Предмет и пределы прокурорского надзора
Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД сформулированы в ст. 34 Закона РК «О прокуратуре».
Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность актов и действий органов и должностных лиц, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
Указанные направления детализируются в нормах оперативно-розыскного законодательства. В связи с эти можно утверждать, что в предмет прокурорского надзора входит законность принятия решений:
· О заведении и прекращении дела оперативного учета;
· О проведении и прекращении конкретных ОРМ;
· О предоставлении результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд;
· О рассекречивании сведений, полученных при проведении ОРМ, правовая защита лиц оперативно-розыскных органов и лиц им содействующих. В данном случае прокурорский надзор служит условием эффективности ОРД.
Объекты надзора – государственные органы, которые вправе осуществлять ОРД.
· Органы внутренних дел;
· Органы КНБ;
· Финансовая полиция.
Пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющих ОРД, определяется содержанием Закона об ОРД, приказами и указаниями Генерального прокурора РК.
В предмет прокурорского надзора не входят:
· Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления ОРД;
· Сведения о лицах, внедренные в ОПГ, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие эти органам на конфедициальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Пределы полномочий органов прокуратуры. Прокуратура не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов.
Исполнению подлежат только законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий по надзору за ОРД. Это означает, что неисполнение всех иных, хотя и законных требований прокурора, но не связанных с предметом надзора, не влечет для исполнения.
Прокурор не вправе лично проводить ОРМ или участвовать в их подготовке.
Прокурор не вправе вмешиваться в принятие решений, имеющих оперативно-технический характер.
3. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов осуществляющих ОРД.
Полномочия прокурора носят властно-распорядительный характер. В соответствии со ст. 35 закона РК «О прокуратуре»: прокурор:
1) получает прекращенные и находящиеся в производстве дела оперативно-розыскной деятельности, материалы, документы и другие необходимые сведения о ходе оперативно-розыскной деятельности, кроме сведений о личности граждан, сотрудничающих или сотрудничавших на негласной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
2) проверяет законность проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
3) рассматривает жалобы и заявления на действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
4) опротестовывает противоречащие Конституции, законам и актам Президента Республики нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, издаваемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
5) прекращает своим постановлением оперативно-розыскные мероприятия в случае выявления нарушений закона, прав человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
6) выносит в отношении сотрудников, допустивших противоправные действия при проведении оперативно-розыскных мероприятий, постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства;
7) выносит другие акты прокурорского надзора, предусмотренные настоящим Законом, по выявленным фактам нарушений при осуществлении надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности;
8) освобождает незаконно задержанных лиц;
9) при необходимости требует от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона;
10) в случаях, установленных законодательством, дает санкцию на проведение оперативно-розыскных мероприятий.