Надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Гродно 2007

Контролируемая самостоятельная работа студентов по «Прокурорскому надзору» состоит в выполнении студентами заданий с последующим контролем качества их выполнения и защитой выполненной работы.

Форма контроля заданий КСР по «Прокурорскому надзору»:

а) письменная, предполагает подготовку студентами рефератов, контрольных работ;

б) устная: в виде проведения семинарских занятий с последующим зачетом тем КСР; обсуждения дискуссионных вопросов о месте прокуратуры в системе государственной власти; совершенствовании полномочий прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законодательства.

СОЗДАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ развития оРГАНОВ прокуратуры

ТематическиЙ план

1. Необходимость образования прокуратуры.

2. Основные этапы развития прокуратуры.

1. Необходимость образования прокуратуры.

После Октябрьской революции 1917 г. Как в РСФСР, так и в БССР единого органа по надзору за соблюдением законов образовано не было. К тому были объективные причины. Вся территория бывшей царской России, после завоевания власти Советами депутатов трудящихся была охвачена гражданской войной, оккупирована иностранными интервентами. С оружием в руках нужно было защищать завоевания советской власти. Надзор за соблюдением законодательства осуществляли различные государственные органы в рамках своей компетенции: Наркомат юстиции, надзорные суды, РКИ, местные Советы.

Недостатком этого надзора было то, что:

1. Каждое ведомство выполняло свои функции по надзору за соблюдением законодательства в узко ведомственных рамках.

2. Надзор, как правило, не распространялся на законность деятельности Советов и их исполкомах.

Но после окончания гражданской войны, когда РСФСР, БССР и другие республики стали на мирный путь развития, все большего упрочения гражданского оборота, развития экономики возникла необходимость создания и упрочения единой законности не только в РСФСР но, по мнению В.И. Ленина, и в союзе советских республик.

Для создания и упрочения единой законности необходимо было:

1. Создать законодательную базу.

2. Учредить орган по надзору за соблюдением законности.

Таким органом, мыслил В.И. Ленин, должна стать советская прокуратура – единый, централизованный орган по надзору за законностью независимый от местных органов власти и управления.

Третьей сессией ВЦИК 9-го созыва было принято «Положение о прокурорском надзоре» РСФСР 26 мая 1922 г., а 26 июня 1922 г. Третьей сессией ЦИК БССР было утверждено «Положение о прокурорском надзоре в БССР в целях:

1. осуществления надзора за соблюдением законов;

2. в интересах правильной постановки борьбы с преступностью.

Прокуратура в БССР, как и в других советских республиках, была создана как отдел «Государственная прокуратура». Тому были две причины:

1. не было материальной базы для создания прокуратуры как отдельного ведомства.

2. не было кадров для работы в прокуратуре.

А в Наркомюсте БССР был уже 5-ти летний опыт надзора за законностью, т.к. он был образован в 1917 г.

Основные этапы развития прокуратуры.

Первый этап (1922-1924 гг.)

1. Это организационный период становления прокурорского надзора, завоевание прокурорами доверия населения, как представителей центральной власти, независимой от местных органов.

2. Период установления правильных отношений между прокуратурой и местными советскими и партийными органами.

3. В этот период в советских республиках были приняты законодательные акты, направленные на организационное укрепление прокуратуры, повышение авторитета неприкосновенности прокурорских работников, расширении функции прокурорского надзора. Так, сначала в РСФСР 1 февраля 1923 г., а затем м во всех республиках были приняты Положения о НКЮ, которыми на прокуратуру были дополнительно возложены дополнительные полномочия:

– наблюдение за ведением за границей уголовных и гражданских дел «в коих заинтересовано Правительство РСФСР»;

– наблюдение за деятельностью мест лишения свободы и ИТУ: совместно с НКВД разработка правил об исправительно-трудовой системе;

– осуществление функций и прокурорского надзора в Верховном Суде СССР и его коллегиях согласно Положению о судоустройстве и процессуальным законам.

Второй этап (1924-1933 г.г.)

Этот этап

1. Проводились мероприятия по обеспечению единства законности для всей федерации советских республик в связи с образованием СССР. Поскольку прокуроры союзных республик не были уполномочены осуществлять надзор за соблюдением законов в союзных наркоматах и ведомствах, то первым шагом на этом пути было образование прокуратуры Верховного Суда СССР в 1924 году. Положение в Верховном Суде СССР было утверждено 23.11.1923 г. Им были определены функции, полномочия, структура и штаты Прокуратуры Верховного Суда СССР, а именно:

1.1. осуществлять законодательную инициативу;

1.2. право приостанавливать приговоры и другие судебные акты коллегии и специальных присутствий Верховного Суда СССР и судебных учреждений союзных республик по истребованным делам;

1.3. право приостанавливать постановления, распоряжения и действия ОГПУ. Прокурор Верховного Суда в союзном масштабе возглавлял надзор за законностью деятельности ОГПУ и его органов, через своих старших помощников руководил деятельностью военных прокуроров.

