Тема 5. Прокурорский надзор за исполнением законов органами
осуществляющими дознание, предварительное следствие и
Оперативно-розыскную деятельность
Лекция.
Содержание прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, его свойства и особенности. Структура и предмет надзора. Полномочия прокурора по осуществлению надзора, по выявлению нарушений законности, реагированию на правомерные и неправомерные действия органов расследования. Полномочия прокурора как должностного лица, уполномоченного от имени государства осуществлять уголовное преследование. Правовые средства надзора, их виды. Прокурорские проверки, их виды. Средства прокурорского реагирования на неправомерные и правомерные действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Соотношение прокурорского надзора и судебного контроля за законностью процессуальных решений органов дознания и предварительного следствия. Прокурорский надзор за законностью приема и регистрации сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях. Прокурорский надзор за законностью отказа в возбуждении уголовного дела. Прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовного дела. Прокурорский надзор за законностью производства дознания. Надзор прокурора за законностью задержания граждан, подозреваемых в совершении преступлений. Надзор прокурора за законностью и обоснованностью предъявления обвинения. Надзор прокурора за законностью избрания меры пресечения. Особенности прокурорского надзора за законностью избрания ареста в качестве меры пресечения. Надзор прокурора за законностью приостановления предварительного расследования. Надзор прокурора за законностью окончания предварительного расследования и составления обвинительного заключения. Надзор прокурора за законностью прекращения производства по уголовному делу. Надзор прокурора за законностью оперативно-розыскной деятельности.
Практическое занятие.Деловая игра.
Примерный состав участников деловой игры:
- Журов Николай, работник правоохранительных органов – 1 чел;
- Иванов Иван помощник прокурора - 1 чел;
- эксперты – 2 чел.
Подготовка и проведение деловой игры.
Преподаватель заранее знакомит студентов с целями проведения деловой игры, объясняет задачи всех участников и распределяет роли с учетом пожелания студентов.
Всем участникам деловой игры выдается задание, которое они выполняют за пределами учебного расписания, консультируясь с преподавателем.
Проекты документов, подготовленные студентами до проведения деловой игры, предъявляются экспертам для письменного заключения по ним. Эксперты до начала игры оглашают свои мнения по данным документам.
Задания участникам деловой игры.
В отношении Журова Н. поступила жалоба на то, что в своем служебном кабинете, куда он принудительно доставил заявителя, где в дальнейшем, в ходе проведения опроса лица которое отрабатывалось им в рамках опроса на причастность к совершенному преступлении он более 8 часов.
Эксперты в течении 3-5 минут оценивают подготовленность участников к деловой игре, активность и компетентность действий участников деловой игры, конструктивность вносимых ими предложений. Они кратко анализируют выступления всех участников, отмечая как положительные, так и отрицательные стороны, и дают им оценку. При этом учитывается знание участниками законодательных актов, материалов адвокатской практики, умение готовить проекты юридических документов, вести диалог, принимать оптимальные решения и правильно строить отношения между собой.
Преподаватель, не повторяя сказанного экспертами, в течение пяти минут подводит итоги проведенного занятия, кратко анализирует заключения экспертов. При этом он обращает внимание участников игры на полноту достижения поставленных целей, на недостатки и положительные стороны хода игры.
Тема 6. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами
Лекция.
Сущность участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами. Взаимосвязь данной сферы деятельности с другими направлениями деятельности прокурора. Полномочия прокурора по участию в рассмотрении судами уголовных дел. Правовые средства, используемые прокурором при участии в рассмотрении судами уголовных дел. Участие прокурора в предварительном слушании. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами первой инстанции. Поддержание прокурором государственного обвинения, отказ прокурора от поддержания государственного обвинения. Апелляционное, кассационное и частное представление прокурора. Особенности участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел мировыми судьями. Участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел в суде присяжных. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом апелляционной и кассационной инстанции. Заключение прокурора. Участие прокурора в пересмотре вступивших в законную силу актов суда. Надзорное представление прокурора, заключение прокурора. Прокурорский надзор за исполнением приговоров. Участие прокурора в особом порядке судебного разбирательства.
Практическое занятие.Деловая игра.
Примерный состав участников деловой игры:
- Пуртов Степан, подсудимый – 1 чел;
- Иванов Иван гос.обвинитель- 1 чел;
- эксперты – 2 чел.
Подготовка и проведение деловой игры.
Преподаватель заранее знакомит студентов с целями проведения деловой игры, объясняет задачи всех участников и распределяет роли с учетом пожелания студентов.
Всем участникам деловой игры выдается задание, которое они выполняют за пределами учебного расписания, консультируясь с преподавателем.
Проекты документов, подготовленные студентами до проведения деловой игры, предъявляются экспертам для письменного заключения по ним. Эксперты до начала игры оглашают свои мнения по данным документам.
Задания участникам деловой игры.
Представителю гос.обвинения необходимо допросить в рамках судебного следствия подсудимого Пуртова С., подозреваемого в совершении преступления предусмотренного ч.2 ст. 161 УК РФ, который свою вину признает частично (признает кражу, но не грабеж)
Эксперты в течении 3-5 минут оценивают подготовленность участников к деловой игре, активность и компетентность действий участников деловой игры, конструктивность вносимых ими предложений. Они кратко анализируют выступления всех участников, отмечая как положительные, так и отрицательные стороны, и дают им оценку. При этом учитывается знание участниками законодательных актов, материалов адвокатской практики, умение готовить проекты юридических документов, вести диалог, принимать оптимальные решения и правильно строить отношения между собой.
Преподаватель, не повторяя сказанного экспертами, в течение пяти минут подводит итоги проведенного занятия, кратко анализирует заключения экспертов. При этом он обращает внимание участников игры на полноту достижения поставленных целей, на недостатки и положительные стороны хода игры.