Судебная система. Органы контроля
Правовые основы судебной системы КНР определены ст.123-128 Конституции КНР и Законом КНР 1979 г. об организации народных судов. Задачей народных судов является "рассмотрение уголовных и гражданских дел, наказание в судебном порядке преступных элементов и разрешение гражданских споров в целях защиты системы диктатуры пролетариата". В законодательстве закрепляется принцип независимости судов.
Правосудие в КНР осуществляется общими и специальными судебными органами. К общим относятся Верховный народный суд и местные народные суды (народные суды высшей ступени, средней ступени и низовые). Специальными считаются военные суды (в соответствии с законом могут быть учреждены и другие специальные суды). В КНР не существует специальных административных судов; их функции выполняют действующие в общих судах палаты (коллегии) по административным делам. Они принимают жалобы на нарушение администрацией прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В деревнях такие жалобы рассматривают комитеты сельского населения (органы общественного самоуправления), решения которых могут быть обжалованы в суд. В 1993 г. созданы также арбитражные комиссии и арбитражные суды по трудовым спорам (от уезда и ниже), решения которых могут быть обжалованы в народный суд. На практике, в соответствии с традициями, население редко обращается в суд, предпочитая негосударственные, неформальные методы разрешения споров.
Рассмотрение дел, как правило, коллегиальное, но предусмотрена возможность слушания одним судьей несложных гражданских и малозначительных уголовных дел. Приговоры, осуждающие к смертной казни, передаются на утверждение Верховного народного суда. Верховный народный суд как высший судебный орган осуществляет надзор за деятельностью местных и специальных народных судов. Данный судебный орган ответствен перед ВСНП и его Постоянным комитетом. Местные народные суды ответственны перед местными органами государственной власти.
Судьи избираются или назначаются народными собраниями соответствующего уровня и занимают свою должность не более двух 5-летних сроков. Председателя Верховного народного суда избирает ВСНП, членов его Постоянный комитет. Народные заседатели избираются местными жителями или народными собраниями либо назначаются судом.
Административное управление судебной системой осуществляет Министерство юстиции,упраздненное в 1959 г. и восстановленное в 1979 г. Оно, в частности, занимается подготовкой судебных кадров и финансированием судов.
В Китае не существует специальных органов конституционного контроля, так как внешний контроль за конституционностью актов ВСНП несовместим со статусом последнего как высшего органа государственной власти. В соответствии с Конституцией КНР контроль за исполнением Конституции относится к полномочиям самого ВСНП и его Постоянного комитета.
Надзор за законностью в КНР возложен на органы народной прокуратуры, к которым относятся Верховная, местные народные прокуратуры, военные и другие специализированные прокуратуры. Кроме того, прокуратуры уездного и провинциального уровней могут создавать в горнопромышленных районах, на целинных землях и в лесных районах свои отделения. Для этого требуется разрешение Постоянного комитета Собрания народных представителей.
Прокуратура строится на началах строгой централизации и иерархии; организационно она отделена от судов. Генеральный прокурор назначается ВСНП, члены Верховной народной прокуратуры - его Постоянным комитетом, местные прокуроры - генеральным и вышестоящими прокурорами. Согласно Конституции срок полномочий генерального прокурора соответствует сроку полномочий ВСНП; он может занимать эту должность не более чем 2 срока подряд. Верховная народная прокуратура ответственна перед ВСНП и его Постоянным комитетом. Местные народные прокуратуры ответственны перед местными органами государственной власти и вышестоящими прокуратурами.
Помимо осуществления функций общего надзора, прокуроры поддерживают обвинение в суде, участвуют в рассмотрении некоторых гражданских дел, если это, в частности, вызвано интересами государства, ведут расследование более сложных уголовных дел и дел, по которым предусмотрены суровые меры наказания (следственные действия в этом случае проводят следователи при прокуратурах).
