судей и основные правила формирования су­дейского корпуса.

2. Гарантии независимости судей.

3. Судейское сообщество и его органы. Квалификационные колле­гии судей.

Методические указания:

При ответе на первый вопрос надо дать определение судей­ского корпуса, назвать совокупность прав и обязанностей, носителями которых являются судьи в силу своего должностного положения. Да­лее остановиться на требованиях, предъявляемых к кандидату в су­дьи, порядке отбора кандидатов в судьи, наделения их полномочиями судьи и сроках полномочий. Нужно рассмотреть также такие вопросы, как присяга судьи и символы судебной власти.

По второму вопросу необходимо пояснить, что означает не­зависимость судей и подчинение их только закону и назвать ее гаран­тии (предусмотренная законом процедура осуществления судопроиз­водства; правила приостановления или прекращения полномочий су­дьи, неприкосновенность судьи и др.), а так же разъяснить как они обеспечивают независимость судей. Отдельно следует осветить правовую регламентацию привлечения судей к дисциплинарной и ад­министративной ответственности, порядка их задержания и привода в связи с производством дел об административных правонарушениях, а также вопрос о привлечении судьи к уголовной ответственности, за­держании по подозрению в совершении преступления и заключении под стражу.

При ответе на третий вопрос необходимо дать определение судейского сообщества, назвать его органы и указать, какие задачи они решают, а так же каково значение их для каждого члена судейского сообщества и судебной системы в целом. Далее следует перечислить вопросы, отнесенные к ве­дению квалификационных коллегий судей; назвать виды этих колле­гий, порядок формирования, срок полномочий.

Задача 1

Во исполнения постановления следователя об освидетельствовании подозреваемого Шмелева Сергея Степановича, данному подозреваемому было объявлено данное постановление и разъяснена его обязанность подчиниться данному постановлению, для чего его попросили раздеться по пояс, что бы следователь имел возможность осмотреть его спину, в присутствии двух понятых мужского пола и его адвоката. Подозреваемый отказался, указав, что добровольно он это делать он не будет, а применить насилие в отношении его в ходе производства следственного действия следователю нельзя. Убедившись в отказе выполнять вынесенное им постановление, следователь пригласил еще работников милиции, которые преодолев отчаянное физическое сопротивление подозреваемого, сняли с него верхнюю одежду и обнажили его спину и позволили тем самым провести намеченное следственное действие.

Дайте обоснованный ответ на вопрос: имели ли право следователь и работники полиции поступить так, как это указано в задаче

Имеет ли право подозреваемый Шмелев С.С., пожаловаться на действия следователя и работников полиции, если да то какой нормативно-правовой акт это регламентирует.

Задача 2

При открытии судебного заседания по делу Л.. и др., обви­няемых в разбойном нападении, защитник подсудимого Л.. зая­вил, что его подзащитный по национальности литовец, плохо владеет русским языком, однако предварительное следствие велось без уча­стия переводчика, в силу чего он просит учесть данное обстоятельство при рассмотрении материалов уголовного дела. Вызванный в суд следователь, в производстве которого находилось данное уголовное дело пояснил, что сам он долгое время жил в Латвии и латышский язык знает хорошо, поэтому в ходе следствия он все переводил подозреваемому Л.. на понятный для него латышский язык с русского. При этом присутствовал адвокат Л.., который так же знал латышский язык в месте с которым подозреваемый делал необходимые выписки как в ходе следственных действий, так и при ознакомлении с уголовным делом на родном для него языке. Переводчик подозреваемому Л.. не был предоставлен в силу того, что это было очень дорого и у подозреваемого не было на это средств. Прокурор возражал против ходатайства защитника, указывая на то, что на пред­варительном следствии Л.. не просил обеспечить его помощью пе­реводчика: в настоящее же время для участия в судебном заседании переводчик вызван.

Какой принцип правосудия лежит в основе решения этого во­проса?

Как в российском и международном праве регламентируется участие переводчика в суде, на следствии? А так же на кого возлагается оплата за его работу?

Как должен поступить суд относительно материалов уголовного дела согласно ходатайству защитника?

Тема 6: Адвокатура

Вопросы:

1. Юридическая помощь: содержание и значение.

