Обеспечивают гарантии независимости адвокатуры.
В уголовном процессе Правовая возможность оказания адвокатом юридической помощи гражданам, предусмотрена рядом положений УПК.
В соответствии с положениями п. 8 ч. 4 ст. 47 УПК РФ подсудимый вправе пользоваться помощью защитника. Количество защитников не ограничивается.
В силу положений ст. 16 УПК РФ подсудимому должно быть обеспечено право на защиту, которое он может осуществлять лично либо с помощью защитника. В ходе судебного разбирательства дела и это происходит в начале каждого судебного заседания суд должен, разъяснить подсудимому право на защиту и обеспечить ему возможность защищаться всеми не запрещенными уголовно-процессуальным законом способами и средствами.
Стоит обратить внимание на то, что органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества (п.4 ст.18 закона об адвокатуре).
Сегодня в законе об адвокатуре предусмотрена ограниченное вмешательство в деятельность адвокатуры : частью 6 ст.17 Законом об адвокатуре.
Территориальный орган Министерства юстиции, по вопросам прекращения статуса адвоката, вправе обратиться с представлением в адвокатскую палату и в последующим с заявлением в суд
Следует отметить, в судебной практике требования территориального органа юстиции о прекращении статуса адвоката как правило остаются без удовлетворения.
По одному из дел, в качестве основания сложения статуса адвоката, территориальный орган юстиции обратился в суд, сославшись на нарушение претендентом требований к стажу юридической деятельности, сроком два года, как необходимое условие возникновения права претендента на сдачу квалифицированного экзамена для получения статуса адвоката. Тем не менее, в отсутствии необходимого стажа юридической деятельности, претендент успешно сдал экзамены, получил статус адвоката.
В соответствии с буквальным смыслом ч. 6 ст. 17 Федерального закона об адвокатуре, право у регистрирующего органа на обращение в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката возникает лишь в том случае, если совет адвокатской палаты в трехмесячный срок со дня поступления представления о прекращении адвокатского статуса не рассмотрел его. В конкретном случае, как было установлено судом, такое представление было рассмотрено в установленный законом срок советом адвокатской палаты, по нему вынесено решение.
Таким образом, у Министерства юстиции не возникло право на направление заявление в суд, а равно и право требования в судебном порядке на прекращение статуса адвоката.
В данном случае, вопрос лишения статуса адвоката может быть решен не территориальным органом юстиции, а адвокатским сообществом и только, в случае не согласия претендента с решением адвокатской палаты, он вправе обжаловать это решение в судебном порядке.
Только совет адвокатской палаты уполномочен разрешить вопрос о статусе адвоката. В вопросах допуска претендента к сдаче квалификационного экзамена следует учитывать установленный срок стажировки - от одного года до двух лет. Этот срок оценивается квалификационной комиссией адвокатской палаты.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 закона об адвокатуре, статус адвоката прекращается советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации по основаниям, перечень которых является исчерпывающим.
Соответствующие сведения об упразднении либо получения статуса адвоката, вносятся в региональный реестр.
Можно сделать вывод: Закон об адвокатуре связывает право территориального органа юстиции, на обращение в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката, при наличии юридического факта нарушения установленного законом срока, на рассмотрение адвокатской палатой соответствующего представления.
Независимость адвоката также предписана ст.18 Закона об адвокатуре, где установлен прямой запрет, на любое вмешательство либо препятствование каким бы то ни было образом адвокатской деятельности, осуществляемой в соответствии с законом.
Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).
Но интересы доверителя, обратившегося к адвокату за юридической помощью, обеспечены Конституции РФ, устанавливающей гарантию право каждому на получение квалифицированной юридической помощи. Поэтому, не ограничены какими-либо условиями абсолютное право доверителя на привлечение к гражданско-правовую ответственность адвоката, в порядке, предусмотренном законом об адвокатуре.
Любая информация, полученная адвокатом при выполнении им адвокатской деятельности, является адвокатской тайной. Не допускается истребование с адвокатских формирований сведений, связанных с оказанием адвокатом юридической помощи по конкретным делам.
Уголовное преследование адвоката может осуществляется только с соблюдения всех гарантий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.
Подозрение в ограничении прав членов семьи адвоката, может помешать адвокату на оказание доверителю квалифицированной помощи. Гарантии независимости адвоката обеспечены правовым механизмом. Законом прямо установлено, чтопод защитой государства находятся адвокат, члены его семьи и их имущество.
Принцип законности.
Принцип законности применительно к адвокатской деятельности выражен в ст. 4 Закона об адвокатуре, которая устанавливает, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из самого Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.