Прокурорский надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела

Стадия возбуждения в уголовном судопроизводстве имеет очень важное значение. От того, насколько правильно и своев­ременно будет принято и зарегистрировано сообщение о престу­плении, насколько полно будет проведена проверка поступив­шего повода, зависит успех дальнейшего расследования, а также обеспечение прав и законных интересов граждан. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства должностные лица органов, осуществляющих уголовное пре­следование, обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела урегулирован как уголовно-процессуальным законодательст­вом, так и внутриведомственными нормативными актами.

Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.

Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела. Поводом для возбуждения уголовного дела служит установлен­ный уголовно-процессуальным законом источник, из которых компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном или го­товящемся преступлении.

Поступление соответствующего повода для возбуждения уголовного дела является юридическим фактом, который обя­зывает прокурора, следователя, орган дознания принять его, проверить на наличие или отсутствие оснований для возбужде­ния уголовного дела и вынести соответствующее решение. На этом этапе стадии возбуждения уголовного дела допускаются серьезные нарушения законности:

1) в случаях, когда преступление совершено в условиях не­очевидности и нет подозреваемого лица, пострадавшим неред­ко отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступле­ниях, а принятые — не регистрируются и не рассматриваются;

2) уголовно наказуемые деяния квалифицируются как ад­министративные проступки, а при очевидных признаках со­става преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются под­логи, фальсифицируются материалы проверок;

3) нарушаются установленные законом сроки рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях и т.д.

В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять ис­полнение законодательства при приеме, разрешении и уче­те заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страхо­вых компаний, медицинских учреждений об оказании помо­щи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками на­сильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.

Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуроров, ответственных за правильность ведения учетно-регистрационной документации, обеспечить своевременную и полную ре­гистрацию заявлений, сообщений и сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры. Прокуроры должны си­стематически проверять состояние делопроизводства, учетно-регистрационной дисциплины в нижестоящих прокуратурах. Ответственность за организацию этой работы возложена лично на прокуроров городов и районов.

Осуществляя надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела, прокуроры обязаны обращать внимание и на соблюдение установленной уголовно-процессуальным законом формы поступившего повода для возбуждения уголовного дела.

При наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, прокурор должен выносить мотивирован­ное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокуро­ром нарушений.

Особое внимание при осуществлении надзора за исполнени­ем законов в этой стадии прокурор должен уделить срокам проверки поступившего повода для возбуждения уголовного дела. В соответствии с положениями УПК прокурор, следователь и дознаватель обязаны проверить поступивший повод для воз­буждения уголовного дела и в течение трех суток принять реше­ние о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом.

Продлить срок проверки до 10 суток может только руково­дитель следственного органа или начальник органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. Дальнейшее продление срока проверки недопустимо. Все про­верочные действия, проводимые следователем, дознавателем после истечения 10 суток, признаются нарушением закона.

Однако при необходимости проведения ревизий или доку­ментальных проверок руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки поступившего сообщения о преступлении до 30 суток.

Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Представляется вполне оправданным в этой стадии уголовного процесса истребовать предметы и документы, опрашивать граждан относительно обстоятельств, имеющих значения для разрешения поступившего в компетентные органы повода для возбуждения уголовного дела, назначать и проводить ревизии, инвентаризации, про­верки документации, необходимые исследования с привлече­нием специалистов и т.д.

Отдельного внимания заслуживает подход к возможности осуществления в этой стадии уголовного процесса следствен­ных действий. Так, до возбуждения уголовного дела может быть проведено только одно следственное действие — осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). В связи с этим прокуро­ры должны обращать внимание на то, что это положение УПК не подлежит расширительному толкованию.

При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения до-следственных проверок прокурор должен требовать их устра­нения и привлечения виновных лиц к ответственности.

Следователь, дознаватель, убедившись в том, что в по­ступившем сообщении о преступлении содержатся призна­ки преступления и отсутствуют правовые основания к отказу в возбуждении уголовного дела, обязаны принять решение о возбуждении уголовного дела, вынести об этом постановле­ние и немедленно уведомить заявителя.

Следователь, вынеся постановление о возбуждении уго­ловного дела, незамедлительно приступает к расследованию. В свою очередь дознаватель обязан свое решение о возбужде­нии уголовного дела согласовать с начальником органа дозна­ния и прокурором.

Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, должен от­менить его и с указаниями возвратить в орган дознания, уста­новив при этом конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых прове­рочных действий.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалова­ния. Постановление следователя, дознавателя об отказе в воз­буждении уголовного дела, в свою очередь, должно стать объ­ектом пристального внимания прокурора, как с формальной, так и с содержательной стороны.

Генеральный прокурор возлагает на надзирающих проку­роров безотлагательно рассматривать поступающие от дозна­вателей копии постановлений о возбуждении уголовного дела публичного обвинения, проверяя наличие поводов и основа­ний для возбуждения уголовного дела. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, прокуроры должны незамедлительно требовать от орга­на дознания, дознавателя представления материалов, обосно­вывающих принятое решение. Признав постановление о воз­буждении уголовного дела незаконным или необоснованным, надзирающий прокурор выносит постановление о его отмене в течение 24 часов с момента получения указанных материалов прокурором или его заместителем, независимо от того, произ­водились ли по делу следственные действия.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжало­ван прокурору, руководителю вышестоящего следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.

В соответствии со ст. 124 УПК прокурор, руководитель следственного органа рассматривают жалобу в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнитель­ные материалы либо принять иные меры, допускается рассмо­трение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам ее рассмотрения прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или ча­стичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлет­ворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

5. Надзор прокурора за соблюдением законности на стадии предварительного расследования

Прокурор может выявить нарушения закона, допущенные следователем, дознавателем при производстве уголовного дела, путем ознакомления с материалами предварительного расследо­вания, рассмотрения жалоб граждан на действия государствен­ных органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, непосредственного участия в расследовании преступлений, обобщения практики расследования преступлений.

Ознакомление с материалами уголовного дела, находящи­мися в производстве у следователя или дознавателя, происхо­дит в целях проверки обеспечения допустимости доказательств, защиты прав участников уголовного процесса, и в первую оче­редь потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого.

Для решения этих задач прокурор может вызвать следователя или дознавателя и заслушать их как о производстве по уголовному делу в целом, так и по отдельным эпизодам рассле­дования. Прокурор также может ознакомиться с наблюдатель­ным производством по уголовному делу, в котором находятся копии важных процессуальных документов, отражающих ре­шения следователя, дознавателя.

Однако наиболее эффективной формой прокурорского надзора в этом направлении является непосредственное озна­комление прокурора с материалами уголовного дела.

Изучая уголовное дело, прокурор в первую очередь должен обратить внимание на законность и обоснованность задержа­ния лица по подозрению в совершении преступления. Про­курор должен следить за тем, чтобы задержание лица происходило в точном соответствии с требованиями ст. 91 и 92 УПК и процессуальное оформление задержания следователем и дознавателем осуществлялось не позднее трех часов после фак­тического доставления подозреваемого в орган дознания или следователю.

Прокурор должен решительно пресекать случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании про­токолов об административных правонарушениях. Он должен безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также находящихся под стражей без продления сроков.

В этих целях он обязан ежедневно проверять законность содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах времен­ного содержания и на гауптвахтах. Прокурор должен безотла­гательно реагировать на нарушений порядка задержания, не­соответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим обстоятельствам происшедшего.

Велика роль прокурорского надзора и за соблюдением за­конности при избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стра­жу. Избирая меру пресечения и определяя ее вид, исходить из оснований, указанных в ст. 97 УПК, учитывая при этом тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, место жительства, род занятий и другие обстоятельства. При отсут­ствии оснований для избрания меры пресечения и с учетом конкретных обстоятельств отбирать у подозреваемого или об­виняемого обязательство о явке.

При рассмотрении вопросов о даче дознавателю согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу иметь в виду, что в ст. 108 УПК содержится исчерпывающий перечень условий для заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого. Прокурор должен тщательно проверять доводы подозреваемо­го и обвиняемого об их невиновности, оказании давления, на­рушении права на защиту и др.

Осуществляя надзор за исполнением законов, связанных с пресечением и раскрытием преступлений, прокурор прове­ряет соблюдение требований ч. 3 ст. 7 УПК о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением уста­новленного законом порядка. В соответствии с положениями ст. 75 УПК доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, являются недопустимыми. Они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться при доказывании любого из обстоятельства, входящих в пред­мет доказывания по уголовному делу.

