Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

На территории РФ право осуществлять ОРД предоставляет­ся подразделениям следующих правоохранительных органов: Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы без­опасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, внешней разведки Министерства оборо­ны РФ, Министерства юстиции РФ.

Оперативные подразделения органов внешней разведки проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если про­ведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных правоохранительных структур.

Перечень органов, осуществляющих ОРД, является исчер­пывающим и может быть изменен или дополнен только в законодательном порядке. Указанные органы решают определен­ные Законом об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законода­тельными актами РФ.

Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре и п. 3 приказа Гене­рального прокурора РФ от 21.12.2007 № 207 «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предметом проку­рорского надзораявляется обеспечение: 1) гарантий соблюде­ния прав человека и гражданина на неприкосновенность част­ной жизни, личную и семейную тайну; 2) неприкосновенности жилища и тайну корреспонденции; 3) установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовя­щихся преступлениях; 4) законности выполнения оперативно-розыскных мероприятий; 5) соответствия закону решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Поводами для проведения прокурорской проверки законности действий и решений органов, осуществляющих ОРД, являются:

— жалобы граждан и обращения должностных лиц на не­законные действия и решения должностных лиц органов, осу­ществляющих ОРД;

— результаты изучения материалов уголовных дел о нерас­крытых преступлениях.

Прокурорская проверка осуществляется также в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномо­ченного прокурора. Она может быть проведена и в случаях от­сутствия положительных результатов по выявлению подготав­ливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозре­ваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Законодательно также определены пределы прокурорского надзораза исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

1. В пределы прокурорского надзора не входит контроль за исполнением внутриведомственных нормативно-правовых ак­тов, принятых в развитие положений федерального законода­тельства об ОРД. Вместе с тем прокурор для обоснования своих выводов о соблюдении законов в действиях и решениях под­надзорных органов, вне всякого сомнения, должен знать положения этих документов.

2. Прокурор не вправе своим указанием отстранить сотруд­ника оперативно-розыскного подразделения от выполнения им своих должностных обязанностей в связи с нарушением требований федерального законодательства, подзаконных нормативно-правовых актов или по иным причинам (напри­мер, вследствие обнаружившейся его некомпетентности).

3. Прокурор не вправе своим решением отменить незакон­ные или необоснованные решения сотрудника, осуществляю­щего ОРД.

4. Прокурор не может опротестовать судебное решение о производстве оперативно-розыскных мероприятий.

5. Сведения о лицах, внедренных в организованные пре­ступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содей­ствие этим органам на конфиденциальной основе, предостав­ляются прокурору только на основании письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

6. Оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности органами Федеральной службы безопасности РФ и Службы внешней разведки РФ прокурор может истребовать только исключительно в случа­ях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граж­дан, свидетельствующим о нарушениях этими органами зако­нодательства РФ.

7. В ходе проведения надзорных мероприятий в органах внешней разведки Министерства обороны РФ прокурор дол­жен изучать только те оперативно-служебные документы, ко­торые заведены в связи с обеспечением собственной безопас­ности указанных органов.

Наши рекомендации