Указ от 25 мая 1718 г. Пункты, данные С.-Петербургскому Генерал полицмейстеру.
Задачи.
1. Петр І, положил начало создания в России самостоятельных специализированных органов, издав в 1718 году указ об утверждении в Петербурге должности Генерал-полицмейстера (док. № 12)
Определите структуру и задачи полиции, созданной Петром І.
2. В регламенте Главному магистрату 1721 г., отмечалось, что «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный надзор человеческой безопасности и удобности» (док. № 13).
Что по вашему мнению имел в виду законодатель и какими задачами в связи с этим наделялась полиция?
Содержит ли подобные положения современный закон о полиции?
3. Традиционно для несения службы охраны общественного порядка на Руси привлекались выборные люди из местного населения.
Изучите документ № 12 и определите, как назывались эти люди и как они избирались?
4. Первоначально специальные полицейские органы были учреждены в столицах: Петербурге (1718 г.) и Москве (1721 г.), а затем и в других городах (док. № 14). После проведения губернской реформы 1775 г. Создается специальный полицейский аппарат в уездах (нижний земской суд). Изучите документ № 15 и ответьте на вопросы.
Какие должности вводились в полицейский аппарат и какими обязанностями они наделялись?
5. В ходе реформы полиции в 1782 г. принимается специальный Устав благочиния (док. № 16).
Из каких должностей состоял штат полиции?
Какие обязанности исполняла управа благочиния?
Что входило в обязанности квартального надзирателя?
6. Устав благочиния (док. № 16) разрабатывался с 1779 г. и был утверждён императрицей Екатериной II 8 апреля 1782 г. Он является первым развёрнутым законодательным актом, посвящённым полиции. Устав содержит ряд нравоучений, относящихся, как к полиции, так и к частным лицам и является своеобразным «моральным кодексом гражданина».
Какие источники послужили формированию Устава?
С чем обязана была бороться полиция того времени?
Соответствовало ли количество обязанностей полиции ее штату?
7. В 1802 г. вместо государственных коллегий были учреждены министерства, в числе которых было и Министерство внутренних дел (док. № 17). Министерство внутренних дел руководило деятельностью губернаторов, которым в свою очередь подчинялась полиция на местах. В 1811 г. из Министерства внутренних дел выделяется специальное Министерство полиции (док. № 18). В 1819 г. Министерство полиции вновь объединяется с Министерством внутренних дел (док. № 19).
Проанализируйте указанные документы. В чем заключались причины таких преобразований?
8. Изучите «Учреждение министерства Внутренних Дел» 1892 г. (док. № 20).
Какие подразделения входили в Министерство внутренних дел?
Какими правами обладал министр внутренних дел?
Какими делами ведал Департамент полиции?
9. В ходе реформы полиции в 60-80-х годах XIX в., были созданы единые уездные полицейские управления во главе с исправниками, учреждены должности участковых урядников, увеличены штаты околоточных надзирателей (док. № 21).
Кто такие околодочные надзиратели?
В чьем ведении они находились и какими обязанностями наделялись?
Документ № 12
Документ № 13
Регламент или Устав Главного Магистрата, 16 января 1721 г.
(Извлечение)
Глава II. О главных Магистрата делах
По присяжной должности Главного Магистрата правление состоит в том:
1) Во всех городах порядочной магистрат учредить. 2) Оной добрыми уставами и ограждениями снабдить. 3) Того смотреть, чтоб было правосудие. 4) Добрую полицию учредить.
Документ № 15
Учреждение для управления губерний Всероссийской
Империи. 7 ноября 1775 г.
(Извлечение)
… Нашли мы, во-первых, что по великой обширности некоторых губерний, оные недостаточно снабжены как правительствами, так и надобными для управления
людьми . . .
Гл. I. Примерный штат губерний
22. В каждом уезде или округе учреждается нижний земский суд.
23. В нижнем земском суде заседает земский исправник, или капитан, и 2 или 3 заседателя, смотря по общности уезда.
25. В каждом городе, где нет коменданта, определяется городничий (в столице же — обер-полицмейстер).
