Основания к отмене судебных решений
В гражданском процессе судебные ошибки, влекущие отмену судебных решений в кассационном порядке, подразделяются на следующие группы:
• необоснованность решения;
• незаконность решения.
Согласно ст. 401 ГПК основаниями к отмене судебного решения в кассационном порядке являются:
• полная или частичная необоснованность его;
• неприменение или неправильное применение судим подлежащих применению норм материального либо процессуального права.
Не может быть отменено судом правильное по существу решение суда по одним лишь формальным основаниям (часть вторая ст. 401 ГПК).
Решение считается необоснованнымполностью или в части, если:
• судом не учтены все факты, входящие в предмет доказывания по делу;
• факты, положенные судом в основу решения, не подтверждены достаточными и достоверными доказательствами;
• изложенные в решении выводы суда не соответствуют установленным фактам.
Незаконнымявляется решение суда, вынесенное с нарушением норм материального или процессуального права, подлежащих применению по конкретному делу.
Законом определены формы (виды) нарушения или неправильного применения норм материального права. В соответствии со ст. 403 ГПК судебное решение является незаконным, если суд:
• применил не подлежащую применению норму материального права;
• неправильно применил подлежащую применении норму материального права;
• неправильно истолковал нормативный акт.
Нарушение или неправильное применение нормы процессуального права является основанием к отмене решения, если это привело или могло привести к неправильному разрешению дела (часть первая ст. 404 ГПК). Отсюда следует, что нарушение или неправильное применение норм процессуального права не во всех случаях приводит к отмене судебного решения.
Однако решение суда в любом случае подлежит отмене, если:
• нарушен порядок рассмотрения заявления об отводе (самоотводе) судьи, установленный ст. 34 и ст. 35 ГПК;
• дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из юридически заинтересованных в исходе дела лиц, не извещенных о времени и месте судебного заседания;
• при рассмотрении дела было нарушено право юридически заинтересованных в исходе Дела лиц пользоваться родным языком или услугами переводчика;
• суд разрешил вопрос о правах и обязанностях не привлеченных к участию в деле лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела;
• при вынесении решения были нарушены правила о тайне совещательной комнаты;
• решение вынесено или подписано не тем судьей, который рассматривал дело;
• отсутствует мотивировочная часть решения в случаях, когда в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом она должна быть составлена;
• в деле отсутствует протокол судебного заседания.
6. Полномочия суда кассационной инстанции
Полномочия суда кассационной инстанции определены ст.425ГПК.
Кассационный суд по результатам рассмотрения жалобы или протеста вправе своим определением:
• оставить решение без изменения, а кассационную жалобу или протест - без удовлетворения;
• отменить, решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции;
• отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения;
* изменить решение или вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
Под новым решением понимается решение суда, которое по своему содержанию диаметрально противоположно решению, вынесенному судом первой инстанции. В нем меняется основной вывод суда о правах и обязанностях сторон (например, вместо удовлетворения иска суд отказывает в удовлетворении иска).
Изменение решения означает, что решение суда по сути осталось тем же, но в нем произошли некоторые изменения в мотивировочной или резолютивной частях (например, произошло количественное изменение присужденной суммы).
Кассационный суд в случаях, предусмотренных ст. 32. ГПК, вправе вынести частное определение.
Кассационное определение
Кассационное определение- постановление, которым разрешается вопрос о законности и обоснованности не вступившего в законную силу решения суда первой инстанции. Им подводятся итоги разбирательства дела в кассационной инстанции.
Кассационное определение (как и решение суда первой инстанции) выносится в совещательной комнате путем открытого голосования большинством голосов. Судья, не согласный с выводами, изложенными в этом акте, может приложить к нему особое мнение.
По содержанию (ст.427 ГПК) кассационное определение состоит из четырех частей: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной.
Во вводной частиопределения указываются: времяи место вынесения определения; наименование и состав суда, вынесшего определение; лица, участвующие в рассмотрении дела в суде кассационной инстанции; кассаторы.
