Этапы ликвидационного процесса
Ликвидационный процесс проходит в несколько этапов:
1. Сообщение о принятом решении регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного лица. Регистрирующий орган направляет для внесения в единый государственный реестр сведения о том, что лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомляет об этом налоговые органы, органы статистики, внебюджетные государственные фонды.
2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом.
3. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого ЮЛ; дата принятия решения о ликвидации; кто принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами (не может быть менее двух месяцев с момента публикации); способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).
4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.
5. Сообщение о ликвидации налоговому органу и внебюджетным фондам в трехдневный срок со дня принятия решения.
6. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.
7. Выход из состава участников других юридических лиц.
8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.
9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) ЮЛ или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого ЮЛ, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс подтверждает своевременность обращения соответствующего кредитора с требованием. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.
10. Если денежных средств организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ЮЛ с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
11. Снятие с учета в налоговом органе (ст. 84 НК РФ) и внебюджетных фондах.
12. Расчеты с кредиторами за счет имеющихся у лица денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества. Расчеты осуществляются в порядке, установленном ст. 64 ГК. РФ.
13. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) ЮЛ или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.
14. Представление согласованного ликвидационного баланса в налоговый орган для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.
15. Закрытие банковских счетов с уведомлением об этом налогового органа.
16. Аннулирование идентификационных кодов в органах статистики.
17. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (Министерство РФ по налогам и сборам), следующих документов:
а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;
б) ликвидационного баланса;
в) документа об уплате государственной пошлины.
Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого ЮЛ в срок, не превышающий пяти рабочих дней.
Ликвидация организации и индивидуального предпринимателя считается завершенной, а указанные субъекты предпринимательского права прекратившими свое существование после внесения записи об этом в государственный реестр.
Удовлетворение требований кредиторов
(ст. 64 ГК)
При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
1. в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
2. во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
3. в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
4. в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;
При ликвидации банков, привлекающих средства физических лиц, в первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или требований адвокатов, нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной законом предпринимательской или профессиональной деятельности указанных лиц), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц в банках и Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках.
2. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.
3. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
4. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
5. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
6. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа | |
Документы, представляемые в регистрирующий орган для государственной регистрации при ликвидации юридического лица | Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N 15001 |
Уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) по форме N 15002 | |
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме N 15003 | |
Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N 16001 | |
Ликвидационный баланс | |
Документ об уплате государственной пошлины | |
Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" | |
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства (при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства) | |
Место государственной регистрации ЮЛ при их ликвидации | По месту нахождения ликвидируемого юридического лица |
Срок представления документов в регистрирующий орган | Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации ЮЛ |
Документы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, представляются после завершения процесса ликвидации юридического лица | |
Срок государственной регистрации | Не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган |
Документы, выдаваемые регистрирующим органом при принятии документов | Расписка о получении документов, представленных заявителем по форме N Р16001 Лист А |
Государственная регистрация юридического лица в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества | |
Документы, представляемые в регистрирующий орган | Заявление о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении унитарного предприятия или учреждения по основанию, предусмотренному настоящей статьей, по форме N 16002 |
Решение об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия или решения органа государственной власти, на основании которого осуществлены внесение имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в уставный капитал АО либо передача указанных имущественного комплекса или имущества в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса РФ | |
Копии документа, подтверждающего государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения | |
Место государственной регистрации юридических лиц при их ликвидации | По месту нахождения ликвидируемого юридического лица |
Срок представления документов в регистрирующий орган | Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации ЮЛ |
Документы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, представляются после завершения процесса ликвидации ЮЛ | |
Срок государственной регистрации | Не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган |
Заключение
1. Возникновение права на ведение предпринимательской деятельности не связано с волеизъявлением государства по предоставлению гражданину статуса предпринимателя. Свобода предпринимательства является одной из фундаментальных неотъемлемых свобод человека, присущих ему независимо от воли государства.
2. Пределы свободы предпринимательской деятельности ограничены законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции.
3. Осуществление предпринимательской деятельности является результатом реализации общего права граждан на труд, т.е. права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
4. Установление обязанностей предпринимателей в форме правовых требований и запретов, установление мер ответственности предпринимателей является, по сути, ограничением их конституционных прав и свобод и должно соответствовать конституционно значимым целям (ст.55, 74 Конституции РФ, ст.1 ГК РФ).
5. Особенности наступления гражданско-правовой ответственности предпринимателей при осуществлении ими своей деятельности обусловлены главным образом тем, что предприниматель, как профессиональный и опытный участник экономических отношений, обязан всегда проявлять максимальную степень заботливости и осмотрительности для надлежащего исполнения своих обязательств, поэтому вопрос о вине обычно не должен приниматься во внимание при привлечении его к гражданско-правовой ответственности.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается содержание конституционного права гражданина на занятие предпринимательской деятельностью?
2. Назовите основные гарантии свободы предпринимательства.
3. Каковы правовые условия для начала предпринимательской деятельности?
4. Каковы цели государственной регистрации и лицензирования?
5. Назовите критерии для определения субъекта предпринимательства.
6. Назовите основные обязанности предпринимателя.
Доцент кафедры
кандидат юридических наук, доцент О. Л. Узун
[1] http://www.egrul.ru