Тема 9. Пенитенциарная (исправительная) психология
Исполнение наказания как психологическая проблема. Предмет изучения пенитенциарной психологии – факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в среде осужденных, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.
Феномен наказания в виде лишения свободы в современной пенитенциарной науке: кара, исправление, профилактика совершения осужденными новых преступлений. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний как основные принципы УИК РФ. Основные направления ресоциализующей деятельности. Влияние лишения свободы на содержание и динамику психических состояний осужденных. Психическое состояние осужденных в зависимости от времени нахождения в пенитенциарном учреждении. Глубокие переживания в начальной фазе адаптации, «нивелировка» во второй фазе адаптации, «завершение адаптации» – третья фаза. Социально-психологические закономерности тюремной среды. Конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных. Психологические требования к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений.
Тема 10. Психологические особенности судопроизводства
Психолого-правовая характеристика процесса познания, установления истины в судебном заседании. Психологические особенности оценки доказательств, установления истины составом суда.
Коммуникативная подструктура в деятельности судей при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Психологические особенности судебного допроса, судебных прений сторон. Судебная речь; требования, предъявляемые к. ней. Факторы, влияющие на коммуникативное поведение участников процесса в суде. Использование этих факторов судом в целях активизации психических познавательных процессов у лиц, участвующих в судебном рассмотрении дела.
Психологические особенности коммуникативного поведения участников процесса в суде присяжных заседателей.
Психологические особенности принятия решения судьей. «Эффект психической установки» и его роль в процессе принятия судебных решений.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
4.1 Перечень заданий для самостоятельной работы
1 Подготовка докладов по одной из тем курса.
2 Подготовка и сдача реферата (тема по выбору студента).
3 Подготовка к тестированию по всем темам курса.
4 Подготовка сообщения к выступлению на семинаре.
ДЕЛОВЫЕ СИТУАЦИИ
Задание 1
Группа несовершеннолетних совершила серию разбойных нападений. Преступления совершались открыто, дерзко, демонстративно, с жестоким издевательством над жертвами.
Что способствует активному поведению подростков при совершении противоправных действий?
Задание 2
Родионов систематически пьянствовал, избивал жену и детей. Однажды после очередного дебоша, когда жена сделала ему замечание, он накинулся на нее с ножом. 14-летняя дочь М. ударила его сзади топором.
Какой тип характера у несовершеннолетней М.?
Задание 3
На строительной площадке произошла авария. Во время происшествия прораб Новиков был сильно взволнован, бегал, суетился, отдавал распоряжения, которые мало что изменяли в сложившейся обстановке, а порой даже вредили делу. С целью изучения психического состояния Новикова следователь назначил судебно-психологическую экспертизу.
Правильно ли поступил следователь? Какие вопросы он может поставить перед экспертами-психологами?
Задание 4
В прокуратуру города поступило заявление от гражданина Сидорова, в котором он указал, что публикация ряда статей газеты имеет цель унизить его имя, опорочить честь, достоинство и деловую репутацию. Прокуратура проверила материалы газеты и возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 130 УПК РФ. В процессе расследования была назначена комплексная судебная экспертиза.
Какую судебную экспертизу назначил следователь? Какие вопросы были поставлены перед экспертом?
Задание 5
Котова оспаривала в суде действительность завещания умершего отца (по мотивам ст. 177 ГК РФ). Завещатель часть имущества передал фактической супруге, но не состоявшей с ним в зарегистрированном браке. Котова утверждала, что отец при составлении завещания не мог в полной мере осознавать значение своих действий и сознательно руководить ими. Котова считает, что отец находился в весьма преклонном возрасте, принимая решение о завещании не самостоятельно, а под влиянием фактической супруги. Котова сообщила, что накануне она поссорилась с отцом, чем и воспользовалась фактическая супруга. Котова утверждала, что отец неоднократно говорил, что все имущество оставит дочери. На поведение завещателя повлияло его эмоциональное переживание и влияние фактической супруги.
Надо ли проводить судебную экспертизу, если да, то как она называется и какие целесообразно поставить перед экспертами вопросы?
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
5.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины (модуля)
Таблица 9 - Результаты освоения компетенции
Код компетенции | Наименование компетенции | Этапы формирования (наименование тем) | Виды работ обучающихся | Инструмент оценки (опрос, анализ, оценивание качества работы, тестирование и т.д.) |
ОК-1 | осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания | Психология личности в правоохранительной деятельности | Аналитическая обработка текста. | Опрос |
ОК-2 | способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Психология профессиональной деятельности юриста | Доклад | Оценивание качества работы |
ОК-3 | владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | Познавательные процессы, учет их закономерностей юристом | Аналитическая обработка текста. | Опрос |
ОК-5 | обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе | Эмоции, чувства, психические состояния в юридической деятельности | Эссе | Оценивание качества работы |
ОК-6 | имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону | Криминальная психология | Доклад | Оценивание качества работы |
ОК-7 | стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства | Психология допроса | Доклад | Оценивание качества работы |
ПК-2 | способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Судебно-психологическая экспертиза | Аналитическая обработка текста. | Опрос |
ПК-4 | способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | Психологические особенности судопроизводства | Создание и представление презентации | Оценивание качества работы |
ПК-8 | готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | Психология профессиональной деятельности юриста | Создание и представление презентации | Оценивание качества работы |
ПК-9 | способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина | Предмет юридической психологии | Аналитическая обработка текста. | Опрос |
ПК-12 | способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению | Пенитенциарная (исправительная) психология | Доклад | Оценивание качества работы |
5.2 Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации
Тематика эссе, рефератов
1. Предмет, методы, структура и задачи юридической психологии.
2. Краткий очерк развития юридической психологии.
3. Правовая социализация и десоциализация личности.
4. Правосознание и правоисполнительное поведение.
5. Психология гражданского судопроизводства.
6. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве.
7. Понятие личности преступника. Поведенческая схема личности преступника.
8. Типология личности преступника.
9. Психологические особенности отдельных категорий преступников.
10. Психологические аспекты виктимности жертв преступлений.
11. Биосоциальные факторы в системе детерминации преступного поведения.
12. Психология преступного деяния. Психологические аспекты вины и юридической ответственности.
13. Психологический отбор в правоохранительные органы
14. Психология следователя и следственной деятельности.
15. Этапы расследования и структура познавательно-поисковой деятельности следователя.
16. Типология следственных ситуаций.
17. Выявление мотивов преступления и анализ их информационного содержания. Информационное содержание способа совершения деяния.
18. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.
19. Социальная реадаптация лиц, отбывших уголовное наказание.
20. Психология деятельности органов, исполняющих наказания (пенитенциарная психология).