К недопустимым доказательствам относятся: а) показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного про­изводства по уголовному делу в отсутствии защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозревае­мым, обвиняемым в суде; б) показания потерпевшего, свиде­теля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности; в) иные доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального закона. Придя к выводу, что доказательство получено с нарушениями требований УПК, прокурор в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК выносит постановление о признании данного доказательства недопустимым.

Прокуроры, осуществляющие надзор, акцентируют внима­ние на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению сле­дов преступления, получения и надлежащей фиксации доказа­тельств, использования возможностей оперативно-розыскных мероприятий, дают письменные указания о производстве от­дельных следственных действий и оперативно-розыскных ме­роприятий.

Прокурор принимает меры к тому, чтобы следственные действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения, проводились в строгом со­ответствии с ч. 5 ст. 165 УПК. Прокурор обеспечивает незамед­лительную проверку каждого случая проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения, а также дает право­вую оценку фактов незаконных обысков либо противоправ­ного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу или изъятых из оборота.

К наиболее типичным ошибкам при производстве рассле­дования, ставшим причиной оправдательных приговоров, мо­гут быть отнесены следующие:

1) несвоевременное возбуждение уголовного дела и прове­дение осмотра места происшествия;

2) не устраненная в ходе расследования противоречивость информации, что влечет за собой ее невосполнимость и недо­статочность в стадии судебного разбирательства;

3) непринятие следователем, дознавателем исчерпывающих мер к закреплению добытых доказательств путем проведения следственного эксперимента, проверки показаний на месте, обыска, выемки и т.д., что может повлечь за собой отказ обви­няемых и свидетелей в суде от прежних показаний;

4) нарушение конституционных и процессуальных прав по­дозреваемого и обвиняемого, в том числе права не свидетель­ствовать против самого себя и своих близких родственников;

5) нарушение процессуального порядка производства след­ственных действий и иные процессуальные упущения, кото­рые могут привести к признанию собранных по уголовному делу доказательств недопустимыми, и т.д.

Прокурор обеспечивает надзор за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК о направлении ему копий постановлений о при­влечении в качестве обвиняемого. При их получении проверяет соответствие указанных документов требованиям, предъявляе­мым ст. 171 УПК, при этом особое внимание уделяя вопросам квалификации содеянного. При необходимости надзирающий прокурор вправе предложить руководителям следственных ор­ганов представить ему уголовные дела для изучения.

Прокурор устанавливает действенный надзор за закон­ностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона. Он безот­лагательно рассматривает постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования. Признав эти решения незаконными или необоснованными, прокурор выносит мотивированное постановление о направ­лении соответствующих материалов руководителю следствен­ного органа для решения вопроса об отмене этих решений.

Прокурору систематически проверяет законность и обо­снованность решений о приостановлении производства по уголовным делам на основании п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК, а так­же своевременность и эффективность мер по розыску либо установлению лица, совершившего преступление.

Прокурор дает согласие дознавателю на прекращение уго­ловного дела, а также на освобождение лица от уголовной от­ветственности в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, возможностью исправления несовершенно­летнего путем применения мер принудительного воспитатель­ного воздействия только после тщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК.

В отдельных случаях прокурор проверяет, не является ли заявление потерпевшего о прекращении дела или уголовного преследования результатом незаконного воздействия на него со стороны каких-либо лиц или участников уголовного судо­производства.

При утверждении обвинительного акта прокурор изучает соответствие выводов органов предварительного расследова­ния фактическим обстоятельствам дела, соблюдение уголовно-процессуальных норм при выполнении следственных действий, соответствие составленных в ходе расследования документов требованиям УПК.

В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства прокурорпо поступившему к нему от следо­вателя уголовному делу с обвинительным заключением обязан принять одно из следующих решений о:

1) утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд;

2) возвращении уголовного дела следователю для производ­ства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставле­ния обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями.

По окончании дознания прокурор, рассматривая, поступив­шее к нему уголовное дело с обвинительным актом в течение двух суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела для производства допол­нительного дознания либо пересоставления обвинительного : акта в случае его несоответствия требованиям УПК со своими письменными указаниями. При этом прокурор может устано­вить срок для производства дополнительного дознания не бо­лее 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более трех суток;

3) о прекращении уголовного дела по основаниям, преду­смотренным ст. 24—28 УПК;

4) о направлении уголовного дела для производства пред­варительного следствия.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

Наши рекомендации