Статья 400. Процессуальная правоспособность иностранной организации и международной организации
О личном законе юридического лица см. также статью 1202 ГК РФ.
1. Личным законом иностранной организации считается право страны, в которой организация учреждена. На основе личного закона иностранной организации определяется ее процессуальная правоспособность.
2. Иностранная организация, не обладающая в соответствии с личным законом процессуальной правоспособностью, может быть на территории Российской Федерации признана правоспособной в соответствии с российским правом.
3. Процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации.
Иски к иностранным государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет.
В соответствии с международным правом любое государство и его предствительства, находящиеся на территории иного государства, пользуются судебным иммунитетом, т.е. неподсудны судам другого государства. В силу ст. 435 ГПК предъявление иска к иностранному государству, его обеспечение и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся в Российской Федерации, могут быть допущены лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства.
Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств и другие лица, указанные в соответствующих законах и международных договорах Российской Федерации, подлежат юрисдикции российского суда по гражданским делам лишь в пределах, определяемых нормами международного права или международным договорам Российской Федерации.
В тех случаях, когда в иностранном государстве не обеспечивается российскому государству, его имуществу или представителям российского государства такая же судебная неприкосновенность, какая, согласно настоящей статье, обеспечивается иностранным государствам, их имуществу или представителям иностранных государств в Российской Федерации, Правительством Российской Федерации может быть предписано в отношении этого государства, его имущества или представителя этого государства применение ответных мероприятий.
По установившейся традиции согласие иностранного государства в лице его компетентных органов требуется отдельно на предъявление иска, отдельно на его обеспечение и отдельно на обращение взыскания, т.е., например, государство, дав согласие на предъявление иска, может не дать его на принятие обеспечительных мер. Следовательно, такое согласие определяется по законодательству соответствующего иностранного государства, а не по законам Российской Федерации.
Судебный иммунитет международных организаций установлен федеральными законами РФ и международными договорами с ее участием.
Дипломатический иммунитет
Важным аспектом международного гражданского процесса является дипломатический и консульский иммунитет, который регулируется и внутренним законодательством, и международными конвенциями. Статья 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. наделяет дипломатического агента иммунитетом от гражданской юрисдикции, за исключением:
а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;
в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных полномочий.
Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении дипломатического агента, за исключением перечисленных выше трех случаев и иначе как при условии, что соответствующие меры могут приниматься без нарушения неприкосновенности его личности или его резиденции.
В соответствии со ст. 32 названной Конвенции возбуждение дела дипломатическим агентом или лицом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции, лишает его права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском. Но отказ от иммунитета от юрисдикции относительно гражданского или административного дела не означает отказ от иммунитета в отношении исполнения решения, для последнего требуется отдельный отказ.
Я люблю свою работу,
Я приду сюда в субботу
И конечно в воскресенье.
Здесь я встречу день рожденье,
Новый год, 8 Марта,
Ночевать здесь буду завтра!
Если я не заболею,
Не сорвусь, не озверею,
Здесь я встречу все рассветы,
Все закаты и приветы.
От работы дохнут кони,
Ну а я... бессмертный пони!))