Самостоятельная, отдельная от общекитайской судебная система существует в САР Сянган. Ее возглавляет Суд окончательной инстанции, решения которого носят окончательный характер и не подлежат обжалованию. Лишь по уголовным делам возможно обращение к главе администрации за помилованием или смягчением наказания. Ниже Суда окончательной инстанции находится Высший суд, который разделен на 2 палаты: апелляционную и первой инстанции. Еще ниже стоят окружные суды, суды магистрата и специальные суды, а также система мировых судей. К специальным судам отнесены суды по делам несовершеннолетних, земельные суды, суды по трудовым спорам и др.
В Сянгане сохраняется прежний порядок судопроизводства, в том числе и с участием присяжных заседателей. Судьи назначаются Главой администрации САР по рекомендации независимой комиссии, в состав которой входят судебные чиновники, юристы, известные местные деятели. Мировые судьи выполняют свои функции безвозмездно (по совместительству с государственной службой или на общественных началах). Специального юридического образования или подготовки от них не требуется.
Современное право КНР – это сложный по содержанию, объективно обусловленный масштаб свободы, выражающийся, во-первых, через систему глубоко укоренившихся в сознании народа традиционных представлений о должном поведении, поддерживаемых силой моральной ответственности перед обществом, во-вторых, через систему общеобязательных формально определенных норм, поддерживаемых силой государственного принуждения.
Контрольные вопросы по теме:
1. Дайте общую характеристику дальневосточного права?
2. Проанализируйте древнекитайское право как основу дальневосточного права.
3. Дальневосточная концепция права.
4. Охарактеризуйте правовую систему КНР?
5. В чем особенности формирования правовой системы Китая?
6. Охарактеризуйте гражданское и смежные с ним отрасли права Китая.
7. Охарактеризуйте уголовное и уголовно-процессуальное право Китая.
8. Охарактеризуйте судебную систему и органы контроля Китая.
Библиографический список:
Основная литература:
1. Бевеликова Н.М. Законодательство Китайской Народной Республики в сравнительно-правовом измерении / Н.М. Бевеликова // Законодательство и экономика. 2012. № 4.
2. Государственный строй Китайской Народной Республики. М., 1988.
3. Гражданское законодательство КНР. Пер. с кит. М., 1997.
4. Как управляется Китай : эволюция властных структур Китая в 80-90-е гг. XX в. : [монография] / [Р.М. Асланов и др.] ; [под ред. М. Л. Титаренко]. - М., 2001.
Дополнительная литература:
1. Ахметшин Х.М., Ахметшин Н.Х., Петухов А.А. Современное уголовное законодательство КНР. / Х.М. Ахметшин, Н.Х. Ахметшин, А.А. Петухов. - М., 2000.
2. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. / Л.С. Васильев. - М., 1983.
3. Гудошников Л. М. Восстановление и развитие законодательства КНР в процессе реформ / Л. М. Гудошников // Журнал российского права. - 2002. - № 2.
4. Давид P., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози - М., 1996.
5. Имамов Э.З. Китайское право: единство традиций и законодательной нормы / Э.З. Имамов // Проблемы Дальнего Востока. 1989. № 6.
6. Инако Цунэо. Право и политика современного Китая. 1949–1975. / Ц. Инако - М., 1978.
7. Китайская Народная Республика. Законодательные акты 1984-1988. М., 1989.
8. Куманин Е.В. Юридическая политика и правовая система Китайской Народной Республики. / Е.В. Куманин - М., 1990.
9. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. / Е.И. Кычанов - М., 1986.
10. Пащенко Е.Г. Экономическая реформа в КНР и гражданское право. / Е.Г. Пащенко - М., 1997.
11. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. / А.Х. Саидов - М., 1993.
12. Современное право Китайской Народной Республики. М., 1985.
13. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. / Ю.А. Тихомиров - М., 1996.
14. Юридическая жизнь в Китае. М., 1990.
Тема 12.Африканская правовая семья
1. Формирование африканской правовой семьи.
2. Традиционное африканское обычное право.
3. Влияние основных правовых семей на традиционное африканское обычное право.
4. Современные правовые системы африканских стран.