Такие понятия как договоренность, воспитанность, высшая мораль как их понимать?
Мораль, ее функции и структура
Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека. Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам. Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции[2]. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная. Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение. Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.
Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека – единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика. Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д. В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др. Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.
Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.
Соотношение морали и права – один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Ему посвящен ряд специальных работ[6]. Мы коснемся здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных для рассмотрения последующих вопросов. Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении. Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам. Мораль и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).
Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают.
41.Не получение желаемого может ли привести к преступлению если может, то какие есть методы для борьбы.Процесс возникновения и формирования мотивов поведения человека тесно связан с развитием и удовлетворением им потребностей, в целом – с формированием личности. Возникновению мотивов любой, в том числе противоправной деятельности, как правило, предшествует появление определенной потребности. «До своего первого удовлетворения, - писал А.Н. Леонтьев, - потребность «не знает» всего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т.е. становится мотивом». Таким образом, сфера потребностей большинства правонарушителей характеризуется нарушением равновесия между личными видами потребностей и способами их удовлетворения, преобладанием в ее структуре духовно обедненных, социально извращенных потребностей, которые «существенно превосходят» нормальные потребности этих лиц и в случае борьбы мотивов могут «перевесить», отрицательно повлияв на выбор целей средств деятельности.В качестве следующего этапа выделяют переход потребности в мотив противоправного поведения. В процессе формирования мотивов та или иная потребность в сознании человека приобретает различное субъективное значение, которое может и не совпадать с ее объективным значением. Выявление интересов и потребностей, которые могут быть удовлетворены с помощью преступления, помогает, особенно на первоначальном этапе расследования, определить круг лиц возможно причастных к его совершению, обоснованно наметить версии о подозреваемых. На процесс преобразования потребности в мотив преступного поведения, помимо того значения, которое имеет для субъекта данная потребность, серьезное влияние оказывает конкретная жизненная ситуация, в которую активно включается человек как субъект противоправной деятельности, стремящейся удовлетворить эту потребность. С этого момента потребность, ранее существовавшая в качестве «внутреннего условия деятельности», преобразуется в мощный фактор, побуждающий субъекта совершить определенный поступок с учетом особенностей конкретных жизненных обстоятельств. Инстинктивное желание – мотив – обогащение – реализуемо при наличии определенных условий, поэтому выявление условий, способствующих совершению коррупционных преступлений, - важная часть исследования проблемы коррупции. Обстоятельства, способствующие совершению коррупционных преступлений, можно разделить на обстоятельства, способствующие совершению преступлений, связанных с получением незаконных доходов или сверхдоходов, которые затем могут быть использованы предметом взятки и на обстоятельства, непосредственно способствующие совершению коррупционных преступлений. Раскрыв обстоятельства, способствующие совершению того или иного вида преступления, предложив и осуществив меры по их устранению, мы можем нанести точечные, эффективные удары по пресечению финансовых источников коррупции. Коррупция - это болезнь, которая вызывается корыстью. Это не значит, что корысть как мотив действий плоха или антиобщественна. Корысть – один из движущих мотивов человека. Следуя за ним, человек больше трудится, старается сделать полезное для себя больше и лучше, и эта его деятельность одновременно полезна для общества. В данном случае речь идет о деятельности конкретного человека, которая не противоречит целям общества, как по содержанию, так и по форме, т.е эта деятельность не противоречит закону.
Однако когда корысть, подобно вирусу, действует, разрушая общественные законы, а его деятельность противоречит интересам общества, и направлена против его развития, мы говорим о корысти как антиобщественном мотиве. Таким образом, корысть – естественный, присуще человеку вирус. Но любой вирус, выполняющий полезную функцию в организме, начинает действовать против него и среды своего обитания тогда, когда возникают условия для его разрушительной деятельности. Таковым является ослабление организма. Точно также вирус «корысть» вызывает болезнь, называемую «коррупция» только тогда, когда созданы условия для ее возникновения и развития (речь идет не об отдельных случаях проявления болезни у отдельных лиц, которые существовали и ранее и возможно, будут существовать и в ближайшем будущем, об эпидемии коррупции). Поэтому власть не может бороться с желанием человека жить хорошо. Наоборот, она должна поощрять его в этом. Однако власть должна проводить такую политику, которая должна исключить эпидемию коррупции. Эффективная борьба с коррупцией является результатом эффективности власти как таковой. На эффективность власти в борьбе с коррупцией влияют:
- правильно сформированные цели и задачи;- наличие соответствующей структуры власти объема полномочий для эффективного решения поставленных задач; - наличие качественного законодательства;
- компетентные и неподкупные кадры;- правильно определенные приоритетные направления деятельности, выбор наиболее эффективных форм решения проблемы и критерий оценки работы подразделений (сотрудников), способствующие качественному выполнению служебных обязанностей;
- наличие общественного контроля над деятельностью государственных органов и должностных лиц;
- поддержка общественностью органов власти и ее представителей.