Гл. III. Порядок определения в должности
66. Уездный или окружной судья и земский исправник, или капитан, выбираются дворянством через всякие три года и представляются от оного правителю, и буде за ними нет явного порока, то губернатор подтверждает выбор. В тех же уездах, где дворянских имений нет или мало, то земский исправник определяется наместническим (губернаторским) правлением из чиновных людей, по представлению трех достойных людей от Верхней расправы
71. Городничий определяется Сенатом по представлению наместнического (губернского) правления.
Гл. XVII. О должности нижнего земского суда
223. В нижнем земском суде заседает Земский исправник и два заседателя, но буде обширность уезда того требует, то оставляется на рассмотрение правления (губернского) наместнического приказать выбрать и 3-го заседателя земского суда, кои выбираются и присылаются через 3 года.
224. Нижний земский суд долженствует, во-первых, иметь бдение, дабы в уезде сохранены были благочиние, добронравие, порядок; во-вторых, чтобы предписанное законами, полезное повсюду в уезде исполняемо и сохраняемо было; в случае же нарушения оных, нижний земский суд, по состоянию дела, не смотря ни на какое лицо, всякого должен принудить к исполнению предписанного законом; в-третьих, нижний земский суд; один в уезде право имеет приводить в действие повеления правления, решения палат верхних и уездных судов и чинить отказы.
225. По делам до полиции или благочиния земского касаэщимся, и по делам о мостах и дорогах, нижний земский суд состоит прямо под повелением (губернского) наместнического правления.
226. Нижний земский суд долженствует наблюдать, дабы| никто запрещенным не торговал в уезде и чрез межу уезда и не возил запрещенного.
228. Нижний земский суд должен иметь также прилежное смотрение, чтоб в уезде везде меры и весы были верные, исправные и заклейменные; за лживые же чинить взыскание по узаконениям.
229. Нижний земский суд бдение имеет, чтоб в уезде никто беглых не принимал, не держал и не укрывал, и буде где явится таковой ослушник и нарушитель установленного порядка, кто бы принимал, держал у себя и укрывал беглого, то нижний земский суд должен (буде не отдаст добровольно) поступать с таковым, как по законам предписано . . .
Гл. XXIII. О должности земского исправника или капитана
Нижнему земскому суду поручено в уезде: 1. Земская полиция, или благочиние; 2. Приведение в исполнение закона 3. Приведение в действие повелений правления и проч.., от земского же исправника, как он есть первый заседатель сего суда, требуется и предписывается ему следующее . . .
Земскому исправнику надлежит отправлять должность свою с непоколебимою верностью и ревностью к службе императорского величества, с доброхотством и человеколюбием к народу, с осторожною кротостию, без ослабления во всех делах и с непрестанным бдением, дабы везде установленный порядок всеми и каждым в уезде сохранен был в целости.
237. . . . для того земскому исправнику поручается и предписывается бдение, дабы никто в противность подданнического долга и послушания в уезде ничего не предпринял и не учинил. Буде же, паче чаяния, где окажется сему противное предприятие, то земский исправник не токмо о том уведомить долженствует губернское правление и государева наместника или правителя (губернии) наместничества, но имеет до того не допустить и смирить по мере данной ему власти нарушителя общего, частного и собственного своего покоя и блаженства, в чем всякий верный императорского величества подданный обязан по мере власти, силы и возможности помогать земскому исправнику.
242. Буде где в уезде окажется в чем ослушание от целого селения, то земский капитан уведомляет о сем наместническое правление и генерал-губернатора, или правителя наместничества и между тем прилагает старание о приведении ослушных в послушание по мере данной ему власти.
243. Земский исправник всякому обиженному дает судейское покровительство, и для того, буде где в уезде окажется насильство, то земский капитан тотчас на месте о том исследывает без многого письменного производства, но единственно ясность приводит, учинился ли такой-то случай или нет, и свидетелей допрашивает, и буде у кого что отнято и оно налицо вводится, точас велит возвратить, и даст о том знать уездному суду, к которому просьбу производить дозволяется тем, кои доказать могут, что земский исправник пристрастно или несправедливо поступил . . .
