Глава iii.1. ведение списка участников общества

Статья 31.1. Ведение списка участников общества

Комментарий к статье 31.1

1. Комментируемая статья устанавливает и регламентирует обязанности общества по ведению и хранению списка участников общества. Данная статья, как и комментируемая глава, которая только из этой статьи и состоит, включена в комментируемый Закон в соответствии с Законом 2008 г. N 312-ФЗ. Обязательность ведения и хранения списка участников общества введена с учетом того, что этим же Законом 2008 г. N 312-ФЗ путем внесения изменений в ст. 89 части первой ГК РФ и п. 2 ст. 12 комментируемого Закона исключено требование указания в уставе общества сведений о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества. Одновременно Законом 2008 г. N 312-ФЗ в п. 8 ст. 11 комментируемого Закона и п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц включена норма о необходимости внесения в ЕГРЮЛ сведений о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества (см. комментарий к ст. ст. 11 и 12 Закона).

Основное предназначение списка участников общества, который ведет общество, внесенными Законом 2008 г. N 312-ФЗ изменениями не определено. Список участников общества упоминается в нормах п. 4 ст. 35 и п. 1 ст. 36 комментируемого Закона в качестве документа, необходимого для осуществления созыва общего собрания участников общества. Однако эти нормы содержались в данном Законе до принятия Закона 2008 г. N 312-ФЗ и вряд ли их можно считать нормами, определяющими основное предназначение списка участников общества. В списке участников общества, который ведет общество, угадывается аналог реестра акционеров акционерного общества, обязанность ведения и хранения которого установлена в ст. 44 Закона об АО для каждого акционерного общества. Несложно заметить, что отдельные нормы комментируемой статьи закреплены по аналогии с нормами указанной статьи Закона об АО.

В части 1 п. 1 комментируемой статьи определены следующие сведения, которые должны содержаться в списке участников общества, который ведет общество: сведения о каждом участнике общества, размере его доли в уставном капитале общества и ее оплате; сведения о размере долей в уставном капитале, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом. Непосредственно из нормы п. 2 данной статьи следует, что сведения о каждом участнике общества, указываемые в списке участников общества, наряду с размером принадлежащих ему долей в уставном капитале общества, должны включать: для участника - физического лица - имя и место жительства; для участника - юридического лица - наименование и место нахождения.

Как видно, перечень сведений, указываемых в списке участников общества, отличается от следующего перечня сведений, которые согласно подп. "д" п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц (в ред. Закона 2008 г. N 312-ФЗ) должны содержаться в ЕГРЮЛ в отношении участников обществ: сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

В части 2 п. 1 комментируемой статьи установлено, что общество обязано обеспечивать ведение и хранение списка участников общества в соответствии с требованиями комментируемого Закона с момента государственной регистрации общества. В части необходимости исполнения данной обязанности с момента государственной регистрации общества данная норма распространяется только на общества, создаваемые после вступления в силу Закона 2008 г. N 312-ФЗ, которым введена комментируемая статья, т.е. после 1 июля 2009 г. Общества, созданные до указанной даты, исполняют обязанность по обеспечению ведения и хранения списка участников общества соответственно с указанной даты, поскольку переходными положениями Закона 2008 г. N 312-ФЗ иное не установлено (о переходных положениях Закона 2008 г. N 312-ФЗ см. комментарий к ст. 59 Закона).

В пункте 22 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 марта 2010 г. N 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" судам предписывалось иметь в виду, что общества, созданные до 1 июля 2009 г., обязаны вести список участников общества только с этой даты, в связи с чем после 1 июля 2009 г. такие общества начинают ведение данного списка с внесения в него всех необходимых сведений по состоянию на эту дату; внесения в такой список сведений об изменениях состава участников общества и размеров их долей, имевших место с даты государственной регистрации общества до 1 июля 2009 г., не требуется.

Следует также напомнить, что согласно п. 8 ст. 11 комментируемого Закона сведения о номинальной стоимости долей участников общества при его учреждении определяются исходя из положений договора об учреждении общества или решения единственного учредителя общества, в том числе в случае, если эти доли не оплачены в полном объеме.

Хранение документов общества регламентировано ст. 50 комментируемого Закона, согласно п. 2 которой общество хранит те документы, которые оно обязано хранить, по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества (см. комментарий к указанной статье).

2. Норма п. 2 комментируемой статьи обязывает общество обеспечивать соответствие содержащихся в списке участников общества сведений об участниках общества и о принадлежащих им долях или частях долей в уставном капитале общества, о долях или частях долей, принадлежащих обществу, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, и нотариально удостоверенным сделкам по переходу долей в уставном капитале общества, о которых стало известно обществу. Как уже говорилось, Законом 2008 г. N 312-ФЗ в п. 8 ст. 11 комментируемого Закона и п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц включена норма о необходимости внесения в ЕГРЮЛ сведений о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества. В то же время согласно новой норме п. 12 ст. 21 комментируемого Закона с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю только в случаях, не требующих нотариального удостоверения. Там же установлено, что доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества (см. комментарий к ст. 21 Закона). Соответственно, в п. 2 комментируемой статьи говорится о необходимости обеспечения соответствия не только сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, но и нотариально удостоверенным сделкам по переходу долей в уставном капитале общества. Изменения в части перехода к обществу доли или части доли в уставном капитале общества согласно п. 6 ст. 24 комментируемого Закона приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, т.е. с момента внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ (см. комментарий к указанной статье).