42 Понятие и признаки незаконного и необоснованного приказа.В современных условиях командирам воинских частей приходится решать множество различных задач боевой подготовки, боевого дежурства, внутренней, гарнизонной и караульной служб, обеспечения жизни и быта войск, быть участниками кадровых, трудовых и других правоотношений. Большинство принятых ими решений оформляются в виде приказов, которые являются правовыми актами управления, выражающими волю командира на совершение определенных действий. Мнения ученых и практиков по вопросу о необходимости исполнения заведомо незаконного приказа противоречивы. Например, А. Г. Тищенко пишет: "Таким образом, ответ на вопрос: "Должен ли военнослужащий исполнять незаконный приказ? - будет следующим: "Да, должен, в обязательном порядке, беспрекословно, точно и в срок". Точное выполнение приказа (в том числе и незаконного) командира (начальника) освобождает подчиненного от ответственности за действия, совершенные по приказу, и за его последствия. Исключение составляет необходимость выполнения заведомо незаконного (преступного) приказа. В этом случае военнослужащий, получивший заведомо незаконный (преступный) приказ и при отсутствии у него возможности иного выхода, кроме как выполнить или не выполнить полученный незаконный (преступный) приказ, должен действовать таким образом, чтобы его действиями был причинен вред меньше того вреда, который наступил бы, если бы он действовал иначе. Кроме понятия "законный приказ" в теории административного права применяется понятие "целесообразный приказ". Под понятием целесообразности приказа подразумевается установление порядка деятельности по достижению поставленной цели наиболее оптимальным способом, не нарушающим законодательства. Следовательно, нецелесообразным будет приказ, который устанавливает не самые рациональные (оптимальные, экономичные) способы достижения законных целей. Таким образом, необоснованным приказом целесообразно считать приказ, который не основан на реальных фактах, объективных показателях, нарушает финансовую дисциплину, ставит нереальные цели и задачи. Например, в приведенном ранее примере решение генерала Р. о проведении хозяйственных работ на территориях автопарков частей было и законным, и целесообразным, но необоснованным, так как при заключении договоров применялись необъективные, явно завышенные экономические показатели, использовались средства с других статей бюджета. Необоснованные и нецелесообразные приказы можно классифицировать как несовершенные приказы. Несовершенство приказов заключается в недостаточной экономической обоснованности приказа либо в несоответствии принятого решения поставленным целям и задачам. Юридическая оценка несовершенных приказов имеет относительно-определенный характер, и для признания приказа нецелесообразным или необоснованным необходимо проведение разбирательства, оценка условий его отдачи и наступивших последствий. В случае если приказ будет признан несовершенным, т. е. не соответствующим реальным условиям, отдан без соблюдения необходимых процессуальных процедур, не соответствовать поставленным целям, вышестоящие прямые командиры (начальники) могут потребовать его отмены. Действия должностных лиц по нейтрализации негативных последствий отдания несовершенных приказов должны носить избирательный характер. Если в результате отдачи и исполнения приказа нарушены права и свободы военнослужащих, интересы службы или государства, то приказ должен быть отменен лицом, отдавшим этот приказ, либо его вышестоящим прямым командиром, начальником. Однако, если отмена приказа не связана с этими обстоятельствами, но может привести к наступлению более тяжелых последствий, экономическим потерям, приказ может быть отменен частично Привлечение военнослужащих к уголовной ответственности за принятие необоснованных или нецелесообразных решений представляется необоснованным, неоправданным и незаконным, так как при этом отсутствует факт умысла и корыстных целей, о чем говорится далее. Особое значение имеет классификация приказа как незаконного. Это связано с тем, что виновные лица, отдавшие такой приказ, могут быть привлечены к уголовной ответственности. Преступным целесообразно считать приказ лишь в том случае, когда будет доказано, что, отдавая его, должностное лицо преследовало корыстные цели, получение личных выгод в ущерб интересам общества или государства, а в результате его исполнения наступили отрицательные последствия для государства, общества или личности. В качестве примера можно привести изданный начальником гарнизона В. приказ, в соответствии с которым военнослужащим гарнизона запрещалось в служебное время пользоваться личным автотранспортом, а КПП гарнизона - выпускать автомобили за пределы жилого городка. Решение обосновывалось тем, что в округе произошло несколько автокатастроф с личным транспортом, в которых погибли военнослужащие. Приказ целесообразен, но незаконен, так как нарушаются личные права военнослужащих.