244. Буде где в уезде окажется скопище воров или беглых людей, то земский капитан уведомляет о сем наместническое правление и генерал-губернатора, или правителя наместничества; а между тем, не теряя времени, приложит всевозможное старание воров имать в тех местах в уезде, где находятся, в чем каждое селение обязано подать руку помощи, и буде по следствию окажется, что где в селении воры или беглые были, и их в селении не имали небрежением, то таковые селения подвержены пени, и земский исправник предложит нижнему суду, который имеет право наложить на нерадивых о общей безопасности, и взыскивать с таковых селений старост, выбранных и сотских по рублю с каждого из них человека, что упустили, могши его имать.
246. Земский капитан неусыпное смотрение иметь должен в уезде за мостами и большими дорогами, дабы они в таком исправном состоянии были, чтоб на них остановки и опасности никому не приключилось; а буде где испортятся, велеть поправлять тем, кому надлежит, без упущения времени, и к тому принудить может . . .
249. Земский капитан властен подтверждать единожды о прилежнейшем смотрении каждому хозяину, чтоб крайняя веззде осторожность наблюдаема была в домах от огня и на полях при выжигании трав, жнитв и коренья . . .
251. Земский исправник словами долженствует поощрять но токмо земледельцев к земледелию и трудолюбию, а селения к тому, чтоб всегда несколько хлеба в запасе имели, дабы в случав неурожая обыватели нужды терпеть не могли, но и вообще всех людей к добронравию и порядочному житью.
252. Земский капитан долженствует иметь особливое попечение о прокормлении нищих и убогих в уезде, и старается, чтоб всякий приход, помещик или селение своих нищих и убогих и по телесным недугам работать немогущих прокормил, и оных отнюдь не допуская до такой крайности, чтоб от голода, холода принуждены были по миру шататься, и стыдным и порочным образом докучать людям . . . прошением милости. Буде же под нищих набредут из других уездов праздно шатающиеся люди, то таковых изловя, высылать вон из уезда; буде же беглые и беспашпортные, то отсылать, куда принадлежит, а пока не отошлются (буде работать не могут) заставить чинить дороги и мосты вместо обывателей, кои им за то дадут дневную нужную пищу.
Гл. XIX. О городничем и его должности
253. В каждом уездном городе, где нет коменданта, определяется городничий; где же есть комендант, то поручается им исполнение нижеписанного в сей главе (в столице же обер-полицмейстеру).
254. Городничий не судья, но долженствует: 1. иметь бдение, дабы в городе сохранены были благочиние, добронравие и порядок; 2. чтоб предписанное законами полезное в городе исполняемо и сохраняемо было; в случае же нарушения оного, городничий, по состоянию дела, несмотря ни на какое лицо, всякому напоминать может о исполнении предписанного законом, а в случае непослушания даст о том знать судебному месту для суждения виновного; 3. городничий в городе право имеет привести в действие повеления, решения палат и прочих судов.
275. Штатные команды, кои в городах находятся на разных караулах присутственных мест, или при должностях, суть в команде городничего, который в случае опасности (оставя часовых где необходимо нужно) оные собрать и употребить может для предохранения общего блага от опасности; посему городничему надлежит за исправным состоянием той штатной команды прилежное смотрение иметь.
259. За мерами и весами в городе имеет городничий общее с городовым магистром смотрение.
262. Городничий ни в каком опасном случае город не покидает, под опасением лишения места и чести.
269. Городничий смотрение иметь должен в городе за мостами, переправами и улицами . . .
270. Буде случится войскам . . . .пройти через город тогда, когда надобно, городничий велит отвести квартиры, смотря, чтоб обывателям одним перед другими отягощения не было . . . смотреть, чтоб обоюдных обид и притеснений никому не было . . ,
274. Городничий словами долженствует поощрять обывателей не токмо по всякому роду дозволенного трудолюбия, рукоделия и промысла, но и вообще всех людей, в городе живущих, к к добронравию, человеколюбию и порядочному житию.
