Судебная система. Органы контроля

Правовые основы судебной системы КНР определены ст.123-128 Конституции КНР и Законом КНР 1979 г. об организации народных судов. Задачей народных судов является "рассмотрение уголовных и гражданских дел, наказание в судебном порядке преступных элементов и разрешение гражданских споров в целях защиты системы диктатуры пролетариата". В законодательстве закрепляется принцип независимости судов.

Правосудие в КНР осуществляется общими и специальными судебными органами. К общим относятся Верховный народный суд и местные народные суды (народные суды высшей ступени, средней ступени и низовые). Специальными считаются военные суды (в соответствии с законом могут быть учреждены и другие специальные суды). В КНР не существует специальных административных судов; их функции выполняют действующие в общих судах палаты (коллегии) по административным делам. Они принимают жалобы на нарушение администрацией прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В деревнях такие жалобы рассматривают комитеты сельского населения (органы общественного самоуправления), решения которых могут быть обжалованы в суд. В 1993 г. созданы также арбитражные комиссии и арбитражные суды по трудовым спорам (от уезда и ниже), решения которых могут быть обжалованы в народный суд. На практике, в соответствии с традициями, население редко обращается в суд, предпочитая негосударственные, неформальные методы разрешения споров.

Рассмотрение дел, как правило, коллегиальное, но предусмотрена возможность слушания одним судьей несложных гражданских и малозначительных уголовных дел. Приговоры, осуждающие к смертной казни, передаются на утверждение Верховного народного суда. Верховный народный суд как высший судебный орган осуществляет надзор за деятельностью местных и специальных народных судов. Данный судебный орган ответствен перед ВСНП и его Постоянным комитетом. Местные народные суды ответственны перед местными органами государственной власти.

Судьи избираются или назначаются народными собраниями соответствующего уровня и занимают свою должность не более двух 5-летних сроков. Председателя Верховного народного суда избирает ВСНП, членов его Постоянный комитет. Народные заседатели избираются местными жителями или народными собраниями либо назначаются судом.

Административное управление судебной системой осуществляет Министерство юстиции,упраздненное в 1959 г. и восстановленное в 1979 г. Оно, в частности, занимается подготовкой судебных кадров и финансированием судов.

В Китае не существует специальных органов конституционного контроля, так как внешний контроль за конституционностью актов ВСНП несовместим со статусом последнего как высшего органа государственной власти. В соответствии с Конституцией КНР контроль за исполнением Конституции относится к полномочиям самого ВСНП и его Постоянного комитета.

Надзор за законностью в КНР возложен на органы народной прокуратуры, к которым относятся Верховная, местные народные прокуратуры, военные и другие специализированные прокуратуры. Кроме того, прокуратуры уездного и провинциального уровней могут создавать в горнопромышленных районах, на целинных землях и в лесных районах свои отделения. Для этого требуется разрешение Постоянного комитета Собрания народных представителей.

Прокуратура строится на началах строгой централизации и иерархии; организационно она отделена от судов. Генеральный прокурор назначается ВСНП, члены Верховной народной прокуратуры - его Постоянным комитетом, местные прокуроры - генеральным и вышестоящими прокурорами. Согласно Конституции срок полномочий генерального прокурора соответствует сроку полномочий ВСНП; он может занимать эту должность не более чем 2 срока подряд. Верховная народная прокуратура ответственна перед ВСНП и его Постоянным комитетом. Местные народные прокуратуры ответственны перед местными органами государственной власти и вышестоящими прокуратурами.

Помимо осуществления функций общего надзора, прокуроры поддерживают обвинение в суде, участвуют в рассмотрении некоторых гражданских дел, если это, в частности, вызвано интересами государства, ведут расследование более сложных уголовных дел и дел, по которым предусмотрены суровые меры наказания (следственные действия в этом случае проводят следователи при прокуратурах).

