Тема 9. Пенитенциарная (исправительная) психология

Исполнение наказания как психологическая проблема. Предмет изучения пенитенциарной психологии – факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в среде осужденных, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.

Феномен наказания в виде лишения свободы в современной пенитенциарной науке: кара, исправление, профилактика совершения осужденными новых преступлений. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний как основные принципы УИК РФ. Основные направления ресоциализующей деятельности. Влияние лишения свободы на содержание и динамику психических состояний осужденных. Психическое состояние осужденных в зависимости от времени нахождения в пенитенциарном учреждении. Глубокие переживания в начальной фазе адаптации, «нивелировка» во второй фазе адаптации, «завершение адаптации» – третья фаза. Социально-психологические закономерности тюремной среды. Конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных. Психологические требования к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений.

Тема 10. Психологические особенности судопроизводства

Психолого-правовая характеристика процесса познания, установления истины в судебном заседании. Психологические особенности оценки доказательств, установления истины составом суда.

Коммуникативная подструктура в деятельности судей при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Психологические особенности судебного допроса, судебных прений сторон. Судебная речь; требования, предъявляемые к. ней. Факторы, влияющие на коммуникативное поведение участников процесса в суде. Использование этих факторов судом в целях активизации психических познавательных процессов у лиц, участвующих в судебном рассмотрении дела.

Психологические особенности коммуникативного поведения участников процесса в суде присяжных заседателей.

Психологические особенности принятия решения судьей. «Эффект психической установки» и его роль в процессе принятия судебных решений.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

4.1 Перечень заданий для самостоятельной работы

1 Подготовка докладов по одной из тем курса.

2 Подготовка и сдача реферата (тема по выбору студента).

3 Подготовка к тестированию по всем темам курса.

4 Подготовка сообщения к выступлению на семинаре.

ДЕЛОВЫЕ СИТУАЦИИ

Задание 1

Группа несовершеннолетних совершила серию разбойных нападений. Преступления совершались открыто, дерзко, демонстративно, с жестоким издевательством над жертвами.

Что способствует активному поведению подростков при совершении противоправных действий?

Задание 2

Родионов систематически пьянствовал, избивал жену и детей. Однажды после очередного дебоша, когда жена сделала ему замечание, он накинулся на нее с ножом. 14-летняя дочь М. ударила его сзади топором.

Какой тип характера у несовершеннолетней М.?

Задание 3

На строительной площадке произошла авария. Во время происшествия прораб Новиков был сильно взволнован, бегал, суетился, отдавал распоряжения, которые мало что изменяли в сложившейся обстановке, а порой даже вредили делу. С целью изучения психического состояния Новикова следователь назначил судебно-психологическую экспертизу.

Правильно ли поступил следователь? Какие вопросы он может поставить перед экспертами-психологами?

Задание 4

В прокуратуру города поступило заявление от гражданина Сидорова, в котором он указал, что публикация ряда статей газеты имеет цель унизить его имя, опорочить честь, достоинство и деловую репутацию. Прокуратура проверила материалы газеты и возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 130 УПК РФ. В процессе расследования была назначена комплексная судебная экспертиза.

Какую судебную экспертизу назначил следователь? Какие вопросы были поставлены перед экспертом?

Задание 5

Котова оспаривала в суде действительность завещания умершего отца (по мотивам ст. 177 ГК РФ). Завещатель часть имущества передал фактической супруге, но не состоявшей с ним в зарегистрированном браке. Котова утверждала, что отец при составлении завещания не мог в полной мере осознавать значение своих действий и сознательно руководить ими. Котова считает, что отец находился в весьма преклонном возрасте, принимая решение о завещании не самостоятельно, а под влиянием фактической супруги. Котова сообщила, что накануне она поссорилась с отцом, чем и воспользовалась фактическая супруга. Котова утверждала, что отец неоднократно говорил, что все имущество оставит дочери. На поведение завещателя повлияло его эмоциональное переживание и влияние фактической супруги.

Надо ли проводить судебную экспертизу, если да, то как она называется и какие целесообразно поставить перед экспертами вопросы?

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

5.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины (модуля)

Таблица 9 - Результаты освоения компетенции

Код компетенции Наименование компетенции Этапы формирования (наименование тем) Виды работ обучающихся Инструмент оценки (опрос, анализ, оценивание качества работы, тестирование и т.д.)
ОК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания Психология личности в правоохранительной деятельности Аналитическая обработка текста. Опрос
ОК-2 способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста Психология профессиональной деятельности юриста Доклад Оценивание качества работы
ОК-3 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Познавательные процессы, учет их закономерностей юристом Аналитическая обработка текста. Опрос
ОК-5 обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе Эмоции, чувства, психические состояния в юридической деятельности Эссе Оценивание качества работы
ОК-6 имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону Криминальная психология Доклад Оценивание качества работы
ОК-7 стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства Психология допроса Доклад Оценивание качества работы
ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Судебно-психологическая экспертиза Аналитическая обработка текста. Опрос
ПК-4 способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом Психологические особенности судопроизводства Создание и представление презентации Оценивание качества работы
ПК-8 готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства Психология профессиональной деятельности юриста Создание и представление презентации Оценивание качества работы
ПК-9 способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина Предмет юридической психологии Аналитическая обработка текста. Опрос
ПК-12 способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению Пенитенциарная (исправительная) психология Доклад Оценивание качества работы

5.2 Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации

Тематика эссе, рефератов

1. Предмет, методы, структура и задачи юридической психологии.

2. Краткий очерк развития юридической психологии.

3. Правовая социализация и десоциализация личности.

4. Правосознание и правоисполнительное поведение.

5. Психология гражданского судопроизводства.

6. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве.

7. Понятие личности преступника. Поведенческая схема личности преступника.

8. Типология личности преступника.

9. Психологические особенности отдельных категорий преступников.

10. Психологические аспекты виктимности жертв преступлений.

11. Биосоциальные факторы в системе детерминации преступного поведения.

12. Психология преступного деяния. Психологические аспекты вины и юридической ответственности.

13. Психологический отбор в правоохранительные органы

14. Психология следователя и следственной деятельности.

15. Этапы расследования и структура познавательно-поисковой деятельности следователя.

16. Типология следственных ситуаций.

17. Выявление мотивов преступления и анализ их информационного содержания. Информационное содержание способа совершения деяния.

18. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.

19. Социальная реадаптация лиц, отбывших уголовное наказание.

20. Психология деятельности органов, исполняющих наказания (пенитенциарная психология).

Наши рекомендации