(ПСЗ, Собр. 1. Т. XX. № 14392)
Документ № 16
Документ № 18
Учреждение Министерства Полиции. Манифест.
25 июня 1811 г.
(Извлечение)
I Министерство Полиции составляется из трех департаментов, из особенного медицинского совета и канцелярии министерства.
2. По существу дел, принадлежащих к Министерству Полиции, полагаются в нем следующие департаменты: 1) Департамент полиции хозяйственной. 2) Департамент полиции исполни тельной. 3) Департамент медицинский.
58. Существо власти, вверяемой министру полиции, состоит в том, чтоб действие его и главным надзором законам и учреждениям, к охранению внутренней безопасности установленным, доставить скорее и точное исполнение.
100. В обстоятельствах чрезвычайных (212 Общего Министерского Наказа) все министры уполномочены действовать всеми вверенными им способами, не ожидая разрешения. Изъятие сие от общих правил особенно принадлежит министру полиции, по вверенному ему охранению внутренней безопасности.
101. Министр полиции в сих случаях имеет право требовать пособия войск, расположенных в губерниях, и требования сии должны быть удовлетворяемы, по отношениям его не только и военному министерству, но и прямо к шефам и командирам разных полков и команд.
(ПСЗ. Собр. 1. Т. XXI. Отд. 1. № 246Я7)
Документ № 19
О присоединении Министерства Полиции к МВД 1819 г.
(Извлечение)
Признав лучшим для лучшего распределения дел Министерство Полиции присоединить к Министерству внутренних дел, повелеваем: Департамент Мануфактур и Внутренней Торговли причислить к Министерству Финансов, Почтовому же Департаменту остаться впредь до повеления под нынешним его Начальством.
(ПСЗ. Собр. 1. Т. XXXVІ. № 27699)
Документ № 20
Учреждение Министерства Внутренних Дел. 1892 г.
(Извлечение)
308. Министерство Внутренних Дел составляет: 1) Министр, 2) Товарищ Министра, 3) Совет Министра, 4) Главное Управление Почт и Телеграфов, 5) Главное управление по делам печати, 6) Главное Тюремное Управление, 7) Департамент Полиции, 8) Департамент Хозяйственный, 9) Департамент Духовных Дел Иностранных Исповеданий, 10) Департамент Медицинский, 11) Департамент Общих Дел Министерства, 12) Земский Отдел, 13) Канцелярия Министра.
312. Министр Внутренних Дел заведывает Корпусом Жандармов на правах Шефа Жандармов. Он имеет высший надзор за точным исполнением чинами Корпуса своих обязанностей и испрашивает Высочайших указаний по всем вопросам, требующим, на основании действующих законов, Высочайшего разрешения, а также имеет высшее руководство чинами Корпуса во обнаружение и исследование преступлений.
314. В обстоятельствах чрезвычайных, по Общему Министерскому Наказу, все Министры уполномочены действовать всеми вверенными им способами, не ожидая разрешения. Сие уполномочие особенно принадлежит Министру Внутренних Дел, по вверенному ему охранению внутренней безопасности.
315. В постановлении чрезвычайных и настоятельных мер повеления, министром Внутренних Дел подписанные, исполняются беспрекословно, хотя бы и не имели определенной формы.
319. На одного из Товарищей Министра Внутренних Дел возложено заведывание полициею на основании инструкции при сем приложенной.
361. Департамент Полиции состоит из Директора, Вице-Директоров, Чиновников для особых поручений, Секретаря, Общего Журналиста, Делопроизводителей, Старших и Младших их помощников, Казначея, его Помощника, Начальника Архива с Помощниками и чиновниками для письма.