2. Адвокатура. Организационные формы оказания юридиче­ской помощи.

3. Нотариат: функции, организация и руководство его деятельно­стью.

Методические указания:

По первому вопросу необходимо указать, что обеспечение квалифицированной юридической помощью физических и юридиче­ских лиц в настоящее время относится к числу важных конституцион­ных положений. В этой связи отметьте значение юридической помощи и круг действий, входящих в ее содержание.

При ответе на второй вопрос надо рассказать о формах оказания юридической помощи. Следует дать понятие и определить задачи адвокатуры. Обратите внимание, что адвокатура не относится к государственным органам, в отличие от других право­охранительных органов. Это - общественная самоуправляющаяся организация по оказанию юридической помощи юридическим лицам и гражданам. Далее необходимо раскрыть организацию адвокатуры; показать, что является высшим орга­ном коллегии адвокатов; каковы полномочия органов самоуправления адвокатов (собрании (конференция), президиум, совет адвокатской палаты, ревизионной ко­миссии, и пр.). Каков порядок приобретения статуса адвоката; особенности оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами; правила при­влечения адвокатов к дисциплинарной ответственности и прекращения их статуса.

Раскройте основные виды юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам и организациям, в чем выражается каждый вид помощи. Какими правами наделен адвокат при осуществлении право­вой помощи, каковы его обязанности.

По третьему вопросуследует объяснить, что такое нотариат, каково его значение среди других правоохранительных органов, в чем специфика решения нотариусами отнесенных к их компетенции во­просов в отличие от деятельности суда, рассматривающего граждан­ские дела.

Обратите внимание, что в состав нотариата входят: государст­венные нотариальные конторы и должностные лица, наделенные пра­вом выполнять нотариальные действия; нотариусы, занимающиеся частной практикой. Необходимо в работе осветить организационные начала, принципы деятельности, требования, предъявляемые к ли­цам, претендующим на занятие нотариальной деятельностью, их пол­номочия. Надо также подробно остановиться на различиях (в частно­сти, чем различаются полномочия государственных нотариальных контор, должностных лиц исполнительных органов, уполномоченных выполнять нотариальные действия, от полномочий лиц, занимающих­ся частной нотариальной практикой). Необходимо также очертить круг должностных лиц, имеющих право, кроме нотариусов, совершать но­тариальные действия.

Задача 1

Мировой суд, рассмотрев гражданское дело по иску гражданина Стахановой к Индивидуальному предпринимателю Семенову об экономическом споре и вынес решение, о частичном удовлетворении исковых требований Стахановой. Одновременно суд указал, что в случае не согласия с данным решением они могут обжаловать данное решение. Стаханова написала жалобу на решение данного суда в арбитражный суд субъекта РФ. Семенов, который счел, что решением суда были существенны ущемлены его конституционные права и свободы написал жалобу в Конституционный суд РФ.

Ссылаясь на закон, оцените действия граждан.

Укажите порядок обжалования решений мирового суда для указанных участников процесса.

В каких случаях и кто имеет право обращаться в указанные в задаче суды?

Задача 2

Раскройте содержание принципа независимости судей и под­чинения их только закону. Конституцией РФ и другими законами этот принцип обеспечен соответствующими гарантиями его осуществле­ния. Назовите их.

Тема 7: Прокуратура

Вопросы:

1. Прокурорский надзор и направления прокурорской деятельно­сти. Отрасли прокурорского надзора. Формы реагирования прокурора на нарушения законодательсва.

2. Система органов прокуратуры, принципы ее организации и дея­тельности.

3. Кадры органов прокуратуры.

Методические указания:

По первомувопросу необходимо, во-первых, дать понятие прокурорского надзора как вида правоохранительной деятельности, во-вторых, определить направления деятельности прокуратуры, в-третьих, показать соотношение отраслей прокурорского надзора с другими направлениями прокурорской деятельности, указав также, ка­кие цели она преследует. Следует иметь в виду, что прокурорский надзор и другие направления деятельности прокуратуры — явления сходные, но не идентичные. Подробнее необходимо остановиться на сущности отраслей прокурорского надзора и их специфике.

