Правовая помощь для уничтожения религиозного воззрения

Участие Казахстана в борьбе против терроризма и религиозного экстремизма

Многие конфликты, происходившие в центрально-азиатском регионе с начала 1990-х гг., имели ярко выраженную религиозную окраску. В постсоветской Центральной Азии начались внутренние изменения во всех сферах жизнедеятельности общества. Немаловажное место в этих процессах занял ислам, который в настоящее время представляет собой динамичную политическую силу. В своей книге «Критическое десятилетие» Н.А. Назарбаев подчеркивает, что фактически ни одно государство Центральной Азии не избежало тенденции политизации религии. Поэтому для достаточно устойчивого в этом отношении Казахстана, который не является импортером деструктивных идей, наибольшая опасность для межконфессионального согласия страны видится, прежде всего, в экспорте религиозного экстремизма. Тем более, радикальные и экстремистские организации и движения постоянно делали и делают попытки усилить свое влияние среди мусульманской части казахстанского населения и, так или иначе, закрепиться на нашей территории. Основная ставка фундаменталистов и экстремистов делается на мусульманскую часть населения Казахстана. Но при этом надо учитывать, что религиозный фундаментализм и экстремизм может угрожать и другим, почти 40 конфессиям Казахстана, объединяю­щим почти три тысячи религиозных организаций и движений. Несмотря на то, что эти попытки успешно пресекались, необходимо принимать во внимание, что возможность таких попыток и в дальнейшем отнюдь не канула в прошлое. Мусульманская община и духовенство нашей страны высоко оценивают позицию государства и придерживаются в подавляющей массе традиционного ислама суннитского толка. Попытки привнесения радикальных воззрений на казахстанскую почву не имеют массовой поддержки. Информационная политика должна включать в себе элементы религиозного воспитания, которое формируется на основе представлений о мировых религиях как источниках мира и лояльности. Особенно это касается развенчания мифа об исламе как «агрессивной» религии. Ислам зачастую становится предметом различных политических манипуляций. Религиозные радикалы, подменяя понятия «традиционного» ислама идеями экстремистского толка, умело используют социально-экономические трудности молодых государств и направляют свою деятельность на свержение светской власти с целью создания режимов теократии, халифатов и приведения официального права в соответствие с нормами шариата. В свою очередь, во многих государствах Центральной Азии неодно­кратно предпринимались попытки обвинить религиозную оппозицию в массовых антиправительствен­ных выступлениях и столкновениях с органами правопорядка. При этом не учитывались объективные социально-экономические причины, имеющие серьезный конфликтогенный потенциал. Религиозная идеология является хорошим прикрытием для большинства действующих в Центральной Азии экстремистских организаций. Сегодня религиозный экстремизм, по мнению экспертов, представ­ляет собой внушительную политическую силу в регионе, претендующую на создание оппозиции конституционным органам власти. «Тихая» экспансия, осуществляемая его приверженцами под видом оказания гуманитарной и иной помощи через различные неправительственные фонды и организации, проводимая просветительская работа в частных учебных заведениях и медресе, постепенно уступает свое место радикальным методам его насаждения. Важной составляющей борьбы с проявлениями терроризма, экстремизма и сепаратизма является также выявление очагов зарождения групп и организаций, проповедующих насильственный характер действий, а также структур, которые их поддерживают и финансируют. В борьбе против терроризма и экстремизма крайне важно применение использование всех форм противодействия распространению терроризма и экстремизма (политической, психологической, информационной и др.). История свидетель­ствует, что именно сфера взаимоотношений между людьми разных вероисповеданий и национальностей является болевой точкой в системе любого общества, а также мишенью для деструктивных групп и организаций.



Наши рекомендации