Тема 10: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО БОРЬБЕ С БЕЗНАДЗОРНОСТЬЮ И ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО БОРЬБЕ С БЕЗНАДЗОРНОСТЬЮ И ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Действующее законодательство закрепляет положение о том, что граждане обязаны заботиться о вос­питании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Забота о воспитании молодежи, в особенности несовершеннолетних, рассматривается как конституционная обязан­ность всех граждан, всех государственных органов и общественных организаций. Реализация правовой ре­формы предполагает улучшение трудового, идеологического и нравственного воспитания молодежи.

В настоящее время, когда решение социальных проблем по воспитанию молодежи стало перво­очередной задачей государственных и общественных органов, неизмеримо возросли возможности пра­вового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское и правовое становление. Важная роль в выполнении этих задач принадлежит органам про­куратуры. Однако, как отмечает Генеральный прокурор Российской Федерации в приказе № 30 от 18.05.95 г. «О задачах органов прокуратуры по повышению эффективности надзора за исполнением за­конов о несовершеннолетних» и иных директивах, органы прокуратуры не всегда используют свои пол­номочия, часто действуют в отрыве от реальных проблем, рожденных жизнью. Прокуроры мало внима­ния уделяют вопросам прав и законных интересов несовершеннолетних, надзору за условиями семейного и школьного воспитания. Не изжита еще тенденция сводить перевоспитание педагогически запущенных подростков к применению различного рода наказаний.

В практике работы органов прокуратуры слабо используются возможности индивидуальной про­филактической работы с подростком, профилактики правонарушений. В предупредительной работе преимущественно преобладают мероприятия общего характера, многие из которых страдают формализ­мом. Некоторые прокуроры в свой профессиональной деятельности слабо связаны с местными органами местного самоуправления, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, учреждениями просвещения, профтехобразования, трудовыми коллективами. Это существенно отражается на эффек­тивности предупредительной работы, которая в системе мер по профилактике безнадзорности и право­нарушений несовершеннолетних должна быть выдвинута на передний план.

Основными задачами деятельности органов прокуратуры по профилактике безнадзорности и пра­вонарушений несовершеннолетних являются:

— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных дей­ствий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

— обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

— социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

— выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основы­вается на принципах:

— законности;

— демократизма;

— гуманного обращения с несовершеннолетними;

— поддержки семьи и взаимодействия с ней;

— индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденци­альности полученной информации;

— государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных ин­тересов несовершеннолетних.

В систему органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, за дея­тельностью которых органами прокуратуры осуществляется надзор, входят:

— комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установлен­ном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

— органы управления социальной защиты населения;

— органы управления образованием;

— органы опеки и попечительства;

— органы по делам молодежи;

— органы управления здравоохранением;

— органы службы занятости;

— органы внутренних дел.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отно­шении несовершеннолетних:

1) безнадзорных и беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие средства;

5) совершивших правонарушение, повлекших применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административ­ная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с из­менением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого на­ступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта амнистии или в связи с помилованием;

11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специ­альных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобож­дения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Органы прокуратуры надзирают за тем, чтобы соблюдались права и свободы лиц, в отношении ко­торых проводится индивидуальная профилактическая работа, гарантированные Конституцией Россий­ской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Феде­рации, предусмотренными в ст. 8 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также иных нормативных правовых актах.

Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, имеют право на:

— уведомление родителей или законных представителей об их помещении в учреждение систе­мы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, а также в органы прокуратуры и в суд;

— гуманное, не унижающее человеческое достоинство общение;

— поддержание связей с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;

— получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ог­раничения их количества;

— обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия.

Необходимо отметить, что наиболее слабым звеном в деятельности органов прокуратуры является надзор за законностью и охрана средствами прокурорского воздействия прав детей, оставшихся без попече­ния родителей. Проверки, проводимые прокуратурой в детских учреждениях, показывают, что в большинст­ве из них не создано элементарных условий для содержания детей-сирот: неудовлетворительные бытовые условия; плохое питание и санитарное обслуживание; не организован досуг детей; низкая требовательность к педагогическим кадрам и т.д. В этой сфере прокурорский надзор должен быть особенно строгим и взыска­тельным, ибо, кроме прокурора, таких детей, по существу, защитить некому. Между тем некоторые проку­роры проявляют равнодушие, бюрократизм и казенное отношение к нуждам обездоленных детей.

Важная роль в предупреждении нарушений закона и в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принадлежит комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемым органами местного самоуправления. Именно они должны осуществлять меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлять и устранять причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; контролировать условия воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также обращение с несо­вершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно­летних; осуществлять меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних; подготавливать материалы, предоставляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждени­ях закрытого типа; рассматривать представления органа правления образовательного учреждения об исключе­нии несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения; оказывать помощь в бытовом и трудовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений; применять меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей и законных представителей.

.

Наши рекомендации