Сущность, цели , участники и формы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью со стороны органов прокуратуры
Правовую основу координационной деятельности прокуратуры составляют Закон о прокуратуре (ст. 8); Положение о координации деятельности правоохранительных органов но борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567; приказ Генерального прокурора РФ от 16.01.2012 № 7 "Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности"; Положение о Координационном совете генеральных прокуроров государств - участников Совета Независимых Государств, утвержденное решением Совета глав государств СНГ в 2000 г., и др.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.
Координационная деятельность - это согласованная деятельность правоохранительных органов, направленная на разработку, обсуждение и осуществление в рамках компетенции каждого органа совместных мероприятий в целях своевременного выявления, пресечения, предупреждения, раскрытия преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению.
Сущность координации состоит во взаимосогласованной, упорядоченной деятельности различных органов по достижению общей цели. Прокуратура, как и правоохранительные органы (органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и др.), имея общие цели и задачи в сфере борьбы с преступностью, осуществляют свою деятельность посредством применения специфических форм и методов в соответствии с установленной для каждого из них компетенцией в определенных сферах жизнедеятельности. Для борьбы с преступными проявлениями требуется объединение усилий, согласование по месту и времени действий различных органов правоохранительной системы, что и достигается посредством их координации. При этом благодаря координации достигается согласованность деятельности ее субъектов, обеспечение единства их действий по достижению общих целей по борьбе с преступностью. Ее необходимость диктуется рядом факторов. В их числе - состояние преступности в стране. Она по-прежнему представляет собой реальную угрозу охраняемым законом правам и свободам граждан, а также интересам общества и государства. Усиливается ее организованность и агрессивность. Появляются новые, все более опасные виды преступлений. В этих условиях традиционные способы и меры воздействия на преступность оказываются явно недостаточными и неэффективными.
Целью координации является эффективность в борьбе с преступностью.
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в этом случае выполняет роль координатора, т.е. организатора взаимодействия, направленного па выработку и реализацию совместных согласованных мероприятий в сфере борьбы с преступностью.
Координационная деятельность правоохранительных органов предполагает решение следующих задач: повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью; объединение их усилий по своевременному выявлению и пресечению готовящихся преступлений, раскрытию и расследованию совершенных преступлений; устранение дублирования и параллелизма в работе; выработка единообразного подхода к применению законов и других нормативных правовых актов, регулирующих сферу борьбы с преступностью; формирование стабильной правоприменительной практики.
Деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью координируется прокурорами в строгом соответствии с определенными принципами, соблюдение которых одинаково обязательно для всех участников координационной деятельности. Такими принципами являются:
- соблюдение законности;
- равенство всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;
- самостоятельность каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий;
- гласность в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина, государственной и иной охраняемой законом тайне;
- ответственность руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных мероприятий.
Участники координационной деятельности определены Законом о прокуратуре. Согласно ст. 8 к ним относятся Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, являющиеся координаторами деятельности по борьбе с преступностью, а также органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы таможенной службы. Однако этот перечень не является исчерпывающим, поскольку круг государственных органов, осуществляющих правоохранительные функции, гораздо шире и включает Федеральную службу исполнения наказания, Федеральную службу судебных приставов, федеральные органы государственной охраны, Федеральную противопожарную службу МЧС России, а также органы, осуществляющие предварительное следствие и дознание.
В определенных ситуациях к охране общественного порядка и проведению операций по борьбе с преступностью могут привлекаться воинские подразделения Министерства обороны РФ. И в этих случаях командиры соответствующих воинских подразделений тоже могут стать участниками координационной деятельности. При необходимости на координационные совещания приглашаются руководители исполнительной и представительной (законодательной) власти, судов, других заинтересованных ведомств.
По своей масштабности координационная деятельность является многоуровневой. Она осуществляется на федеральном уровне. Ее участниками являются Генеральный прокурор РФ и руководители федеральных органов исполнительной власти, возглавляющие соответствующие правоохранительные органы (министры, директора, руководители).
Следующим уровнем является координационная деятельность в федеральных округах (напомним, их восемь). Ее обеспечение возлагается на начальников управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных органах. Участниками координационной деятельности являются прокуроры, руководители соответствующих правоохранительных органов субъектов РФ, входящих в федеральный округ.
На уровне субъектов РФ тоже осуществляется координация деятельности правоохранительных органов, действующих па территории соответствующего субъекта РФ. Координатором этой деятельности является прокурор соответствующего субъекта РФ.
И, наконец, на местном уровне координацию правоохранительной деятельности соответствующих органов правоохраны, действующих на территории района, города, осуществляет прокурор района (города).
Положение регламентирует и основные формы координационной деятельности правоохранительных органов. Она осуществляется в следующих основных формах:
• проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;
• текущий обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;
• совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;
• создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;
• проведение совместных целевых мероприятий по выявлению и пресечению преступлений, а также по устранению причин и условий, способствующих их совершению; взаимное использование возможностей правоохранительных органов в повышении квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций; оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью по основаниям и в порядке, предусмотренным законом; издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и ориентировок, иных организационно-распорядительных документов; издание совместных бюллетеней (сборников) и других информационных документов по обмену опытом деятельности в борьбе с преступностью; разработка и утверждение согласованных полугодовых, а при необходимости перспективных планов координационной деятельности.
Выбор названных и иных форм координации определяется ее участниками исходя из конкретной обстановки.