Тема 7. Прокурорский надзор за исполнением законов по делам

Несовершеннолетних

Лекция.

Надзор за исполнением законов о защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Надзор за исполнением законов при привлечении несовершеннолетних к уголовной ответственности, в местах ограничения и лишения свободы для несовершеннолетних и рассмотрении в судах уголовных дел. Участие прокурора в рассмотрении в суде гражданских дел в отношении несовершеннолетних.

Практическое занятие.

Доклад студентов с последующим обсуждением:

1. Надзор за исполнением законов о защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

2. Надзор за исполнением законов при привлечении несовершеннолетних к уголовной ответственности, в местах ограничения и лишения свободы для несовершеннолетних и рассмотрении в судах уголовных дел.

3. Участие прокурора в рассмотрении в суде гражданских дел в отношении несовершеннолетних

Тема 8. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами

Лекция.

Сущность участия прокурора в рассмотрении гражданских дел судами. Взаимосвязь с другими направлениями надзорной деятельности прокурора. Полномочия прокурора по участию в рассмотрении судами гражданских дел. Правовые средства, используемые прокурором при рассмотрении в судах гражданских дел. Обращение прокурора в суд с заявлениями и исковыми заявлениям. Вступление прокурора в дело, начатое по инициативе заинтересованных лиц. Круг дел, по которым обязательно участие прокурора. Поддержание прокурором иска в порядке гражданского судопроизводства. Апелляционное и кассационное представление прокурора. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судом кассационной инстанции. Участие прокурора в судебном разбирательстве гражданских дел в порядке судебного надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Надзорное представление прокурора. Участие прокурора в особом производстве. Участие прокурора в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

Практическое занятие.

Доклад студентов с последующим обсуждением.

1. Сущность участия прокурора в рассмотрении гражданских дел судами.

2. Взаимосвязь с другими направлениями надзорной деятельности прокурора.

3. Полномочия прокурора по участию в рассмотрении судами гражданских дел.

4. Обращение прокурора в суд с заявлениями и исковыми заявлениям.

5. Вступление прокурора в дело, начатое по инициативе заинтересованных лиц.

6. Круг дел, по которым обязательно участие прокурора.

7. Поддержание прокурором иска в порядке гражданского судопроизводства. Апелляционное и кассационное представление прокурора.

8. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судом кассационной инстанции. Участие прокурора в судебном разбирательстве гражданских дел в порядке судебного надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Тема 9. Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве (для самостоятельной работы, см. раздел 6 рабочей программы дисциплины).

Тема 10. Работа органов прокуратуры с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан.

Лекция.

Порядок и сроки рассмотрения прокурором предложений, заявлений и жалоб граждан. Работа органов прокуратуры по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан как составная часть деятельности прокуроров по укреплению законности, защите прав и законных интересов личности. Организация работы по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан. Привлечение специалистов к их проверке. Организация и проведение личного приема граждан.

Практическое занятие.

Доклад студентов с последующим обсуждением.

1. Порядок и сроки рассмотрения прокурором предложений, заявлений и жалоб граждан.

2. Работа органов прокуратуры по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан

3. Организация работы по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан. Привлечение специалистов к их проверке.

4. Организация и проведение личного приема граждан.

Тема 11. Прокурорский надзор за исполнением законности администрациями

органов и учреждений, исполняющих наказания

Лекция.

Правовые основы, сущность, понятие, цели и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Объекты, предмет и субъекты надзорной деятельности прокуратуры в этой отрасли. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов администрациями поднадзорных органов и учреждений. Основы методики прокурорской деятельности по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Организация прокурорского надзора за исполнением законов в органах и учреждениях, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, а также в местах содержания задержанных и заключенных под стражу.

Практическое занятие.

Деловая игра.

Примерный состав участников деловой игры:

  • прокурор – 1 чел;
  • законный представитель – 1 чел;
  • заявитель – 1 чел;
  • адвокат - 1 чел;
  • эксперты – 2 чел.

Подготовка и проведение деловой игры.

Преподаватель заранее знакомит студентов с целями проведения деловой игры, объясняет задачи всех участников и распределяет роли с учетом пожелания студентов.

Всем участникам деловой игры выдается задание, которое они выполняют за пределами учебного расписания, консультируясь с преподавателем.

Проекты документов, подготовленные студентами до проведения деловой игры, предъявляются экспертам для письменного заключения по ним. Эксперты до начала игры оглашают свои мнения по данным документам.

Задания участникам деловой игры 1.