Наряду с этим, норма п. 2 комментируемой статьи определяет субъекта, на которого возлагается указанная обязанность ("держатель списка участников общества"), - это лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества. В этой части данная норма является диспозитивной, поскольку прямо указано, что уставом общества может быть определен иной орган, исполняющий указанную обязанность. Таким органом может быть совет директоров (наблюдательный совет) общества, коллегиальный исполнительный орган общества или ревизионная комиссия (ревизор) общества (об органах общества см. комментарий к ст. 32 Закона). В случае передачи полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю указанную обязанность, если не определен другой орган общества, исполняет соответствующий управляющий (о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему см. комментарий к ст. 42 Закона).

Следует обратить внимание на то, что в отличие от нормы п. 3 ст. 44 Закона об АО, допускающей, что держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор (лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг), комментируемая статья не указывает на возможность передачи обществом функций по ведению списка участников общества другому лицу (при этом речь не идет о случаях передачи полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему).

3. В пункте 3 комментируемой статьи по аналогии с п. 5 ст. 44 Закона об АО закреплена обязанность каждого участника общества информировать общество об изменении сведений о своем имени или наименовании, месте жительства или месте нахождения, а также сведений о принадлежащих ему долях в уставном капитале общества, т.е. об изменении сведений, которые должны содержаться в списке участников общества. При этом конкретный срок для исполнения данной обязанности не определен - указано лишь на то, что участник общества обязан информировать своевременно общество об изменении соответствующих сведений.

Также по аналогии с п. 5 ст. 44 Закона об АО в п. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае непредставления участником общества информации об изменении сведений о себе общество не несет ответственность за причиненные в связи с этим убытки. Очевидно, данное правило касается и случаев предоставления участником общества неполной или недостоверной информации об изменении сведений о себе. О понятии убытков см. комментарий к ст. 2 Закона.

Наименование и место нахождения юридического лица определяются по правилам ст. 54 части первой ГК РФ (см. комментарий к ст. 4 Закона). Имени гражданина посвящена ст. 19 данного Кодекса, согласно п. 1 которой гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию, имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. В отношении места жительства гражданина в ст. 20 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ <168>) определено следующее: местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает; гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (п. 1); местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п. 2).

--------------------------------

<168> www.pravo.gov.ru. 2012. 31 декабря.

4 - 5. В случае если обществом в нарушение п. 2 комментируемой статьи не обеспечено соответствие сведений об участниках общества и о принадлежащих им долях или частях долей в уставном капитале общества, о долях или частях долей, принадлежащих обществу, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, а также в случае, если это нарушение допущено в результате неисполнения участниками общества установленной в п. 3 комментируемой статьи обязанности информировать своевременно общество об изменении сведений о себе, то согласно п. 4 данной статьи общество и не уведомившие общество об изменении соответствующих сведений участники общества не вправе ссылаться на несоответствие сведений, указанных в списке участников общества, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, в отношениях с третьими лицами, действовавшими только с учетом сведений, указанных в списке участников общества.

Это единственное изъятие из установленной в ч. 1 п. 5 комментируемой статьи презумпции верности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, на случай возникновения споров по поводу несоответствия сведений, указанных в списке участников общества, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ. Сама же данная презумпция сформулирована в указанной норме следующим образом: в случае возникновения споров по поводу несоответствия сведений, указанных в списке участников общества, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, право на долю или часть доли в уставном капитале общества устанавливается на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В части 2 п. 5 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае возникновения споров по поводу недостоверности сведений о принадлежности права на долю или часть доли, содержащихся в ЕГРЮЛ, право на долю или часть доли устанавливается на основании договора или иного подтверждающего возникновение у учредителя или участника права на долю или часть доли документа. Данная норма дополняет норму ч. 1 указанного пункта о презумпции верности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, на случай возникновения споров по поводу несоответствия сведений, указанных в списке участников общества, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ. Как представляется, только этим и можно объяснить то, что данная норма расположена в комментируемой статье, регламентирующей ведение и хранение списка участников общества.

Представляется уместным напомнить, что согласно новой норме п. 11 ст. 21 комментируемого Закона сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению; несоблюдение нотариальной формы указанной сделки влечет за собой ее недействительность; нотариальное удостоверение этой сделки не требуется в случаях перехода доли к обществу в порядке, предусмотренном ст. ст. 23 и 26 данного Закона, распределения доли между участниками общества и продажи доли всем или некоторым участникам общества либо третьим лицам в соответствии со ст. 24 Закона, а также при использовании преимущественного права покупки путем направления оферты о продаже доли или части доли и ее акцепта в соответствии с п. п. 5 - 7 ст. 21 Закона.

Наши рекомендации