Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Специфика прокурорского надзора за исполнением за­конов органами, осуществляющими ОРД, состоит в том, что в этой деятельности принимает участие значительное количе­ство государственных правоохранительных структур. Данное обстоятельство требует от надзирающих прокуроров постоян­ного накопления и анализа поступающей информации о со­стоянии законности в поднадзорных органах. В соответствии с требованиями Инструкции об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности, утвержденной приказом Генерального проку­рора РФ от 21.12.2007 №207 уполномоченные нижестоящие прокуроры должны вести статистическую отчетность о своей работе по надзору за исполнением законов при осуществлении ОРД. Эта отчетность предусматривает отражение необходимых данных о результатах проверки поступивших в прокуратуру материалов, информации и обращений граждан о нарушении закона при осуществлении оперативно-розыскных мероприя­тий, а также установленного порядка их проведения и законно­сти принимаемых при этом решений руководителями соответ­ствующих органов. Систематизация материалов об имеющихся фактах нарушений законов при осуществлении ОРД позволит прокурору более эффективно и целенаправленно планировать свою работу.

Уполномоченным прокурорам при проведении проверок следует обращать внимание на следующие обстоятельства:

1) законность и обоснованность принятия решений соот­ветствующими должностными лицами о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов ОРД.

Согласно федеральному законодательству оперативная проверка прекращается в случае решения конкретных задач ОРД или при установлении обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения;

2) обязательность регистрации и заведения дел оперативно­го учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Органы, осуществляющие ОРД, для решения задач, .возложенных на них Законом об ОРД, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных п. 1—6 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД, в целях сбо­ра и систематизации сведений, проверки и оценки результатов ОРД, а также принятия на их основе соответствующих реше­ний органами, осуществляющими ОРД.

Следует отметить, что факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституци­онных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.

Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач ОРД, предусмотренных ст. 2 Закона об ОРД, а также если установлены обстоятельства, свидетельствующие об объективной невозможности решения этих задач. Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих ОРД;

3) соответствие оперативно-розыскных мероприятий це­лям и задачам ОРД, а также на недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окру­жающей среде.

Согласно Закону об ОРД результаты проводимых опера­тивно-розыскных мероприятий используются для:

— подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

— выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, выявления и установления лиц, их подготавли­вающих, совершающих или совершивших;

— розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, след­ствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган до­знания, следователю или в суд, в производстве которого на­ходится уголовное дело, для принятия тех или иных процес­суальных решений, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Представление оперативными подразделениями результа­тов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, и означает передачу в установ­ленном законом порядке конкретных оперативно-служебных документов, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу.

Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, либо представляются в соответствии со ст. 16 Закона о государ­ственной тайне.

Данные о результатах ОРД не представляются прокурорам, если:

— невозможно обеспечить безопасность субъектов (участ­ников) ОРД в связи с представлением и использованием дан­ных результатов в уголовном процессе;

— их использование в уголовном процессе создает реаль­ную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении неглас­ных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, вне­дренных в организованные преступные группы, штатных не­гласных сотрудниках и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне.

Решение о непредставлении результатов ОРД по указанным мотивам оформляется постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам дела опе­ративного учета или соответствующего номенклатурного дела. О принятом решении обязательно уведомляется инициатор за­проса;

4) наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД, на проведение только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен федеральным законом.

Так, в соответствии с Законом об ОРД при ее осуществлении проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обсле­дование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов свя­зи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, опера­тивный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприя­тий является исчерпывающим и может быть изменен или до­полнен только федеральным законом;

5) наличие оснований для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных ме­роприятий являются:

— возбужденное уголовное дело;

— ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о: а) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о л идах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; б) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ; в) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; г) лицах, без вести пропавших, и обна­ружении неопознанных трупов;

— поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;

— запросы других органов, осуществляющих ОРД, по основаниям, указанным в федеральном законе;

— постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотрен­ном законодательством РФ;

— запросы международных правоохранительных организа­ций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Кроме приведенных оснований органы уполномочены осу­ществлять ОРД, прямо не связанную с добыванием информа­ции непосредственно в криминальной среде для нужд уголов­ного преследования. В пределах своих полномочий они вправе также собирать данные, имеющие профилактический харак­тер, которые необходимы для принятия следующих решений о: а) допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; б) допуске к работам, связанным с эксплуатацией объ­ектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; в) допуске к участию в ОРД или к материалам, полученным в результате ее осуществления; г) установлении или поддержании с ли­цом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; д) обеспечении безопас­ности органов, осуществляющих ОРД; е) выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Осуществляя надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими ОРД, прокурор должен обращать внимание на соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В Законе об ОРД указаны следующие специфические условия проведения оперативно-розыскных мероприятий:

— технические и другие специальные средства при проведе­нии оперативно-розыскных мероприятий применяются толь­ко в том случае, если это не наносит ущерба жизни и здоровью людей, а также не причиняет вреда окружающей среде;

— проведение оперативного эксперимента возможно толь­ко лишь для выявления, предупреждения, пресечения или рас­крытия тяжкого или особо тяжкого преступления;

— о проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как оперативное внедрение, проверочная закупка, контроли­руемая поставка предметов, веществ и продукции, оборот кото­рых ограничен или запрещен, оперативный эксперимент, долж­но быть вынесено соответствующее постановление, которое утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД;

— о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граж­дан, к которым относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефон­ных переговоров, а также проникновение в жилище, должно быть вынесено мотивированное постановление одним из руководителей органа, осуществляющего ОРД. Основанием для принятия этих решений может быть информация о подготовке или совершении преступления, по которому обязательно пред­варительное следствие, или событиях (действиях), создающих угрозу государственной, военной, экономической или эколо­гической безопасности РФ;

— для проведения некоторых оперативно-розыскных меро­приятий требуется судебное решение. Следует учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления не может превышать шести месяцев, но при необходимости он может быть продлен на основании вновь представленных материалов;

6) своевременность уведомления судей органами, осу­ществляющими ОРД, о их проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности го­сударства, при действиях, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электронной и почтовой связи, а также права на непри­косновенность жилища;

7) законность привлечения граждан к сотрудничеству с ор­ганами, осуществляющими ОРД, на конфиденциальной осно­ве и соблюдение принципа их добровольного согласия на это.

При осуществлении прокурорских проверок надзирающим прокурорам необходимо обращать внимание на то, что сведе­ния о лицах, внедренных в организованные преступные груп­пы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, как уже отмечалось, представляются прокурору только с письменного согласия перечислен­ных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

При проверках выполнения оперативно-розыскных меро­приятий по поручениям следователя, данным в порядке ст. 38 УПК, не следует ограничиваться изучением обоснованности их проведения. Надзирающий прокурор должен рассматри­вать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц.

С учетом обстоятельств уголовного дела уполномоченно­му прокурору вместе со следователем необходимо устанавли­вать срок исполнения поручения, а также определять порядок и пределы использования результатов ОРД. Последние долж­ны использоваться в соответствии с принципами законности и неотвратимости уголовного наказания.

При осуществлении прокурорского надзора пристальное внимание должно быть сосредоточено на соблюдении прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскной деятельности:

— органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на не­прикосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;

— не допускается осуществлять ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных федеральным законода­тельством. Соответствующим органам (должностным лицам) запрещается:

проводить оперативно-розыскные мероприятия в интере­сах какой-либо политической партии, общественного и рели­гиозного объединения;

принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и орга­нов местного самоуправления, а также в деятельности заре­гистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объеди­нений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновен­ность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известны в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными зако­нами.

При нарушении органом (должностным лицом), осущест­вляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юри­дических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соот­ветствии с законодательством РФ обязаны принять меры по их восстановлению, а также возмещению причиненного вреда.

Еще одно важное обстоятельство, на которое обязан обра­тить внимание прокурор, надзирающий за законностью ОРД, касается соблюдения требований законодательства об обеспе­чении режима секретности всеми должностными лицами.

Так, сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий си­лах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, лицах, внедренных в организованные преступные группы, штат­ных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оператив­но-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановле­ния руководителя соответствующего органа.

Предание гласности сведений о лицах, внедренных в орга­низованные преступные группы, штатных негласных сотрудни­ках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказыва­ющих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Оперативно-служебные документы, отражающие резуль­таты ОРД, представляются суду (судье), прокурору, осущест­вляющему надзор за законностью ОРД, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим соответствующим органам в порядке и случаях, кото­рые установлены Законом об ОРД.

Лекция 6. Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

1. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания

2. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

3. Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

4. Прокурорский надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела

5. Надзор прокурора за соблюдением законности на стадии предварительного расследования

1. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания

Уголовное судопроизводствопредставляет собой урегу­лированную нормами уголовно-процессуального права дея­тельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе уголов­ного судопроизводства лежат три основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела.

