Тема 3: Суды общей юрисдикции. Основное звено федеральных судов общей юрисдикции.

Вопросы:

1.Суды общей юрисдикции: система и задачи.

2.Верховный Суд РФ: состав, структура, полномочия.

3.Суды среднего звена: состав, структура, полномочия.

4.Районный суд: состав, полномочия.

5. Мировые суды: полномочия.

6.Военные суды: состав, порядок формирования, подведомствен­ность.

Методические указания:

По первому вопросунеобходимо определить, какие суды от­носятся к общим судам, каковы их задачи и компетенция. Студенты должны знать, что на эти суды возлагается большинство функций су­дебной власти: осуществление правосудия по уголовным и граждан­ским делам (апелляционная инстанция), контроль за законностью действий и решений государст­венных и негосударственных организаций, должностных лиц и др.

При ответе на второй вопрос надлежит определить порядок формирования, состав и полномочия Верховного Суда РФ. Далее особое внимание следует обратить на структуру Верховного Суда РФ: какие судебные коллегии в нем созданы и каковы их полномочия; как формируется, каковы полномочия Пленума Верховного Суда РФ и какими полномочиями наделен Президиум Верховного Суда РФ. Оха­рактеризуйте основные права и обязанности Председателя Верховно­го Суда РФ, а также организацию работы в Верховном Суде РФ. От­дельно остановитесь на правовой природе разъяснений Пленума Верховного Суда РФ

Отвечая на третий вопросплана, обратите внимание, какие суды относятся к этому звену судебной системы, в качестве какой ин­станции они могут действовать. Определите порядок формирования, состав и полномочия судов среднего звена; структурные подразделе­ния суда, их компетенцию. Далее укажите полномочия председателя суда среднего звена, как организована работа в суде, каков состав ап­парата суда. Кроме того, надлежит рассказать о суде присяжных. В частности, о порядке отбора присяжных, их полномочиях, круге судов, где рассматриваются дела с участием присяжных. Определить, в чем заключается надзор за деятельностью нижестоящих судов.

При ответе на четвертый вопрос прежде всего следует учи­тывать, что основное звено системы судов общей юрисдикции в соот­ветствии с Законом о судебной системе 1996 года именуется район­ными судами. Далее укажите состав, порядок формирования и полно­мочия районного суда; определите, в каких случаях законом преду­смотрено коллегиальное и в каких единоличное рассмотрение дел. Кроме того, отметьте, каковы права и обязанности председателя рай­онного суда, как организована работа в районном суде, как обеспечи­вается исполнение судебных решений (для этого следует определить полномочия судебных приставов).

По пятому вопросу необходимо охарактеризовать полномочия мировых судей.

Хотя военные суды входят в систему судов общей юрисдикции и выполняют схожие с другими общими судами функции, они отлича­ются непосредственными задачами, принципами построения, стату­сом судьи, состоящего на военной службе и др. Это необходимо отразить в ответе на шестой вопрос.Далее следует определить подве­домственность гражданских и уголовных дел военным судам, указать систему этих судов, порядок формирования, а также основы органи­зации и подсудности военных судов различных звеньев.

Задача 1

Укажите, в каких случаях следователь проводит перечисленные процессуальные действия самостоятельно, а в каких требуется решение суда. Возможно ли их проведения без решения суда? Ответ обоснуйте ссылками на статьи Конституции РФ и уголовного процессуального законодательства.

-личный обыск;

-выемка почтово-телеграфной корреспонденции;

-прослушивание телефонных переговоров;

-задержание;

-обыск в помещении;

-приостановление уголовного дела;

-привод обвиняемого;

-освидетельствование;

-применение заключения под стражу в качестве меры пресечения;

-отстранение обвиняемого от должности;

-прекращение уголовного преследования и прекращение уголовного дела;

-направление дела в суд с обвинительным заключением.

Задача 2

Органами предварительного следствия Зайцев и 17-тилетний Васильев обвинялись в разбойном нападении. Данные лица были задержаны в лесном массиве заповедника, куда они скрылись после совершения преступления. В связи с этим они были доставлены к следователю только через 6 часов с момента их фактического задержания. Сразу после их доставления к следователю, следователем была избрана мера пресечения, подписка о не выезде. При избрании данной меры пресечения Васильев ходатайствовал по предоставлении адвоката. На что следователь указал, что адвокат ему пока не положен, и адвокат будет ему предоставлен с момента начала производства следственных действий в отношении него, которые начнутся на следующий день с утра.

Адвокат Васильева участвовал только при производстве неотложных следственных действий, а впо­следствии подзащитный Васильев отказался от его услуг и расследование уголовного дела было окончено без участия адвоката Васильева, в силу того, что Васильеву адвокат не предоставлялся в силу его отказа от его услуг.

Обосновано ли действия следователя?

Если да, то какие и чьи права были нарушены?

В чем конкретно проявились нарушения?