Описательная частьопределения должна содержать следующие сведения: краткое изложение обстоятельств дела и содержание решения суда; краткое содержание кассационной жалобы или протеста, а также представленных в кассационный суд документов, объяснений заинтересованных лиц, мнения прокурора и других лиц, участвовавших в рассмотрении дела в суде второй инстанции.
В мотивировочной частаопределения указываются мотивы, по которым кассационный суд пришел к своим выводам, и ссылка на закон, которым он руководствовался.
В резолютивной частиопределения содержатся выводы кассационного суда по результатам рассмотрения жалобы или протеста. Здесь указывается, решение какого суда и по какому делу отменяется или оставляется без изменения. В случае частичной отмены решения указывается, в какой конкретно части решение отменяется и в какой части остается без изменения. Если дело направляется на новое рассмотрение, то указывается, в какой суд оно передается.
Отменяя решение, кассационный суд вправе принять дело к своему производству в качестве суда первой инстанции в связи со сложностью дела или по другим основаниям. При повторной отмене решения дело, как правило, должно приниматься к производству кассационного суда.
Определение суда второй инстанции не подлежит обжалованию и опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть пересмотрено лишь в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам.
8. Пересмотр в кассационном порядкеопределений суда первой инстанции
Объектом обжалования и опротестования в кассационном порядке могут быть не только решения но и определения суда первой инстанции.
Жалоба на определение суда первой инстанции именуется частной жалобой, а протест прокурора – частным протестом.
В соответствии со ст. 433 ГПК определения суда первой инстанции могут быть отдельно от решения суда обжалованы юридически заинтересованными в исходе дела лицами и опротестованы прокурором в следующих случаях:
• когда это прямо предусмотрено законом;
• когда определение суда первой инстанции препятствует возможности дальнейшего движения дела (так называемые пресекательные определения).
Согласно части четвертой ст. 433 ГПК не подлежат обжалованию и опротестованию в кассационном порядке определения Верховного Суда Республики Беларусь.
Подача и рассмотрение частных жалоб и протестов; происходит в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом для подачи и рассмотрения кассационных жалоб и протестов.
При рассмотрении частной жалобы или протеста кассационный суд не связан доводами жалобы (протеста) и проверяет правильность определения суда первой инстанции в полном объеме.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев частную жалобу или протест, на основании ст. 435 ГПК имеет право:
• оставить определение без изменения, а частную жалобу или протест - без удовлетворения;
• отменить определение и передать вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции;
• отменить определение полностью или в части и раз решить вопрос по существу.
Тема 27. Производство дел в суде надзорной инстанции
1. Сущность и значение стадии пересмотра судебных актов в порядке надзора
Надзорное производство в гражданском процессе имеет исключительный, экстраординарный характер. На этой стадии процесса обеспечивается возможность исправления ошибок, допущенных в судебных актах, вступивших в законную силу.
Процессуальные особенности надзорного производства сводятся в основном к следующему:
• объектами пересмотра в порядке надзора являются судебные акты, вступившие в законную силу;
• в порядке надзора проверяются не только решения и определения судов первой инстанции, но и определения судов кассационной инстанции, а также определения и постановления судов надзорной инстанции;
• надзорное производство возбуждается лишь по протестам должностных лиц суда и прокуратуры, прямо указанных в законе;
• принесение протеста в порядке надзора (в отличие от кассационного протеста) сроком не ограничено;
• основаниями к принесению протеста в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и процессуального права;
• в порядке надзора допускается неоднократный пересмотр, дела разными надзорными инстанциями;
в порядке надзора (в отличие от кассационного производства) нельзя изменить решение или вынести новое решение на основании исследованных в суде надзорной инстанции новых доказательств.
В надзорном производстве можно выделить следующие стадии процесса:
• возбуждение надзорного производства;
• рассмотрение протеста в суде надзорной инстанции;
• вынесение определения или постановления.
