Следует иметь в виду, что при принудительном исполнении решения суда родитель или лицо, на попечении которого находится ребенок, могут скрывать ребенка, прятать его.
В этой связи судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению лица, которому по решению суда должен быть передан ребенок, выносит постановление о розыске ребенка, которое утверждается старшим судебным приставом.
Причем, согласно ст. 40 Закона об исполнительном производстве, в случае розыска ребенка судебный пристав-исполнитель имеет право приостановить полностью или частично исполнительное производство. С учетом конкретных обстоятельств (например, оказания судебному исполнителю физического противодействия лицом, удерживающим ребенка, причинения вреда здоровью ребенка и т.п.) в исполнении судебного решения, связанного с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), необходимо участие представителя органов внутренних дел (ч. 4 ст. 65 Закона об исполнительном производстве).
Расходы по розыску должника и ребенка относятся к расходам по совершению исполнительных действий (ч. 5 ст. 65 Закона об исполнительном производстве). В соответствии со ст. 116 Закона об исполнительном производстве расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения, которые впоследствии возмещаются за счет должника (ч. 1 ст. 117 Закона об исполнительном производстве).
На основании заявленного органом внутренних дел требования судьей единолично выносится соответствующий судебный приказ, который выдается для предъявления к исполнению или направляется судом для исполнения судебному приставу-исполнителю (ст. 122, 130 ГПК РФ).
Необходимо обязательное присутствие при исполнении судебного решения представителя органов опеки и попечительства, компетентного в вопросах воспитания.
Попытка представителя этих органов мирным, а потому наименее болезненным для ребенка путем осуществить его передачу в другие руки может увенчаться успехом.
Так, при изъятии детей, чьи родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, судебному исполнителю надлежит сосредоточить внимание на мерах, нейтрализующих помехи в исполнении решения. Представитель органов опеки и попечительства призван не допустить насилия над ребенком, смягчить отрицательные для несовершеннолетнего стороны процедуры исполнения решения, найти подход к нему, успокоить его, разъяснить смысл происходящего и т. п. Кроме того, он не должен допустить принудительное исполнение решения в буквальном смысле слова.
В необходимых случаях судебному исполнителю следует приостановить, отложить исполнение решения либо составить акт о невозможности исполнения. Таким образом, не только четко обозначается круг участников процедуры исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей, но и дается возможность каждому из них занимать свое место. И все же руководящая роль в исполнении подобного рода решений в любом случае принадлежит судебному исполнителю, который несет ответственность за процесс исполнения и его результат.
Большая сложность принудительного исполнения решения по делам подобного рода заставила искать приемлемый выход из положения. Это использование промежуточного временного этапа в устройстве ребенка в одно из детских учреждений, наиболее подходящих в каждой конкретной ситуации (больницу, школу-интернат, детский приют и т. п.) п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 27 мая 1998 г (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 6) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» .
Основанием для использования подобного рода устройства служит определение суда, которое выносится в случаях, когда по представлению судебного исполнителя исполнение судебного решения сопряжено с нарушением, а также угрозой нарушения интересов несовершеннолетнего. Надо полагать, что меры к временному устройству, предшествующему отобранию, могут принять и органы опеки и попечительства, если налицо обстоятельства, свидетельствующие об утрате родительского попечения. Когда о детях спорят родители либо заменяющие их лица, ребенок может быть устроен на время в одном из детских учреждений по просьбе одного из них, в чем следует ему помочь.