С какого момента защитник допускается к участию в деле?

В каких случаях законом предусмотрено обязательное уча­стие защитника?

Тема 4: Арбитражные суды.

Вопросы:

1. Арбитражные суды, система и основные задачи.

2. Федеральные арбитражные суды округов: порядок образо­вания, структура, полномочия.

4. Арбитражные апелляционные суды.

5. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации, со­став и полномочия.

6. Иные арбитражные органы.

Методические указания:

При ответе на первый вопрос дайте понятие арбитражного судопроизводства и подведомственности арбитражных судов. Далее расскажите о системе арбитражных судов, их задачах и порядке фор­мирования.

Отвечая на второй вопрос,следует учитывать, что федераль­ные арбитражные суды округов образованы в соответствии с Законом об арбитражных судах 1995 года, однако, фактически начали действо­вать с 1996 года. Необходимо обратить внимание на название некото­рых из этих судов, далее показать их состав и полномочия.

По третьему вопросу необходимо полностью охарактеризовать деятельность арбитражных апелляционных судов.

По четвертому вопросунеобходимо отметить, что формиро­вание системы арбитражных судов в основном звене связано с нацио­нально-государственным и административно-территориальным деле­нием России. Далее следует указать функции основного звена систе­мы арбитражных судов, а также определить полномочия судебных коллегий, Президиума и Председателя.

При рассмотрении пятого вопросанеобходимо кратко остано­виться на характеристике иных арбитражных органов: Международно­го коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комис­сии при Торгово-промышленной палате РФ, а также третейских судах, создаваемых при местных Торгово-промышленных палатах. Следует показать специфику споров, которые они разрешают, порядок наделе­ния полномочиями и процедура исполнения принимаемых ими реше­ний. Кроме того, надлежит обратить внимание, осуществляют ли ука­занные иные арбитражные органы правосудие. Особым видом посто­янно действующего третейского суда может быть признан Экологиче­ский Суд Содружества Независимых государств, созданного на осно­вании Соглашения Совета глав СНГ от 6 июля 1992 года.

Задача 1

В рамках проверки сообщения о происшествии (в рамках сбора материалов проверки о происшествии), оперативно уполномоченный полиции прошел в квартиру Юрдина С.В., дверь которой была отрыта настежь. При этом сам Юрдин С.В., находился в нетрезвом состоянии в квартире и увидев сотрудника полиции притворился спящим, вошедший в его квартиру (в которой больше никого не было) работник полиции у него пощупал его пульс, проверил дыхание и отсутствия телесных повреждений, удалился прикрыв за собой дверь. Юрдин С.В., был возмущен тем, что сотрудника полиции не спросил у него разрешения войти в квартиру, прошел в комнату в обуви, а так же без его разрешения ощупывал его Юрдина С.В. Полицейский только через 4 дня и то, только после того, как узнал, что Юрдин С.В., собирается жаловаться составил рапорт о том, что он проходил в квартиру Юрдина С.В., и приобщил его к материалам проверки который у него находился в производстве.

Оцените правомерность всех действий работника полиции.

Куда имеет право (или не имеет право вообще) обратиться Юрдин С.В с жалобой на работника полиции?

Задача 2

Волков Н.С., известный в городе в прошлом мастер спорта по карате и боксу, был задержан работником полиции, с целью осуществления вынесенного следователем постановления о приводе его на следственное действия, в качестве свидетеля, т.к., Волков Н.С., не являлся по вызовам следователя. Волков Н.С., был в агрессивном состоянии вызванное длительным употреблением спиртных напитков («с похмелья»). И не скрывал от работника полиции агрессивных намерений в отношении него как только они будут идти по безлюдному месту. В ответ работник полиции молча и демонстративно, достал табельное оружие, привел его в боевую готовность и держа в одной руке пистолет а в другой удерживая Волкова Н.С., привел его к следователю и так же присутствовал в ходе допроса у следователя (женщины) демонстративно держа в руках готовое к стрельбе оружие, т.к., Волков Н.С., не скрывал своих агрессивных намерений в отношении и следователя. После окончания допроса Волков Н.С., был отпущен.

Волков Н.С., обратился к адвокату с просьбой за соответствующее вознаграждение оказать помощь;

  1. в составлении жалобы на действия работника полиции который демонстративно по мнению Волкова Н.С., все это время угрожал ему оружием и по его мнению совершил в отношении его преступление предусмотренное ст. 119 УК РФ.
  2. В составлении жалобы на действия следователя, которая по мнению Волкова Н.С., получила от него показания под угрозой оружия которое в ходе всего допроса демонстрировал ему работник полиции.
  1. Обязан ли адвокат составить жалобы, которые от него просит Волков Н.С.?
  2. При составлении жалобы на какие нормативные акты в каждом случае должен ссылаться адвокат?
  3. Правомерны ли были действия работника полиции при доставлении и при допросе Волкова Н.С.?

Наши рекомендации