2. Поводы и основания к истребованиюдел и принесению протестов в порядке надзора
Согласно ст. 437 ГПК гражданское дело может быть истребовано из соответствующего суда для проверки в порядке надзора только при наличии установленных законом поводов и оснований.
В силу части второй ст. 437 ГПК поводамик истребованию дел, а также к принесению протестов в порядке надзора являются
• жалобы (надзорные жалобы) юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением;
• представление судьи, участвовавшего в рассмотрении данного дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение;
• представления председателей судов;
• инициатива должностных лиц, обладающих правом принесения протестов в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные постановления.
Основаниямик принесению протеста в порядке надзора на судебные постановления являются существенные нарушения норм материального и процессуального права допущенные судебными органами (часть третья ст. 437 ГПК).
При наличии оснований к принесению протеста в порядке надзора соответствующие должностные лица суда прокуратуры приносят протест и направляют его вместе делом в надлежащую надзорную инстанцию.
3. Надзорная жалоба
• Надзорная жалоба- наиболее распространенный в надзорной практике повод к истребованию дела и принесению протеста. Это форма обращения юридически заинтересованного в исходе дела лица, а также лица, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным актом, к соответствующему должностному лицу суда и прокуратуры с просьбой о принесении протеста в порядке надзора на вступившее в законную силу судебное постановление,
Надзорная жалоба может быть подана в течение 3 лет со дня вступления в законную силу судебного постановления.
Если судебное постановление не обжаловалось в кассационном порядке, в жалобе должны быть указаны причины, по которым оно не обжаловалось.
Гражданский процессуальный кодекс (часть пятая ст. 438) устанавливает инстанционность в порядке прохождения надзорной жалобы. Председателю Верховного Суда Республики Беларусь и его заместителям, Генеральному прокурору Республики Беларусь и его заместителям надзорная жалоба может быть подана в случае оставления ее без удовлетворения председателями областного, Минского городского судов, прокурорами области, города Минска и приравненными к ним прокурорами.
Жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе должны быть приложены заверенные судом копии судебных постановлений, вынесенных по делу, а также решения нижестоящей инстанции, если она рассматривала поданную ей жалобу в порядке надзора.
Надзорная жалоба должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом не позднее 1 месяца со дня се поступления, а в случае истребования дела — не позднее 1 месяца со дня поступления дела (часть первая ст. 442 ).
4. Должностные лица, имеющие право принесения протестов в порядке надзора
Надзорное производство в гражданском процессе может быть возбуждено только по протестам специально уполномоченных на то законом должностных лиц суда и прокуратуры. Согласно ст. 439 ГПК, протесты в порядке надзора вправе приносить следующие должностные лица:
* Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и их заместители - на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;
• председатели областного, Минского городского судов, прокуратуры области, города Минска и приравненные к ним прокуроры — на решения и определения районных (городских) судов и. кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов;
• председатель Белорусского военного суда, Белорусский военный прокурор — на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые не были обжалованы или опротестованы в кассационном порядке.
Приведенный перечень должностных лиц, имеющих право принесения протестов в порядке надзора, является исчерпывающим.
Протест в порядке надзора может быть принесен как на все решение суда в целом, так и на его часть.
Принесение протестов в порядке надзора каким-либо сроком не ограничено. Поэтому соответствующие должностные лица вправе опротестовать в порядке надзора судебные решения, определения и постановления в любое время после их вступления в законную силу.
Протест в порядке надзора по своему содержанию должен отвечать тем же требованиям, что и кассационный протест (часть первая ст. 409 ГПК).
Протест в порядке надзора представляется в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле (часть вторая ст. 442 ГПК).
В силу ст. 441 ГПК должностные лица, которым предоставлено право принесения протестов в порядке надзора, могут приостановить исполнение соответствующих судебных решений, определений и постановлений до окончания надзорного производства, за исключением судебных актов, которые согласно закону подлежат немедленному исполнению или если суд допустил их немедленное исполнение.