362. Департамент Полиции ведет дела: 1) по предупреждению и пресечению преступлений и по охранению общественной безопасности и порядка; 2) о государственных преступлениях; 3) по устройству полицейских учреждений и по наблюдению за их деятельностью и за правильным течением дел в сих учреждениях; 4) но определению, перемещению, увольнению и награждению чиновников полиции и назначение им пенсий и других законом установленных денежных выдач; 5) об охранении и возобновлении государственной границы; 6) о пограничных сообщениях; 7) о снабжении иностранцев видами на проживание в России и о высылке иностранцев; 8) по повестке показаний лиц, имеющих себя за границею русскими подданными, по передаче в Россию русских подданных, задержанных за границею, дезертиров и обвиняемых в разных преступлениях; 9) об учреждении опек в особых случаях; 10) по надзору за литейными и трактирными заведениями; 11) о мерах безопасности от огня и по надзору за приготовлением, хранением, торговлею и перевозкою пороха и других взрывчатых веществ; 12) по утверждению уставов разных обществ и клубов и разрешению публичных лекций, чтений, выставок и съездов; 13) по наблюдению за исполнением указаний и правил о паспортах и беглых и о правах на место жительство евреев; 14) другие, подробно указанные в подлежащих частях Свода и особых узаконениях.
(ПСЗ. Т. 1. Ч. 2. Кн. 5)
Документ № 21
Задачи.
1. Петр І, положил начало создания в России самостоятельных специализированных органов, издав в 1718 году указ об утверждении в Петербурге должности Генерал-полицмейстера (док. № 12)
Определите структуру и задачи полиции, созданной Петром І.
2. В регламенте Главному магистрату 1721 г., отмечалось, что «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный надзор человеческой безопасности и удобности» (док. № 13).
Что по вашему мнению имел в виду законодатель и какими задачами в связи с этим наделялась полиция?
Содержит ли подобные положения современный закон о полиции?
3. Традиционно для несения службы охраны общественного порядка на Руси привлекались выборные люди из местного населения.
Изучите документ № 12 и определите, как назывались эти люди и как они избирались?
4. Первоначально специальные полицейские органы были учреждены в столицах: Петербурге (1718 г.) и Москве (1721 г.), а затем и в других городах (док. № 14). После проведения губернской реформы 1775 г. Создается специальный полицейский аппарат в уездах (нижний земской суд). Изучите документ № 15 и ответьте на вопросы.
Какие должности вводились в полицейский аппарат и какими обязанностями они наделялись?
5. В ходе реформы полиции в 1782 г. принимается специальный Устав благочиния (док. № 16).
Из каких должностей состоял штат полиции?
Какие обязанности исполняла управа благочиния?
Что входило в обязанности квартального надзирателя?
6. Устав благочиния (док. № 16) разрабатывался с 1779 г. и был утверждён императрицей Екатериной II 8 апреля 1782 г. Он является первым развёрнутым законодательным актом, посвящённым полиции. Устав содержит ряд нравоучений, относящихся, как к полиции, так и к частным лицам и является своеобразным «моральным кодексом гражданина».
Какие источники послужили формированию Устава?
С чем обязана была бороться полиция того времени?
Соответствовало ли количество обязанностей полиции ее штату?
7. В 1802 г. вместо государственных коллегий были учреждены министерства, в числе которых было и Министерство внутренних дел (док. № 17). Министерство внутренних дел руководило деятельностью губернаторов, которым в свою очередь подчинялась полиция на местах. В 1811 г. из Министерства внутренних дел выделяется специальное Министерство полиции (док. № 18). В 1819 г. Министерство полиции вновь объединяется с Министерством внутренних дел (док. № 19).
Проанализируйте указанные документы. В чем заключались причины таких преобразований?
8. Изучите «Учреждение министерства Внутренних Дел» 1892 г. (док. № 20).
Какие подразделения входили в Министерство внутренних дел?
Какими правами обладал министр внутренних дел?
Какими делами ведал Департамент полиции?
9. В ходе реформы полиции в 60-80-х годах XIX в., были созданы единые уездные полицейские управления во главе с исправниками, учреждены должности участковых урядников, увеличены штаты околоточных надзирателей (док. № 21).
Кто такие околодочные надзиратели?
В чьем ведении они находились и какими обязанностями наделялись?
Документ № 12
Указ от 25 мая 1718 г. Пункты, данные С.-Петербургскому Генерал полицмейстеру.