К участникам уголовного судопроизводства, осуществляю­щим функцию обвинения, согласно УПК относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дозна­ния, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, граж­данский истец, представитель соответственно потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. В соответствии со ст. 37 УПК прокурор является должностным лицом, уполно­моченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за про­цессуальной деятельностью органов дознания и органов пред­варительного следствия.

Уголовное преследование имеет властно-распорядительный характер и непосредственно связано с ограничением конститу­ционных прав и свобод личности в уголовном процессе, при­менением мер процессуального принуждения, которые суще­ственно затрагивают законные права и интересы участников уголовного судопроизводства. В Конституции закреплено, что человек, его права и свободы — это высшая ценность, а при­знание, соблюдение и их защита являются обязанностью го­сударства. Этим объясняется то обстоятельство, что прокурор не только наделен полномочиями осуществлять уголовное преследование, но и обязан обеспечить действенный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предвари­тельного следствия.

Под прокурорским надзоромза исполнением законов ор­ганами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномочен­ных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением за­конности в данном случае решает две задачи. С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой — осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффек­тивно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного зна­чения.

Осуществляя надзор за соблюдением законности предвари­тельного расследования и являясь в досудебном производстве руководителем уголовного преследования, прокурор обязан:

1) обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и до­знания независимо от их ведомственной принадлежности;

2) незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельно­сти с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного за­ключения, направления дела в суд, для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также отказе в возбуждении уголовного дела);

3) в полной мере реализовать важнейшую обязанность про­куроров — защиту прав и законных интересов лиц, потерпев­ших от преступлений. Прокуроры должны внимательно под­ходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, воз­мещению морального и материального ущербов;

4) обеспечить своевременность и законность решений сле­дователя и дознавателя по результатам проверки каждого со­общения о преступлении;

5) принять все возможные меры к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;

6) осуществлять надзор за своевременностью и правильно­стью проведения следственных действий;

7) установить действенный надзор за законностью и обо­снованностью прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона. Безотлагательно отменять постановления о приостановлении предварительного след­ствия, прекращении уголовного дела или уголовного пресле­дования, если не исчерпаны все возможные средства для сбора доказательств и изобличения виновных.

Правовую основу прокурорского надзора за органами пред­варительного следствия и дознания составляют Конституция РФ, УПК, Закон о прокуратуре, а также подзаконные норма­тивные правовые акты, издаваемые Генеральной прокуратурой РФ, к числу которых отнесены приказы Генеральной прокура­туры Российской Федерации от 06.09.2007 № 136 «Об организа­ции прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной дея­тельностью органов дознания», от 27.11.2007 № 189 «Об орга­низации прокурорского надзора за соблюдением конституци­онных прав граждан в уголовном судопроизводстве» и др.

2. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

К объектам прокурорского надзорана досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные ор­ганы и должностные лица, наделенные в соответствии с уго­ловно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.

В соответствии со ст. 150 УПК предварительное расследова­ние осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Предварительное следствие произво­дится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Другим объектом, на деятельность которого распространя­ются надзорные полномочия прокурора, является орган дозна­ния. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания отно­сятся:

— органы Министерства внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осущест­влению ОРД;

— Главный судебный пристав РФ, Главный военный су­дебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

— командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

— органы Государственного пожарного надзора федераль­ной противопожарной службы.

Уголовно-процессуальным законом на органы дознания возлагаются следующие полномочия: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; выполнение неотложных следственных дей­ствий по уголовным делам, по которым производство предва­рительного следствия обязательно.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 УПК полномочия органа дозна­ния возлагаются на дознавателя начальником органа дознания.

Предметом прокурорского надзораза исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение:

1) прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществле­ния уголовного преследования;

2) установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о совершаемых, совершенных и готовящихся преступлениях;

3) законности проведения предварительного расследования;

4) законов при принятии решений органами, осуществляю­щими дознание и предварительное следствие.

Законодательно установлены также пределы прокурорского надзора.

1. Надзор за исполнением законов органами, осущест­вляющими предварительное следствие и дознание, согласно п. 31 ст. 5 УПК могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, которые участвуют в уголовном судопроизвод­стве. Вместе с тем представляется правильным, что помощ­ники прокурора имеют право по поручению надзирающего прокурора принимать участие в проверке исполнения требо­ваний уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Однако они не вправе прини­мать окончательные решения, так как согласно ч. 6 ст. 37 УПК полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры райо­на, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.

2. Надзор прокурора осуществляется только в рамках УПК и Закона о прокуратуре и касается исключительно, процессуальных аспектов. Вмешиваться в организационно-распоря­дительную деятельность органов, проводимых предваритель­ное следствие и дознание, прокурор не имеет права.