5. Суды надзорной инстанции
Протесты в порядке надзора рассматриваются судами, которым такое право предоставлено законом. В соответствии со ст. 444 ГПК пересматривать в порядке надзора судебные решения, определения и постановления, вступившие в законную силу, имеют право в Республике Беларусь следующие суды:
• Президиум Верховного Суда Республики Беларусь (рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь (часть первая ст. 440 ГПК). Президиум Верховного Суда Республики Беларусь — высший судебно-надзорный орган Беларуси;
• судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь — рассматривает дела по протестам на постановления президиумов областных и Минского городского судов и вступившие в законную силу решения областных и Минского городского судов, которые не были обжалованы в кассационном порядке (часть вторая ст. 440 ГПК);
• военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь — рассматривает протесты на вступившие в законную силу решения, определения Белорусского военного суда, которые не были обжалованы в кассационном порядке, а также на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые рассматривались в кассационном порядке Белорусским военным судом (часть третья ст. 440 ГПК);
• Белорусский военный суд — рассматривает протесты на вступившие в законную силу решения и определения межгарнизонных военных судов, которые не были обжалованы в кассационном порядке (часть четвертая ст. 440ГПК);
• президиумы областного, Минского городского судов —рассматривают дела по протестам на вступившие в законную силу решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебной коллегий по гражданским делам соответствующего суда (часть пятая ст. 440 ГПК).
6. Порядок рассмотрения дел в суде надзорной инстанции
Суд, в который поступил протест в порядке надзора, обязан направить сторонам и другим юридически заинтересованным в исходе дела лицам копии протеста, принесенного по их делу. В необходимых случаях участвующие в деле лица извещаются о времени и месте рассмотрения дела в суде надзорной инстанции.
Законом установлены сроки рассмотрения гражданских дел в суде надзорной инстанции.Согласно части восьмой ст. 445 ГПК дело по протесту в порядке надзора на вступившее в законную силу судебное постановление рассматривается судом надзорной инстанции не позднее 20 дней, а в Верховном Суде Республики Беларусь — не позднее 1 месяца со дня поступления дела с протестом.
Судебное заседание, в котором рассматривается дело в порядке надзора, можно разделить на три части:
• подготовительная часть;
• рассмотрение протеста в порядке надзора;
• вынесение и оглашение определения или постановления по делу.
В рассмотрении дела вправе принимать участие прокурор, который поддерживает принесенный им или вышестоящим прокурором протест в порядке надзора или вы сказывает мнение по делу, рассматриваемому по протесту должностного лица суда
При рассмотрении дела в порядке надзора суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам проверяет законность и обоснованность судебного постановления как в опротестованной, так и в неопротестованной части, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте (часть вторая ст. 445 ГПК).
Суд не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме.
Президиумы Верховного Суда Республики Беларусь, областного, Минского городского судов по результатам рассмотрения протеста в порядке надзора выносят постановления,
Судебная коллегия по гражданским делам и военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь, Белорусский военный суд выносят определения.
. К постановлениям и определениям, выносимым в порядке надзора, предъявляются те же требования, что и к кассационным определениям.
Никто из судей не вправе воздержаться от участия и голосовании. Судья, не согласный с решением большинства судей, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое вместе с постановлением или определением приобщается к делу.
Постановления Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, президиумов областного, Минского городского судов принимаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за удовлетворение протеста и против удовлетворения протеста, протест считается отклоненным.
Постановления Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, Президиумов областного, Минского городского судов подписываются председательствующим в заседании указанных судебных инстанций, определения судебной коллегии по гражданским делам (военной коллегии) Верховного Суда Республики Беларусь — тремя членами суда, участвовавшими в рассмотрении дела в порядке надзора.
7. Основания к отмене в порядке надзора судебных актов
В соответствии со ст. 448 ГПК основаниями к отмене впорядке надзорасудебных постановлений являются их необоснованность или существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Судебные постановления признаются необоснованными,если:
• судом не учтены все факты, входящие в предмет доказывания по делу;
• факты, положенные судом в основу решения, не подтверждены достаточными и достоверными доказательствами;
• изложенные в решении выводы суда не соответствуют установленным фактам.