(Извлечение)
Для улучшения порядков в сем городе быть Генерал полицмейстеру его царского величества генерал-адъютанту Девиеру, и даны ему за его величества собственною рукою пункты, как оное врученное дело управлять. Того ради всем жителям здешним объявляется, ежели что будет до них в оном управлении касаться, быть в том послушным, никто б неведением не оговаривался.
1. Надлежит смотреть, дабы все строение было регулярно построено, по его царского величества регламенту; печи, комели и трубы печные были б по указу, чтобы соседям от того какова бедства не учинилось; також бы никакое строение за линию, или из линии не строилось, но чтоб улицы и переулки были равны и изрядны.
3. Надлежит содержать все улицы и переулки в чистоте дабы проезд был беструден, и были б сухи, свободны и невозбранны, дабы как проезжие, так и жители никакой трудности не имели, и для выгоды и чистоты чинили б жители всякое вспоможение.
4. Шалашей по проезжим дорогам и у мостков близко не ставить, а становить далее, дабы теми шалашами в улицах не чинили утеснения и помешательства, также чтоб были в указанном месте, и чтоб сделаны были хорошо, и покрывались холстом, а рогож бы и иного тому подобного отнюдь не было, но было б все чисто и хорошо.
5. Тако же опасно хранить надлежит в рядах и местах, наипаче где столовые харчи продаются, дабы отнюдь нездорового какого съестного харчу не продавали, а паче вредительского чего, но все б держали здоровое, еще ж смотреть и хранить с прилежанием, дабы была мера и весы прямые; також бы и цену не в указанную пору таким товарам не возвешали и не поднимали.
6. Тако же в надсмотрении иметь чистоту улиц и переулков, рынков, рядов и мостов; и каждому жителю дать указ, дабы все пред своим двором имели чистоту, и сор чистили, и возили на указное место, а наипаче надлежит хранить, дабы отнюдь на реку зимою не возили, а летом не бросали, также протоки и каналы сором не засыпали под жестким штрафом.
7. Когда на рынках или улицах случатся какие драки, и таких людей имать и отсылать к их надлежащему суду с их допросами и делом.
9. Все подозрительные дома, а именно: шинки, зрень, картежная игра и другие похабства, и о таких дворах подавать изветы или явки; и все велеть досматривать, дабы все таковые мерзости, от чего всякое зло и лихо происходит, были испровергнуты.
10. Всех гулящих и слоняющихся людей, а особливо которые под видом, а ни бы чем промышляли и торговали, хватать и допрашивать. Буде же кто в допросе с словами своими несходен явится, оных определять на работу. Равно ж содержать и с нищими, буде от оных кто работу сработать может, и тех ловить и определять в работу ж.
11. Также накрепко смотреть приезжих, какие люди, и чтоб всякий хозяин тотчас объявил, кто к нему станет и какой человек, а буде утаит или непрямым именем скажет – таких хозяев с наказанием ссылать на галеру, с отобранием всего, что имеет; равным же образом и об отъезжих объявлять також и работников, ежели который хозяин наймет кого из гулящих в работу, чтоб прежде дать знать об нем, дабы под тем видом не было какого беглого солдата или матроса и прочих.
12. Також с дворов определить караульщиков, дабы когда драка учинится или какой вор побежит, тогда б караульщики с двора (или с дворов) оного поймать могли; також, когда пожар учинится, скорее сбежаться и потушить могли и для того надлежит им воров какое-нибудь ружье, а для пожаров ведра, топоры, войлочные щиты … и чтоб караульщики по ночам ходили по улицам с трещетками, как обычай в других краях;
13. Для лучшего смотрения всякого против сих пунктов неисправления, надлежит определить в каждой слободе или улице старосту, и к каждым десяти дворам десятского из тех же жителей, и дабы, и дабы каждый десятский за своим десятком накрепко смотрел, чтоб чего не учинилось противного запрещению; и ежели за кем что усмотрят, о том тотчас объявлять старосте, а сему полицмейстеру; також учинить распорядок между жителями, кому с каким пожарным оружием ходить на пожары.
(ПСЗ. Собр. 1. Т. V. № 3203)
Документ № 13