При ответе на второй вопросследует раскрыть систему орга­нов прокуратуры, показать принципы организации и деятельности прокуратуры. Рассказать о Генеральной прокуратуре РФ, прокурату­рах субъектов РФ, прокуратурах городов, районов, округов. Отдельно охарактеризуйте особенности организации и деятельности военной прокуратуры и специализированных прокуратур.

Ответ на третий вопрос должен содержать изложение требо­ваний, предъявляемым к работникам прокуратуры и кандидатам на должность прокуроров. Далее раскройте права и обязанности прокурора как основного должностного лица прокуратуры. Наконец, пере­числите классные чины работников прокуратуры, материальные и со­циальные гарантии, предоставляемые работникам прокуратуры.

Задача 1

На заседании Квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта РФ обсуждались жалобы в отношении адвокатов Шевченко и Смусенко. Работа Шевченко, как следовало из жалобы что нашло свое подверждение в ходе неоднократных проверках, характеризовалась низким уровнем квалификации. Смусенко неоднократно не являлся на судебные заседания и следсвенные действия несмотня на то, что о дне и часе их проведения он был уведомлен в установленном законодательсве продке, а так же, несмотря на то, что ранее подвергался мерам дисциплинарного взыскания за подобное поведение квалификационной комиссией.

Есть ли основания для исключения Шевченко и Смусенко из адвокатуры?

В чью компетенцию входит решение подобных вопросов?

В каком порядке и кем, может быть обжаловано принятое решение?

Задача 2

Обосновав свой ответ ссылками на статьи закона, укажите в приведенном перечне вопросы, решение которых относится к компе­тенции областного (краевого) суда:

- рассмотрение дел в кассационном порядке;

- рассмотрение дел по первой инстанции;

- толкование законов;

- анализ судебной практики;

- право законодательной инициативы;

- рассмотрение дел в порядке надзора;

- подбор кандидатур на должности районных судей;

- надзор за судебной деятельностью районных судов;

- организация проведения выборов районных судей.

Тема 8: Органы предварительного расследования

Вопросы:

1. Выявление, раскрытие и расследование преступлений: понятие и значение.

2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: их права и обязанности.

3. Органы дознания: их права и обязанности.

4. Органы расследующие уголовные дела в форме предварительного следствия и дознания: их права и обязанности.

Методические указания:

При ответе на первый вопрос необходимо дать понятие и охарактеризовать выявление, раскрытие и расследование преступле­ний как виды правоохранительной деятельности, провести различия между ними. В составе этой одной из важнейших функций государства следует различать три направления деятельности: оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Отвечая на второй вопрос плана, требуется дать понятие
оперативно-розыскной деятельности, назвать ее правовые основы, круг субъектов, уполномоченных законом ее осуществлять, перечис­лить основные права и обязанности. Кроме того, покажите связь опе­ративно-розыскной деятельности с дознанием и предварительным следствием.

По третьему вопросу надо дать понятие дознания как одной из форм предварительного расследования, рассмотреть круг органов и должностных лиц, охватываемых понятием "органы дознания". Остановиться на одной из двух форм предварительного следствия: на форме дознания.

По четвертому вопросунеобходимо дать понятие предвари­тельного следствия как основной формы предварительного расследо­вания уголовных дел и отличие ее от формы дознания; раскрыть компетенцию и систему предвари­тельного следствия и дознания. Назовите основные полномочия следователя. Охарактеризуйте принципиальную структуру следственных органов. Выскажите свою позицию по данной проблеме. Ответ обоснуйте.

Задача 1

Некрасов, являясь потерпевшим от преступления, обратился к адвокату с просьбой защитить его интересы в суде, указав, что оплатить услуги адвоката он не может. Адвокат, к которому он обратился, разъяснил Некрасову, что его интересы в суде будут защищать прокурор и суд, так как адвокат защищает обвиняе­мых, а не лиц, пострадавших от преступлений.

Имел ли право потерпевший Некрасов на получение квалифицированной юридической помощи в ходе судебного заседания бесплатно?

Оцените правильность разъяснения адвоката.

