Как отложить выездную проверку
Если вы не успели подготовиться к проверке, можете попросить налоговиков перенести ее на более поздний срок. Согласятся инспекторы или нет, зависит от их отношения к вашей фирме и желания пойти вам навстречу. В принципе возможность заменить одну проверку другой у налоговиков всегда есть. Для этого им достаточно немного скорректировать план выездных проверок. Существенно менять его потребуется, только если проверка откладывается на следующий квартал. Если же фирма будет проверена в другом месяце одного и того же квартала, то корректировать вообще ничего не нужно.
Разумеется, причины переноса проверки должны быть убедительными. Например, если на рабочем месте отсутствуют главный бухгалтер или руководитель фирмы и в ближайшее время их выход на работу не предвидится.
Главный бухгалтер общается с налоговиками практически в течение всей проверки. Это и понятно: именно он обязан правильно организовать учет на предприятии, составить бухгалтерскую отчетность, заполнить налоговые декларации и отчитаться в инспекции. Проводить налоговую проверку без главного бухгалтера нежелательно, а иногда и невозможно. Нежелательно и отсутствие руководителя фирмы. Формально проверку проводить нельзя, если директор не расписался в решении о ее проведении. Он же должен подписать и акт проверки. Если же налоговики сошлются на то, что присутствие руководителя необязательно, нужно напомнить им о праве налогоплательщика присутствовать при проведении проверки (ст. 21 НК РФ). Это право относится и к руководителю фирмы, поскольку именно он представляет ее интересы.
Итак, чтобы налоговики согласились отложить проверку, вы можете сослаться на то, что главный бухгалтер или руководитель фирмы ушли в отпуск, уехали в командировку или заболели.
Для переноса проверки инспекции нужно формальное основание. Обычно им служит письмо от фирмы с соответствующей просьбой и указанием причин. К письму нужно приложить документы, подтверждающие отсутствие на рабочем месте главного бухгалтера или руководителя. Например, больничный лист, приказ об отпуске и т.п. Также в письме желательно указать предположительный срок, в течение которого предприятие подготовится к проверке.
Есть причины, по которым налоговая инспекция не отложит проверку, несмотря ни на какие объективные основания. Такое может быть, если проверка намечена на конец года, а запланированная организация не проверялась в течение трех календарных лет. Допустим, проверка запланирована на декабрь 2006 года, а период с 2003 по 2005 год не проверялся.
В этом случае при переносе проверки на 2007 год налоговики уже не смогут проконтролировать деятельность фирмы за 2003 год, поскольку проверять правильность исчисления и уплаты налогов можно только за три последних года.
Налоговая инспекция не согласится перенести сроки и в том случае, если фирма ликвидируется и проверку нужно успеть закончить до ее закрытия.
В остальных случаях серьезных причин для того, чтобы отказать налогоплательщику, у налоговой инспекции нет.
С чего начинается выездная проверка.
Какие документы должны предъявить инспекторы
Налоговики могут приступить к проверке только после того, как предъявили решение о ее проведении и служебные удостоверения (ст. 91 НК РФ).
Помните: налоговые инспекторы должны предъявить оба документа одновременно. Само по себе служебное удостоверение без решения о проверке не дает права на ее проведение. Оно лишь подтверждает, что этот гражданин является сотрудником налоговой инспекции.
Если налоговые инспекторы предъявили вам только свои служебные удостоверения или только решение о проведении проверки, вы вправе им отказать.
Неналоговые проверки
Помимо выездных и камеральных проверок налоговая инспекция проводит и другие проверки. Они не связаны с уплатой налогов, поэтому их принято называть неналоговыми.
В ходе таких проверок налоговики проверяют, как фирма или предприниматель:
ведут кассовые операции;
используют контрольно-кассовую технику (ККТ).
Ниже рассказано о том, как проходят такие проверки.
Как проверяют кассовые операции
Чтобы у контролеров не было претензий к ведению кассовых операций, фирма должна соблюдать четыре основных условия:
- проводить наличные расчеты в пределах определенной суммы (лимит расчетов наличными);
- хранить наличные деньги в кассе в пределах лимита, установленного банком (лимит остатка кассы);
- полностью и своевременно оприходовать поступившие в кассу деньги;
- правильно хранить наличные деньги.
Лимит остатка кассы
Лимит остатка кассы - это сумма наличных денег, которую вы можете оставлять в кассе на конец рабочего дня. Размер лимита устанавливает банк, обслуживающий вашу организацию. Этот показатель может быть скорректирован, если вы обратитесь в банк с таким заявлением. Сверх лимита вы можете хранить в кассе наличные деньги, предназначенные только для выплаты заработной платы и пособий. Но даже в этом случае срок хранения сверхлимитной наличности - не более трех рабочих дней (включая день получения денег в банке). Для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, - не более пяти дней.
Зачастую фирмы имеют несколько счетов в разных банках. В этом случае лимит остатка кассы устанавливает один из банков. В другие банки достаточно представить копию такого решения. Если вы не согласовали с банком сумму лимита остатка кассы, он считается равным нулю. В этом случае вы обязаны в конце каждого дня сдавать в банк всю денежную наличность.
Порядок ведения кассовых операций запрещает использовать наличную выручку без согласования с банком. Поэтому одновременно с лимитом остатка кассы вы должны согласовать с банком и этот вопрос.
В заявлении на установление лимита укажите, на какие цели вы хотите расходовать наличные деньги. Например, на выплату зарплаты, на закупку канцтоваров, на хознужды и т.д. Банки, как правило, идут навстречу своим клиентам.
Обратите внимание: никакой ответственности за нарушение правил расходования наличных денег законодательство не предусматривает.
Однако штрафные санкции могут быть установлены в договоре на расчетно-кассовое обслуживание, который вы заключаете с банком.
Поэтому, выбирая банк при регистрации вашей фирмы (или открывая дополнительный счет), внимательно изучите положения такого договора.
Лимит расчетов наличными
Фирма может заплатить другой фирме по одному договору наличными не более 100 000 рублей. Это записано в Указании Центрального банка. Платить наличными предпринимателям можно без ограничений.
Если у вас возникла необходимость заплатить другой фирме наличными более 100 000 рублей, то можно заключить с ней несколько договоров. При этом каждый контракт должен составляться на сумму, не превышающую установленного лимита.
Помимо договоров в этом случае надо отдельно оформлять и все остальные документы (счета-фактуры, накладные, счета и т.д.).