Судебное постановление, вынесенное с нарушением требования обоснованности, не может быть оставлено в силе. Такое постановление подлежит отмене.
Судебное постановление признается незаконным в связи с существенным нарушением норм материального правав случаях:
• применения судом норм материального права, которые не подлежат применению;
• неправильного применения судом норм материального права, которые подлежат применению;
• неправильного истолкования судом нормативного акта.
Существенными нарушениями норм процессуального права являются такие нарушения,
которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела. Дать исчерпывающий перечень случаев существенного нарушения норм процессуального права невозможно. Некоторые из них прямо предусмотрены законом (ст. 404 ГПК). Является то или иное нарушение норм процессуального права существенным, определяется судом надзорной инстанции в каждом конкретном случае.
8. Полномочия суда надзорной инстанции
Полномочия суда надзорной инстанции определены ст. 447 ГПК. Рассмотрев дело в порядке надзора, суд своим определением или постановлением вправе:
*оставить судебное постановление без изменения, а протест в порядке надзора - без удовлетворения;
• отменить судебное постановление полностью или частично и направить дело на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции;
• отменить судебное постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения;
• оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу судебных постановлений;
• изменить или отменить судебное постановление и вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
Предусмотренные законом полномочия суда надзорной инстанции носят исчерпывающий характер и не подлежат расширительному толкованию. Например, суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не вправе, отменив решение, приостановить производство по делу,
Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, обязан про верить законность и обоснованность вынесенного по делу судебного постановления в полном объеме, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте.
В тех случаях, когда суд надзорной инстанции своим определением или постановлением окончательно разрешает спор либо прекращает производство по делу или оставляет заявление без рассмотрения, он обязан в порядке ст. 474 ГПК разрешить вопрос о повороте исполнения судебного постановления либо передать его на разрешение суда первой инстанции.
Отменяя кассационное определение, суд надзорной инстанции не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны кассационным судом при новом рассмотрении дела.
Если при рассмотрении дела в порядке надзора суд обнаружит нарушения законности отдельными должностными лицами или гражданами либо существенные недостатки в деятельности юридических лиц, он вправе вынести частное определение (ст. 451 ГП
9. Сущность и Значение пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам
Производство по пересмотру судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам (наряду с надзорным производством) — одна из форм проверки законности и обоснованности судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Вновь открывшимися обстоятельствами называются юридические факты, имеющие существенное значение для дела, которые существовали в момент рассмотрения дела, но не были и не могли быть известны заявителю, а следовательно, и суду. Эти юридические факты опровергают выводы суда по делу.
Основной цельюданного института является проверка правильности вынесенного судом постановления в свете вновь открывшихся обстоятельств и отмена в связи с этим незаконного или необоснованного судебного акта.
По вновь открывшимся обстоятельствам могут быть пересмотрены в установленном порядке:
• решения и определения суда первой инстанции, вступившие в законную силу;
• определения суда кассационной инстанции;
• определения и постановления, вынесенные в порядке надзора.
Объектом пересмотрапо вновь открывшимся обстоятельствам являются судебные постановления, вступившие в законную силу.
Основанием к пересмотрусудебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам являются такие обстоятельства, которые хотя и существовали в момент рассмотрения дела, но не были и не могли быть известны суду, несмотря на принятые им в порядке ст. 20 ГПК меры по выяснению действительных обстоятельств дела.
По вновь открывшимся обстоятельствам дело пересматривается судом, вынесшим оспариваемое постановление,а не вышестоящим судом.
По вновь открывшимся обстоятельствам судебные постановления пересматриваются по заявлениям юридически заинтересованных в исходе дела лиц либо по представлениям лиц, наделенных правом принесения протеста в порядке надзора (часть первая ст. 454 ГПК).
Заявление о пересмотре судебного постановления па; вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано: юридически заинтересованными в исходе дела лицами, только в течение 3 месяцев со дня установления обстоятельств, послуживших основанием к пересмотру дела.