Задача 2

Ученики 11 класса Бойко, Саблин и др., находясь в нетрезвом состоянии, в подвале дома № 6 по ул. Красной изнасиловали несо­вершеннолетнюю Осипову. По ходатайству администрации школы № 23 районный суд, с целью воспитательного значения, рассмотрел данное уголовное дело в актовом зале, в кото­рой учились подсудимые. На процессе кроме подсудимых с законными представителями и защитниками, потерпевшей с законным представителем, присутствовали учащиеся шко­лы, представители родительского комитета, учителя. На следующий день после про­возглашения обвинительного приговора в городской радиопередаче "Человек и закон" освещался ход судебного заседания, в ходе которого не только анализировались причи­ны и условия, способствовавшие совершению преступления, но и обсуждалась степень виновности каждого в совершенном преступлении осужденных Бойко, Саблин, и будут ли они исправлены в ходе отбывания наказания. А при в ходе в школу была вывешена стен.газета изготовленная силами учащихся школы и администрацией школы, в которой были размещены портреты осужденных Бойко, Саблина, с надписью, «эти преступники позорят нашу школу», кроме того там был размещен приговор оглашенный и заметка о ходе судебного процесса и отзывы учащихся в которых они называли осужденных Бойко, Саблина, «преступниками которые позорят честь их любимой школы».

Соблюдены ли были принципы судопроизводства в данном судебном процессе?

Оцените действия отдельных представителей общества (школы и города) проявившие свою гражданскую позицию в выражении своего отношения к содеянному и осужденным.

Какими принципами правосудия следует руководствоваться при решении данной задачи?

Решите тестовые задания:

Тестовые задания

Методические указания:

Тестовые задания предназначены для текущего контроля знаний студентов в процессе изучения дисциплины «Правоохранительные органы».

Решение тестовых заданий должно осуществляться студентами самостоятельно, в письменной форме, без использования литературы и нормативно-правовых актов. Студент должен отметить правильный ответ на вопрос, сформулированный в тестовом задании. В отдельных тестовых заданиях правильных ответов может быть более одного. При этом правильным ответом в таком тестовом задании считается точное указание всех верных ответов. Время, отведенное на решение тестовых заданий, не должно превышать 20 минут. После проверки тестовых заданий преподавателем, проводится работа над ошибками путем группового обсуждения отдельных тестовых заданий, вызвавших затруднения в процессе их решения.

Тесты:

  1. Укажите, к какому понятию относится следующее определение: «Властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, направленная на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в обществе»:

А) правоприменительная деятельность;

Б) правоустанавливающая деятельность;

В) правоохранительная деятельность;

Г) профилактическая деятельность.

2. Правоохранительная деятельность как вид государственной деятельности характеризуется следующими существенными признаками:

А) осуществляется лишь с помощью применения юридических мер воздействия;

Б) она должна строго соответствовать предписаниям закона;

В) она реализуется в установленном законом порядке с соблюдением определенных процедур;

Г) ее реализация возлагается прежде всего на предприятия, организации и учреждения различных организационно-правовых форм собственности.

3. Укажите, какие две части включает учебная дисциплина «Правоохранительные органы»:

А) введение в курс;

Б) общая часть;

В) специальная часть;

Г) особенная часть.

4. Укажите функции правоохранительных органов:

А) конституционный контроль;

Б) правосудие;

В) обеспечение занятости населения;

Г) контроль над рождаемостью;

Д) прокурорский надзор.

5. Укажите виды судопроизводства, предусмотренные Конституцией РФ:

А) конституционное;

Б) третейское;

В) гражданское;

Г) административное;

Д) уголовное.

6. Судебная власть является:

А) одним из проявлений власти;

Б) одним из проявлений государственной власти;

В) разновидностью общественной власти;

Г) выражением воли политических партий.

7. Укажите принципы правосудия:

А) законность;

Б) стабильность судопроизводства;

В) осуществление правосудия только судом;

Г) независимость судий и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону.

8. Укажите, к какому понятию относится следующее определение: «Суды, наделенные однородными полномочиями»:

А) звенья судебной системы;

Б) судебная инстанция;

В) элементы судебной системы;

Г) суды одного порядка.

9. Расставьте приведенные нормативные правовые акты о правоохранительных органах в последовательности, соответствующей их юридической силе:

А) Указы Президента РФ;

Б) Конституция РФ;

В) Постановления Правительства РФ;

Г) Федеральные законы;

Д) Федеральные конституционные законы.

Наши рекомендации