Работники полиции доставили несовершеннолетнего в отдел полиции для проверки его на причастность к совершенному преступлению. Через два часа его отпустили домой. Его законный представитель считает, что работники полиции нарушили права его ребенка. В ходе беседы с прокурором она потребовала от него обеспечить ее и ее ребенка в ходе данной беседы квалифицированной юридической помощью.

Задания участникам деловой игры 2.

Работник прокуратуры в рамках проверке заявления на некачественную хлебобулочную продукцию со стороны потребителей решил провести проверку хлебокомбината, который их выпускает. Какие процессуальные действия он может выполнить. Какие права и обязанности у него имеются при выполнении проверки заявления находящегося у него в производстве.

Эксперты в течении 3-5 минут оценивают подготовленность участников к деловой игре, активность и компетентность действий участников деловой игры, конструктивность вносимых ими предложений. Они кратко анализируют выступления всех участников, отмечая как положительные, так и отрицательные стороны, и дают им оценку. При этом учитывается знание участниками законодательных актов, материалов судебной практики, умение готовить проекты юридических документов, вести диалог, принимать оптимальные решения и правильно строить отношения между собой.

Преподаватель, не повторяя сказанного экспертами, в течение пяти минут подводит итоги проведенного занятия, кратко анализирует заключения экспертов. При этом он обращает внимание участников игры на полноту достижения поставленных целей, на недостатки и положительные стороны хода игры.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Очная форма обучения:

Раздел дисциплины Виды самостоятельной работы Трудоемкость (в часах) Формы контроля самостоятельной работы
1. Предмет и система курса «Прокурорский надзор в РФ». Подготовка к устному опросу   0,5ч. Устный опрос
Решение задач 0,5ч. Проверка решения задач
2. Система, структура и организация деятельности органов прокуратуры Подготовка к устному опросу   0,5ч. Устный опрос
Решение задач 0,5ч. Проверка решения задач
3. Государственная служба в органах прокуратуры и управление прокуратурой Подготовка к устному опросу 0,5ч. Устный опрос
Решение задач 0,5ч. Проверка решения задач
4. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (общий надзор) Подготовка к устному опросу 0,5ч. Устный опрос
Решение задач 0,5ч. Проверка решения задач
5. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность Подготовка к устному опросу 0,5ч. Устный опрос
Решение задач 0,5ч. Проверка решения задач
6. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами Подготовка к устному опросу 0,5ч. Устный опрос
  0,5ч. Проверка решения задач
7. Прокурорский надзор за исполнением законов по делам   Подготовка к устному опросу Устный опрос
Решение задач Проверка решения задач
8. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами Подготовка к устному опросу Устный опрос
Решение задач Проверка решения задач
9. Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве Подготовка к устному опросу Устный опрос
Решение задач Проверка решения задач
10. Работа органов прокуратуры с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан Подготовка к устному опросу Устный опрос
Решение задач Проверка решения задач
11. Прокурорский надзор за исполнением законности администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания Подготовка к устному опросу Устный опрос
Решение задач Проверка решения задач

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные, практические занятия, самостоятельная работа.

На лекциях:

- информационная лекция;

- проблемная лекция.

Практические занятия проводятся с использованием активных и интерактивных методов: выступления обучающихся с докладами по заданному материалу; дискуссия; групповое обсуждение в форме коллоквиума; деловая игра.

Самостоятельная работа студента предполагает подготовку к устному опросу, решение задач. Выполнение заданий требует использования не только учебников и пособий, но и нормативных правовых актов, информации, содержащейся в периодических изданиях, СПС Консультант плюс и Гарант, интернет ресурсах.

Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

1. учебные аудитории, в которых проводятся занятия со студентами с нарушениями слуха, оборудованы мультимедийной системой (ПК и проектор), компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации доступные для слабовидящих формы (укрупненный текст);

2. в образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Суммарно по дисциплине можно получить 100 баллов, из них текущая работа оценивается в 50 баллов, итоговая форма контроля (зачет) - в 50 баллов.

Шкала соответствия рейтинговых баллов (с учетом их округления до целых) оценкам, вносимым в зачетную книжку:

56 баллов и более – "зачтено "

55 баллов и менее - "незачтено"

Критерии оценивания сформированности компетенций в соответствии с балльно-рейтинговой системой представлены в разделе 7 рабочей программы дисциплины.

Соответствия компетенций, критериев оценки их освоения и оценочных средств представлены в разделе 8 рабочей программы дисциплины.

Наши рекомендации