1.4. с 1930 г. Прокурор Верховного Суда СССР руководил непосредственно деятельностью прокуроров ж/д транспорта.

1.5. важнейшим событием в деле укрепления законности и повышении роли прокурорского надзора, явилось принятие Постановления ЦИК и СНК СССР «О революционной законности» от 25 июня 1932 г.

Третий этап (1933-1936 г.г.)

1. «В целях укрепления соцзаконности и должной охраны общественной собственности по Союзу СССР от покушения со стороны противоправных элементов» 20 июня 1933 г. была учреждена Прокуратура СССР во главе с Прокурором СССР, назначаемым Президиумом ЦИК СССР, который осуществлял общее руководство деятельностью прокуратур союзных республик.

2. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена.

3. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. «Об образовании Народного Комиссариата юстиции СССР», все органы прокуратуры в союзных республиках выделялись из состава НКЮ и поступали в подчинение только прокурору СССР.

Четвёртый этап (1936-1953 г.г.)

Характерен тем, что:

1. 5 декабря 1936 г. была принята Конституция СССР, которая повысила роль и значение прокурорского надзора в стране.

2. Конституция СССР возложила на Прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами, ведомствами, должностными лицами и гражданами.

3. Конституция законодательно закрепила такие ленинские принципы организации и деятельности прокуратуры, как:

3.1. централизация органов прокуратуры;

3.2. независимость от местных органов власти и подчинение их только Прокурору СССР.

4. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. для прокурорско-следственных работников были введены классные чины.

5. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1946 г. Прокурору СССР было присвоено наименование Генерального прокурора СССР.

Пятый этап (1954-1976 г.г.)

Характеризуется полным восстановлением прокурорского надзора в его правах, четким законодательным определением его полномочий.

1. В 1955 г. принято Положение о прокурорском надзоре в СССР.

2. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1956 г. была определена структура центрального аппарата Прокуратуры СССР.

3. В 1959 г. в Прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик были образованы коллегии.

4. Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 декабря 1966 г. было утверждено Положение о военной прокуратуре.

Шестой этап (1977-1992 г.г.)

1. Конституция СССР, принятая 7 декабря 1977 г. расширила сферу воздействия прокурорского надзора за точным и единообразным исполнением законов:

1.1. возложили осуществление высшего надзора не только Генеральным прокурором, но и подчиненными ему прокурорами.

1.2. расширила круг объектов прокурорского надзора (госкомитеты и колхозы).

2. В сентябре 1979 г. была введена доплата прокурорским работникам за классные чины и выслугу лет.

3. Вторая сессия Верховного Совета СССР десятого созыва 30 ноября 1979 г. приняла Закон о прокуратуре СССР.

4. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1980 г. было утверждено Положение о классных чинах работников прокуратуры СССР.

5. В 1922 г. произошел распад СССР. Союзные республики стали независимыми самостоятельными государствами.

Седьмой этап (1992-2006 г.г.)

После распада СССР в 1992 г. в Республике Беларусь стала создаваться своя законодательная база.

В апреле 1992 г. Верховным Советом Республики Беларусь была принята Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь, в т.ч. реформы прокурорского надзора.

Было подчеркнуто, что проведение судебно-правовой реформы является необходимым условием и важнейшей предпосылкой построения в Республике Беларусь правового государства.

Основные положения реформы прокурорского надзора были учтены в последующих законодательных актах о его организации.

1. 29 января 1993 г. Верховным Советом Республики Беларусь был принят Закон республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»:

1.1. который подтвердил, что прокурорский надзор – это «высший надзор за исполнением законов»;

1.2. расширил круг объектов прокурорского надзора ст. 2 Закона о прокуратуре предусматривали осуществление надзора за исполнением надзора органами госбезопасности, внутренних дел, воинскими формированиями, а также политическими партиями.

2. В 1994 г. принята Конституция Республики Беларусь.

3. После принятия Конституции Республики Беларусь 1994 г. неоднократно вносились изменения и дополнения в Закон о прокуратуре Республики Беларусь 1993 г. Так, Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» от 6 октября 1994 г. со статьи 1 Закона было исключено слово «высший». Отныне прокурор осуществляет не высший надзор за исполнением законов», а от имени государства осуществляет надзор за исполнением закона.

Восьмой этап (с 2007 г.)

Национальным Собранием Республики Беларусь 8 мая 2007 г. принят Новый Закон о прокуратуре Республики Беларусь, который:

1. Устанавливает организационные и правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь.

2. Регулирует отношения в области осуществления прокурорского надзора и выполнением иных функций возложенных на прокуратуру Республики Беларусь.

3. Устанавливает особенности правового положения прокурорских работников.

4. Устанавливая одним из основных направлений деятельности прокуратуры – координацию правоохранительной деятельности государственных органов осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

5. В качестве одного из направлений деятельности прокуратуры выделил надзор за исполнением за законодательства при производстве оперативно-розыскной деятельности.

Наши рекомендации