Цели и задачи прокурорского надзора в РФ.

Понятие и значение принципа единства и централизации органов прокуратуры.

Назначение прокуроров и их подчиненность идет только по вертикали: нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры – Генеральному прокурору РФ. Вместе с тем каждый прокурор сохраняет самостоятельность в принятии решений и несет за принятое решение персональную ответственность. Принцип единства прокурорского надзора выражается в единстве принципов организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве целей, задач, правовых средств осуществления надзора в стране, а также полномочий прокуроров по реагированию на правонарушения. Единство прокурорской системы находит свое выражение также и в установлении единого срока полномочий для всех прокуроров.

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается. Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени РФ в целом. Каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации.

5. Принцип гласности в работе органов прокуратуры: содержание, значение, пределы.

Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне (информируют население о состоянии законности). Одним из проявлений этого принципа является ежегодное представление Генеральным прокурором палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют такую информацию органам власти субъектов Федерации, местного самоуправления. Все прокуроры представляют информацию радио, телевидению, газетам, иным средствам информации, выступают в печати, с лекциями и докладами перед населением.

Статья 4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает пределы гласности в деятельности органов прокуратуры. Они, в частности, действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Органы прокуратуры должны действовать в соответствии с законодательством РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

В то же время согласно п. 2 ст. 5 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации» прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений признал, что эта норма закона является важной гарантией от недопустимого вмешательства в деятельность органов прокуратуры Российской Федерации.

6. Понятие и содержание принципа независимости органов прокуратуры.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов независимо от федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов и общественных объединений. состоит в том, что все свои функциональные решения и действия каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, осуществленных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения.

Цели и задачи прокурорского надзора в РФ.

Цели прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом и, в частности, ее важнейшая функция – прокурорский надзор. Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. В конечном счете они определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре.Наиболее четко цели прокуратуры определены в ст. 1 Закона о прокуратуре. Пункт 2 этой статьи определяет, что целями прокуратуры являются:1) обеспечение верховенства закона;

2) обеспечение единства и укрепления законности;3) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина:4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Задачи прокурорского надзора могут быть условно разделены на три вида, или уровня, а именно: общие, специальные и частные.Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов. Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств:а) закрепленного в Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ общественного и государственного строя;б) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов гражданРФ, гарантированных Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ;в) прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.В качестве примера специальных задач можно назвать такие как:1) обеспечение законности актов;

2) обеспечение точного исполнения законов субъектами.Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется в процессе надзорной деятельности прокурора путем применения правовых средств прокурорского надзора. В ходе применения этих средств прокурор ставит определенные конкретные задачи и решает их. Такие задачи называются частными задачами прокурорского надзора. Частные задачи различаются в зависимости от направления прокурорского надзора и от вида применяемого правового средства. В числе частных задач в качестве примера могут быть названы такие, как получение полной информации о нарушениях конкретного закона, истребование правовых актов для проверки их соответствия закону или получение незаконного акта в кратчайшие сроки после его издания.

2.Правовые основы деятельности органов прокуратуры.1.Конституция РФ (Статья 129). Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

2.Федеральный закон "О прокуратуре РФ". Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.3.ГПК РФ.4.УПК.5.Уголовный кодекс РФ.

3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.Общие принципы организации и деятельности прокуратуры – это закрепленные в законодательстве РФ общие руководящие исходные положения, определяющие построение прокурорского надзора, характерные признаки деятельности органов прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней.Сущность принципов организации и деятельности прокуратуры заключается, во-первых, в определении наиболее существенных черт и требований и, во-вторых, в обязательности их для прокурорского работника независимо от занимаемой должности.Принципы прокурорского надзора можно разделить на общие и внутриорганизационные принципы организации и деятельности прокуратуры.Принципы организации и деятельности прокуратуры – это наиболее общие руководящие положения, определяющие существенные черты деятельности прокуроров Общие принципы закреплены в Конституции РФ и в Законе "О прокуратуре РФ". К ним относятся:1) законность – выполняя государственно-правовую функцию надзора, прокуратура действует в строгом соответствии с принципом законности, функционирует на основе законов, определяющих организацию и порядок ее деятельности.2) единство и централизация органов прокуратуры.3) независимость.4) обязательное исполнение требований прокуратуры;5) гласность.6) взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления и гражданами.7) политической независимости закона о прокуратуре запрет прокурорам на членство в общественных объединениях, преследующих политические цели, или принимать участие в их деятельности исключает возможность влияния этих объединений на прокурора в процессе осуществления прокурорского надзора.Наряду с общими принципами действуют и внутриорганизационные принципы, к которым можно отнести зональный, предметный и предметно-зональный принципы.

Наши рекомендации