Самостоятельная, отдельная от общекитайской судебная система существует в САР Сянган. Ее возглавляет Суд окончательной инстанции, решения которого носят окончательный характер и не подлежат обжалованию. Лишь по уголовным делам возможно обращение к главе администрации за помилованием или смягчением наказания. Ниже Суда окончательной инстанции находится Высший суд, который разделен на 2 палаты: апелляционную и первой инстанции. Еще ниже стоят окружные суды, суды магистрата и специальные суды, а также система мировых судей. К специальным судам отнесены суды по делам несовершеннолетних, земельные суды, суды по трудовым спорам и др.

В Сянгане сохраняется прежний порядок судопроизводства, в том числе и с участием присяжных заседателей. Судьи назначаются Главой администрации САР по рекомендации независимой комиссии, в состав которой входят судебные чиновники, юристы, известные местные деятели. Мировые судьи выполняют свои функции безвозмездно (по совместительству с государственной службой или на общественных началах). Специального юридического образования или подготовки от них не требуется.

Современное право КНР – это сложный по содержанию, объективно обусловленный масштаб свободы, выражающийся, во-первых, через систему глубоко укоренившихся в сознании народа традиционных представлений о должном поведении, поддерживаемых силой моральной ответственности перед обществом, во-вторых, через систему общеобязательных формально определенных норм, поддерживаемых силой государственного принуждения.

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте общую характеристику дальневосточного права?

2. Проанализируйте древнекитайское право как основу дальневосточного права.

3. Дальневосточная концепция права.

4. Охарактеризуйте правовую систему КНР?

5. В чем особенности формирования правовой системы Китая?

6. Охарактеризуйте гражданское и смежные с ним отрасли права Китая.

7. Охарактеризуйте уголовное и уголовно-процессуальное право Китая.

8. Охарактеризуйте судебную систему и органы контроля Китая.

Библиографический список:

Основная литература:

1. Бевеликова Н.М. Законодательство Китайской Народной Республики в сравнительно-правовом измерении / Н.М. Бевеликова // Законодательство и экономика. 2012. № 4.

2. Государственный строй Китайской Народной Республики. М., 1988.

3. Гражданское законодательство КНР. Пер. с кит. М., 1997.

4. Как управляется Китай : эволюция властных структур Китая в 80-90-е гг. XX в. : [монография] / [Р.М. Асланов и др.] ; [под ред. М. Л. Титаренко]. - М., 2001.

Дополнительная литература:

1. Ахметшин Х.М., Ахметшин Н.Х., Петухов А.А. Современное уголовное законодательство КНР. / Х.М. Ахметшин, Н.Х. Ахметшин, А.А. Петухов. - М., 2000.

2. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. / Л.С. Васильев. - М., 1983.

3. Гудошников Л. М. Восстановление и развитие законодательства КНР в процессе реформ / Л. М. Гудошников // Журнал российского права. - 2002. - № 2.

4. Давид P., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози - М., 1996.

5. Имамов Э.З. Китайское право: единство традиций и законодательной нормы / Э.З. Имамов // Проблемы Дальнего Востока. 1989. № 6.

6. Инако Цунэо. Право и политика современного Китая. 1949–1975. / Ц. Инако - М., 1978.

7. Китайская Народная Республика. Законодательные акты 1984-1988. М., 1989.

8. Куманин Е.В. Юридическая политика и правовая система Китайской Народной Республики. / Е.В. Куманин - М., 1990.

9. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. / Е.И. Кычанов - М., 1986.

10. Пащенко Е.Г. Экономическая реформа в КНР и гражданское право. / Е.Г. Пащенко - М., 1997.

11. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. / А.Х. Саидов - М., 1993.

12. Современное право Китайской Народной Республики. М., 1985.

13. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. / Ю.А. Тихомиров - М., 1996.

14. Юридическая жизнь в Китае. М., 1990.

Тема 12.Африканская правовая семья

1. Формирование африканской правовой семьи.

2. Традиционное африканское обычное право.

3. Влияние основных правовых семей на традиционное африканское обычное право.

4. Современные правовые системы африканских стран.

Наши рекомендации