3. Указания надзирающего прокурора не всегда являются безусловными для исполнения и могут быть обжалованы вы­шестоящему прокурору.

3. Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

В ходе досудебного производства по уголовному делу про­курор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о престу­плениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного за­конодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допу­щенных в ходе дознания и предварительного следствия;

4) давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресе­чения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

7) отстранять дознавателя от дальнейшего производства рас­следования, если ими допущено нарушение требований УПК;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и пере­давать его следователю с обязательным указанием оснований данного действия;

9) передавать уголовное дело от одного органа предвари­тельного расследования другому с соблюдением правил под­следственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязатель­ным указанием оснований такой передачи;

10) отменять незаконные или необоснованные постановле­ния нижестоящего прокурора в порядке, установленном УПК;

11) продлевать срок дознания;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинитель­ный акт и направлять уголовное дело в суд;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного рассле­дования.

Для устранения выявленных в ходе осуществления проку­рорского надзора нарушений законности органами дознания и предварительного следствия прокурор уполномочен приме­нять следующие средства правового реагирования.

Представление.Данное правовое средство прокурорско­го реагирования на выявленные нарушения закона в уголов­ном судопроизводстве имеет двойное назначение. Так, на досудебных стадиях уголовного процесса при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выяв­ленные нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответствен­ности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок. В судебных стадиях представление — это акт прокурорского реагирования на судебное решение, вносимое прокурором в порядке, предусмотренном УПК.

Указание.Это правовое средство является наиболее распро­страненной формой прокурорского реагирования, которое, как правило, носит профилактический характер и способству­ет недопущению совершения следователем или дознавателем нарушений требований уголовно-процессуального законо­дательства. Указание дается прокурором в письменном виде и может касаться как производства тех или иных следствен­ных действий, проведение которых целесообразно с его точки зрения, так и характера избрания меры пресечения. Прокурор может дать указание следователю о том, как квалифицировать преступление, по которому следователь осуществляет произ­водство, об объеме обвинения, направлении уголовного дела в суд или его прекращении и т.д.

Письменное требование (поручение, запрос).При осуществле­нии прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса прокурор вправе истребовать у следователя уголов­ное дело для его проверки. Указанное полномочие прокурора реализуется посредством направления письменного требова­ния (поручения, запроса) руководителю следственного органа и обязательно для исполнения.

Постановление.В случаях, предусмотренных УПК, проку­рор наделен правом вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором наруше­ний уголовного законодательства. Прокурор также вправе вы­нести, в случаях нарушения уголовно-процессуального закона, постановление о признании полученных органами уголовного преследования доказательств не допустимыми.

Согласие прокурора.Уголовно-процессуальным законода­тельством России предусмотрен судебный порядок получения разрешения на проведение следственных действий (обыск, вы­емка, осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц и т.д.), которые затрагивают основные конституци­онные права и свободы граждан, а также на применение к по­дозреваемому (обвиняемому) мер уголовно-процессуального принуждения (наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста и т.д.). В этих случаях прокурор дает дознавателю свое согласие на возбуж­дение перед судом ходатайства о производстве следственных действий и иных мер процессуального принуждения, на совершение которых необходимо судебное решение.

В соответствии со ст. 115 УПК для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных изысканий или возможной конфискации имущества дознава­тель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемо­го или лиц, несущих по закону материальную ответственность )а их действия.

Таким образом, проверка прокурором целей и оснований для реализации такой меры уголовно-процессуального при­нуждения, как наложение ареста на имущество подозреваемо­го (обвиняемого) и его согласие на это, является необходимым условием для получения судебного решения на производство этого процессуального действия. Отказ в даче согласия должен быть мотивированным и изложен в письменной форме.

Принятие некоторых процессуальных решений также тре­бует непосредственного согласия прокурора. Например, проку­рор утверждает решение следователя, дознавателя о прекраще­нии производства по уголовному делу, а также обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд.

Официальное извинение реабилитированному.Прокурор от имени государства приносит официальное извинение реаби­литированному за причиненный ему вред. Вместе с тем УПК предусматривает следующие правовые средства возмещения реабилитированному морального вреда. Так, по письменно­му указанию прокурора средства массовой информации, опубликовавшие сведения о задержании реабилитированного, его временном отстранении от должности, осуждении, обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации.

По требованию реабилитированного, а в случае его смер­ти — его близких родственников или родственников суд, про­курор, следователь, дознаватель обязаны в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых реше­ниях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или жительства.

Наши рекомендации